Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:14, реферат
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений.
4) Коллектив как объект и субъект воспитания
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА:
1) Общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;
2) Общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;
3) Отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели вкладываются особые отношения;
4) Общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.
В любом коллективе различают типы отношений:
1) личные, основанные на привязанностях, симпатиях или антипатиях;
2) деловые – совместные решения каких-либо социальных задач.
В коллективе
объединены разные личности, которые
имеют общую цель и общую деятельность
для достижения этой цели. Особое значение
занимает воспитательный коллектив. Он
создается в школе среди
1) учебная работа;
2) внеклассная работа;
3) трудовая деятельность;
4) общественно-социальная деятельность, культурно-просветительская деятельность учащихся.
Для воспитания здорового, развитого
ученического коллектива необходимо опираться
на следующие принципы: воспитывать
ученический актив, который будет
положительно воздействовать на весь
коллектив и во всем помогать педагогу;
для дальнейшего успешного
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
А. С. Макаренко (советский педагог и писатель) сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия; выявил этапы развития коллектива:
1-й этап – становление
коллектива. Педагог оформляет группу,
класс, кружок в коллектив,
т. е. социально-
2-й этап – усиление
влияния актива. Актив не только
выполняет требования педагога,
но и сам их предъявляет
к членам коллектива, исходя из
того, что приносит пользу, а что
вред коллективу. Коллектив на 2-м
этапе развития выступает как
целостная система, в которой
начинают действовать
3-й этап и последующие
этапы – расцвет коллектива. Уровень
и характер требований – более
высокие требования к себе, чем
к своим товарищам –
4-й этап развития –
этап движения. На этом этапе
каждый школьник благодаря
Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на
Одним из возможных
путей совершенствования
Использование
педагогических технологий
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
-Диагностирование
-Целеполагание
-Проектирование
-Конструирование
-Организационно – деятельностный компонент
-Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
-Научно обоснованные социализированные требования
-Передача социального опыта
-Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
-Социализированная оценка ученика
-Организация творческого дела
-Создание ситуации успеха
Технологии воспитания классифицируют :
1.По философской основе:
-материалистические;
-прагматические;
-гуманистические,
-антропософские.
2.По научной концепции:
-поведенческие;
-деятельностные;
-интериоризаторские,
-нейролингвистического
3.По категории объекта:
-индивидуальные;
-групповые;
-коллективные;
-массовые.
Виды воспитательной технологии:
-технологии организации и проведения группового воспитательного ДЕЛА.
-технология здоровьесберегающая:
-Медико-гигиенические технологии (МГТ).
-Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
-Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
-Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
-Технологии личностно-ориентированного обучения
-Гуманно-личностные
-Технологии сотрудничества
-Технологии свободного воспитания
-Технология педагогики сотрудничества
-Технология педагогического общения
-Технология педагогического разрешения
-Технология предъявления педагогического требования
-Технология педагогической оценки поведения и поступков детей
-Информационно-
-Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
-Технологии воспитания на основе системного подхода
-Технология самосовершенствования личности школьника
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. При этом важно, чтобы они были общими, нужна гармония личных и общих перспектив.
-Близкая перспектива особенно важна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки, экскурсии и др. Всякая, даже небольшая радость делает коллектив более дружным и бодрым.
-Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени: праздники, юбилейные даты, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Это событие требует долгой подготовки и обсуждения.
-Далекая перспектива — это будущее учреждения.
«Коллектив есть расширенная семья, и для каждого члена будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной.»
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.
«Может быть, главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте.»
Важным путем сплочения коллектива является накопление положительных традиций. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, утверждал А.С. Макаренко. В руководимых им воспитательных учреждениях культивировались и бережно сохранялись яркие, красочные традиции, которые объединяли коллектив коммунаров. Интересные традиции сложились во многих школах: последний звонок, праздничные дни рождения школы, спортивные праздники. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. «Традиции украшают жизнь ребят».
Детский коллектив по мнению А.С. Макаренко должен обладать следующими признаками:
1)мажор — основное
качество жизни. «Постоянная
2)ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив
3)защищенность каждого в коллективе
4)внешняя красота и эстетика
5)присутствие игры в жизни коллектива
Информация о работе Коллектив как объект и субъект воспитания