Коллектив как объект и субъект воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений.

Работа содержит 1 файл

4.Вопрос.docx

— 20.66 Кб (Скачать)

4) Коллектив как объект и субъект воспитания

    Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений.

     ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА:

1) Общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;

2) Общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;

3) Отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели вкладываются особые отношения;

4) Общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

      В любом коллективе различают типы отношений:

1) личные, основанные на привязанностях, симпатиях или антипатиях;

2) деловые – совместные  решения каких-либо социальных  задач.

 

В коллективе объединены разные личности, которые  имеют общую цель и общую деятельность для достижения этой цели. Особое значение занимает воспитательный коллектив. Он создается в школе среди учащихся на базе хороших социальных отношений, общих стремлений к достижению успеха. Воспитательный коллектив является субъектом воспитания и организации  собственной деятельности. Все учащиеся школы входят в так называемый единый общешкольный коллектив. Он включает в себя: первичные коллективы (т. е. классы); временные коллективы (спортивные секции, кружки, коллективы); формальные коллективы (ученический комитет, органы самоуправления учащихся); неформальные коллективы (неформальные сообщества). Важнейшие средства воспитания детского коллектива:

1) учебная работа;

2) внеклассная работа;

3) трудовая деятельность;

4) общественно-социальная  деятельность, культурно-просветительская  деятельность учащихся.

 

Для воспитания здорового, развитого  ученического коллектива необходимо опираться  на следующие принципы: воспитывать  ученический актив, который будет  положительно воздействовать на весь коллектив и во всем помогать педагогу; для дальнейшего успешного развития и воспитания коллектива необходимо четко формулировать педагогические требования; на развитие коллектива и целостного становления каждого члена коллектива влияет организация учебной, трудовой, просветительской, спортивно-оздоровительной деятельности, поддержка положительных традиций коллектива, которая укрепляет сплоченность коллектива.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

А. С. Макаренко (советский педагог и писатель) сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия; выявил этапы развития коллектива:

1-й этап – становление  коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив,  т. е. социально-психологическую  общность, в которой отношение  учеников определяется характером  их совместной деятельности, ее  целями и задачами. Организатор  коллектива – педагог, от которого  исходят все требования.

2-й этап – усиление  влияния актива. Актив не только  выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет  к членам коллектива, исходя из  того, что приносит пользу, а что  вред коллективу. Коллектив на 2-м  этапе развития выступает как  целостная система, в которой  начинают действовать механизмы  самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

3-й этап и последующие  этапы – расцвет коллектива. Уровень  и характер требований – более  высокие требования к себе, чем  к своим товарищам – свидетельствует  об уже достигнутом уровне  воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел  до этого этапа развития, то  он формирует целостную, нравственную  личность. Основные признаки коллектива  – общий опыт, одинаковые оценки событий.

4-й этап развития –  этап движения. На этом этапе  каждый школьник благодаря усвоенному  коллективному опыту сам к  себе предъявляет определенные  требования, его потребностью становится  выполнение нравственных норм. Здесь  процесс воспитания переходит  в процесс самовоспитания.

        Между  этапами развития нет четких  границ. Последующий этап не сменяет  предыдущий, а добавляется к нему.

        ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

          Педагогический процесс на основе  педагогических технологий должен  гарантировать достижение поставленных  целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

 

    Одним из возможных  путей совершенствования воспитательной  работы в образовательном учреждении  является освоение педагогами  – практиками продуктивных педагогических  идей. Чтобы повысить качество  деятельности всех субъектов  воспитания, участникам воспитательного  процесса нужны глубокие знания  о технологиях социально-педагогической  и воспитательной работы.

       Использование  педагогических технологий позволяет  наполнить воспитательный процесс  конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

        Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

         Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе.  Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии

         Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

        Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

-Диагностирование

-Целеполагание

-Проектирование

-Конструирование

-Организационно – деятельностный компонент

-Контрольно – управленческий компонент

       Содержательный компонент  наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

           Содержанием воспитательных технологий являются:

-Научно обоснованные социализированные требования

-Передача социального опыта

-Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

-Социализированная оценка ученика

-Организация творческого дела

-Создание ситуации успеха

           Технологии  воспитания классифицируют :

1.По философской основе:

-материалистические;

-прагматические;

-гуманистические, 

-антропософские.

2.По научной концепции: 

-поведенческие; 

-деятельностные;

-интериоризаторские,

-нейролингвистического программирования.

3.По категории объекта: 

-индивидуальные;

-групповые; 

-коллективные;

-массовые.

  Виды  воспитательной технологии:

-технологии организации и проведения группового воспитательного ДЕЛА.      

-технология здоровьесберегающая:

              -Медико-гигиенические технологии (МГТ).

              -Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

              -Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

               -Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

       -Технологии личностно-ориентированного обучения

                   -Гуманно-личностные

                  -Технологии сотрудничества

                 -Технологии свободного воспитания

  -Технология педагогики сотрудничества

  -Технология педагогического общения

  -Технология педагогического разрешения

   -Технология предъявления педагогического требования

  -Технология педагогической оценки поведения и поступков детей 

   -Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

    -Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

    -Технологии воспитания на основе системного подхода

    -Технология самосовершенствования личности школьника

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

 

Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. При этом важно, чтобы они были общими, нужна гармония личных и общих перспектив.

-Близкая перспектива особенно важна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки, экскурсии и др. Всякая, даже небольшая радость делает коллектив более дружным и бодрым.

-Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени: праздники, юбилейные даты, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Это событие требует долгой подготовки и обсуждения.

-Далекая перспектива — это будущее учреждения.

«Коллектив есть расширенная семья, и для каждого члена будущая  судьба учреждения никогда не может  быть безразличной.»

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески  ищет наиболее эффективные пути для  его движения вперёд.

«Может быть, главное отличие  нашей воспитательной системы от буржуазной в том, что у нас  детский коллектив обязательно  должен расти и богатеть, впереди  видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте.» 

Важным путем  сплочения коллектива является накопление положительных традиций. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, утверждал А.С. Макаренко. В руководимых им воспитательных учреждениях культивировались и бережно сохранялись яркие, красочные традиции, которые объединяли коллектив коммунаров. Интересные традиции сложились во многих школах: последний звонок, праздничные дни рождения школы, спортивные праздники. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. «Традиции украшают жизнь ребят».

Детский коллектив  по мнению А.С. Макаренко должен обладать следующими признаками:

1)мажор — основное  качество жизни. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких  кислых выражений, постоянная  готовность к действию, радужное  настроение, именно мажорное, веселое,  бодрое настроение, но вовсе не  истеричность».

2)ощущение собственного  достоинства и гордости за  свой коллектив

3)защищенность  каждого в коллективе

4)внешняя красота  и эстетика

5)присутствие  игры в жизни коллектива


Информация о работе Коллектив как объект и субъект воспитания