Коллективный труд детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3-5
1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ………………………………………………………………………………….6-10
2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ………………………………………………………………………11-13
3. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОМ ДЕТЕЙ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ……………………...14-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

КОНТР-КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ СТАРШ ДОШК ВОЗРАСТА.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

      У дошкольников, постоянно участвующих  в хозяйственно бытовом труде, как  правило, сформировано бережное отношение  к вещам, стремление по собственной  инициативе включаться в дежурство, навести порядок, оказать помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей. Содержание дежурств в дошкольном возрасте очень разнообразно. Если взрослые не разделяют труд детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни. В процессе дежурств не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например: участие в наведении порядка в групповой комнате) предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

      Воспитатель, оценивая труд каждого из дежурных, указывает на ошибки, отмечает, кто из ребят уже научился дежурить, а кому еще надо постараться. Он разъясняет детям, что работа дежурных очень нужна для всей группы, хвалит тех, кто старательно выполняет задание: «Оля и Сережа были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; «Игорь сегодня совсем не отвлекался и быстро разложил все, что нужно». Постепенно педагог воспитывает положительное отношение к работе дежурных.

      Когда дети осознают свои обязанности, когда  они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. "Мы с мамой пирожки делали. Мама кружочки делала, а я начинку накладывала", - говорит шестилетняя девочка. "Мы с папой дверь чинили, я гвоздики подавал папе, а он прибивал где надо", - С гордостью сообщает пятилетний мальчик. Радует ребенка доверие старших, он гордится, когда ему поручают дома настоящие дела, выполнение которых составляет известный вклад ребенка в многочисленные повседневные дела семьи. Когда ребенка включают в эти повседневные дела, это меняет его положение среди взрослых - у него есть свои дела и обязанности, за них он отвечает. Детей радует поощрение взрослых; справедливая, доброжелательная оценка создает у них чувство уверенности, желание заслужить еще более высокую оценку. Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде. Но взрослым следует иметь в виду, что повседневность придает детскому труду будничный характер. Одно дело выполнить поручение в первый раз: впервые попросили ребенка шести лет купить хлеб - поручение выполнено с готовностью, ребенок вырос в собственных глазах. Но когда эту обязанность надо выполнять каждый день, радость постепенно угасает, желание ежедневно ходить за хлебом может у ребенка пропасть. Придется находить дополнительные стимулы, чтобы та или иная обязанность не стала обременительной для ребенка. Иногда мать, накрывая стол к обеду, скажет: "Какой аппетитный, мягкий хлеб купил сегодня Алеша". В другой раз даст более сложное задание: купить не только хлеб, но и калорийные булочки, которые так любит папа. А за вечерним чаем отец выразит удовольствие при виде этих булочек и еще больше обрадуется, узнав, что это сын ходил в булочную. Любят дети подготовку к праздникам. Вы начинаете праздничную уборку квартиры - продумайте возможное участие в ней и ребенка. Дети 3 - 4 лет могут протереть влажной тряпочкой свои кубики, полочку для игрушек, аккуратно расставить на. ней свои игрушки, помочь маме протереть листья растений, помыть поддонники. Более старшим детям можно доверить более сложные дела: навести порядок в буфете, аккуратно разложить белье на полки шкафа, при этом проследить, чтобы постельное белье не было перемешано с одеждой... Если вы собрались стирать, - детям тоже найдется дело. Надо ведь, чтобы и у кукол был праздник, чтобы их одежда и постель были чистыми. В маленьком тазике все это можно постирать, прополоскать, что-то подсинить, что-то накрахмалить, а потом вместе с мамой развесить посушить. А когда все высохнет, кое-что дети сами смогут и погладить. Очень важно, чтобы в этих предпраздничных хлопотах у каждого было дело: и у папы, и у старшего брата. У них свои обязанности. Надо починить неисправные игрушки, привести в порядок одежду, что-то отнести в химчистку. Кое-что надо вынести во двор и проветрить. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью. Такие традиции семьи, при которых ребенок рано становится участником общего труда, дают значительно более высокие воспитательные результаты, чем иные, когда ребенок, проснувшись утром, видит преобразившуюся квартиру - был беспорядок, и вот, как по волшебству, все преобразилось, всюду чистота. Такой "сюрприз", конечно, доставит удовольствие ребенку. Но так как он не был участником общего труда, оценить вложенный труд ребенок не может, да и вообще ценить его долго не научится. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проявлять заботу о другом, и в этом их надо поощрять. Пусть эти заботы будут еще очень просты, но то, что они направлены на пользу другого, а не на себя, имеет важнейшее значение для развития личности ребенка. Некоторые дети 6 - 7 лет в семье выполняют многие дела по хозяйству, по-настоящему помогают взрослым. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки. Трудовое участие детей в бытовых делах особенно велико в тех семьях, где несколько детей, где у старшего дошкольника есть младший брат или сестра. Круг повседневных дел ребенка в такой семье разнообразен, он видит, что по-настоящему может помочь маме, ухаживая за маленьким. Вот как об этом рассказывают сами дети: "Я одеваю сестренку, гуляю с ней"; "Мою братишке лицо и руки"; "Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю"; "Я хожу с Лялей гулять"; "Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки"; "Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю маме купать его, когда папа на работе". Заметим, что в этом случае ребенку легче почувствовать себя большим, покровительство по отношению к младшим возвышает его в собственных глазах. Круг дел, которые взрослые поручают дошкольникам по уходу за маленькими, постепенно становится привычным. Но следует помнить, что детям хочется поиграть со своими сверстниками, у них есть свои интересы, свои интеллектуальные потребности, которые должны удовлетворяться в процессе общения со старшими и сверстниками, в совместных играх, наблюдениях, занятиях. Как только эти детские потребности начинают ущемляться, забота о маленьких становится для дошкольников обременительной обязанностью и иногда приводит к изменению отношения старших дошкольников к их младшим сестрам и братьям. Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, находить свое место в общих делах семьи. "Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Людочкой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел", - говорит мальчик. "Помогаю маме приносить тяжелые вещи", - говорит Женя (6 л. 2 мес.). А вот извечная помощь маленького человека старшему: "Помогаю бабушке вдевать нитку в иголку". Заботятся дети о животных, о растениях: "Кормлю кролика", "Вожу гулять свою собаку", "Цветы поливаю", "Хомячков кормлю". Но иногда забота ребят 6 - 7 лет не выходит за рамки их игровых интересов: "Кладу куклу спать, кормлю ее"; "С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним". Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.

      Пример  проведения совместного труда с  воспитателем:

      “Совместный труд с воспитателем (замена воды в  аквариуме) ».

      Программное содержание. Формировать стремление принимать участие в труде  взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызвать чувство  ответственности, желание оправдать  доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

      Ход работы.

      - Посмотрите, ребята, на наших рыбок,  которых мы отсадили в банку  на время мытья аквариума. Как  вы думаете, хорошо ли им  тут? (Ответы.) Конечно, тесно плавать  и дышать трудно. Надо поскорее подготовить для них аквариум с чистой, отстоявшейся водой. Но мне одной быстро и хорошо не сделать. Давайте займемся этим делом вместе. Кто хочет потрудиться? (5-6 детей). Для этого нужно определить весь объем работы и распределить ее между всеми участниками труда. Итак, что надо сделать? (Ответы.) Давайте я буду вычерпывать воду, а вы выносить ее и выливать. Потом я выну камушки, ракушки, гроты, а вы их хорошенько вымоете губками и щеточками. А я в это время буду чистить стенки аквариума, и промывать песок. Потом я разложу на дне аквариума вымытые камушки, ракушки, гроты, а вы начнете наполнять аквариум отстоявшейся водой. Я в это время буду промывать водоросли. Затем помещу водоросли в аквариум и установлю подсветку. А когда вода станет прозрачнее, мы запустим рыбок и улиток. Все согласны с таким распределением работы? (Ответы.) Тогда приступим к делу.

      В процессе деятельности воспитатель  дает детям советы, высказывает мнение об их действиях, подбадривает. По окончании  труда педагог предлагает детям навести порядок после работы: вымыть губки, щетки, положить на просушку, протереть и убрать на место ведра, подтереть пол, снять и повесить клеенчатые фартуки.

      Затем воспитатель обращает внимание на рыбок  в банке. Дети пересчитывают их, вспоминают названия, воспитатель запускает рыб в аквариум. После этого вместе с ребятами наблюдает, как рыбки радуются простору, чистой воде. Воспитатель предлагает детям покормить рыбок и кормит сухим кормом.

      Маленькое море есть у нас с тобой.

      Нет на море шторма. Здесь всегда покой.

      Только  веселятся сказочные рыбки,

      Медленно  и важно ползают улитки.

 

Заключение 
 
 

      Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

        Выполнение определенных посильных  трудовых обязанностей способствует  воспитанию у ребенка чувства  ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования  всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

      Трудовая  деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь  в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление  о себе и об окружающем мире. Радикальным  образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.  Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда, в последнее время в 

 большинстве  садиков находится в упадке. Это  связанно как с общей социально-экономической  ситуацией, так и с общим  развитием социума. В связи  с этим трудовое обучение требует  коренной перестройки. 

 

Список  используемой литературы 
 
 

     
  1. Воспитание  дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980
  2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1983.
  3. Воспитывать коллективистов // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
  4. Давидович В.Н. Формирование у старших дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности. // Дружные ребята / Под ред. Р.С.Буре. М., 1997.
  5. Крайнова Л.Ф. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984.
  6. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
  7. Нравственно-трудовое воспитание детей / Под ред. Р.С. Буре. – М., 1987.
  8. Ядэшенко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978

Информация о работе Коллективный труд детей старшего дошкольного возраста