Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:00, реферат
Коллектив- социальная группа, объединенная на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.(взрослый коллектив)
Учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (детский коллектив)
1.Понятие о коллективе и пути формирования коллектива
2.Признаки и функции коллектива.
3.Учение А. С. Макаренко о коллективе(определение коллектива; стадии развития коллектива).
4. Педагоги - ученые о коллективе.
5. Роль коллектива.
Коллектив как цель, объект и субъект воспитания.
План:
*1.Коллектив- социальная группа, объединенная на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.(взрослый коллектив)
Учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (детский коллектив)
Существует
множество путей
формирования коллектива.
*2.Признаки
коллектива:
б)Общая совместная деятельность(полезна всем).
в)Отношения ответственной зависимости
г)Общий выборочный руководящий орган.
Выделяют 3 воспитательные функции коллектива:
1.Организационная:Коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; (организация детской деятельности: учебной, трудовой, игровой, общественной).
2.Воспитательная: в коллективе формируется комплекс моральных качеств личности, ознакомление детей с системой общественных ценностей,
3.Стимулирование-коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов.
*3 Виднейшим представителем отеч. педагогики
разрабатывающим теорию коллектива был
А.С.Макаренко. -Он сформулировал
закон жизни коллектива: « Движение
– форма жизни коллектива. Остановка –
форма его смерти».. -Определил принципы
развития коллектива(гласности,
На основе анализа своего опыта Макаренко определил, что коллектив-это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно значимый смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Макаренко выделил несколько стадий развития:
1.Становление - требования к учащимся предъявляет педагог. Педагог предъявляет не много требований (3 – 4 требований). Касается поведения в школе, в классе ( нельзя опаздывать, как вести, сидеть).
Все требования, которые предъявляет учитель, должны быть выполнены всеми учениками.
Далее учитель наблюдает, кто из учеников наиболее активно выполняет требования и помогает учителю. Из этих учеников формируется актив класса. Идет формирование актива.
2.Воспитывающее отношение к учащимся проявляет не только педагог, но и актив класса.
3.Воспитывающее отношение к личности и к коллективу проявляет большинство коллектива (постепенно к активу примыкают другие ученики. Они предъявляют требования и к себе, и к другим).
4.Воспитывающее влияние оказывает весь коллектив.
!!! Особенно важным считал Макаренко выбор цели.(Практическая цель,которая способна сплотить, увлечь воспитанников-называл перспективой).Перспектива: *ближняя – сегодня, завтра пойдем гулять. *Средняя – близко, но несколько отодвигается во времени. *Дальняя – в конце года пойдем в поход).
*4. Последовательное развитие идеи А.
С. Макаренко получили в педагогических
трудах и опыте В.А.Сухомлинского
.
Многолетняя
педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского
позволила ему сформулировать совокупность
принципов, которые
должны быть положены
в основу формирования
школьного коллектива:
организационное единство школьного коллектива;
руководящая роль школьного коллектива;
руководящая роль педагога; богатство
отношений между учениками и педагогами,
между учениками, между педагогами ; самодеятельность,
творчество, инициатива; постоянное умножение
духовных богатств; создание и заботливое
сохранение традиций, передача их от поколения
к поколению как духовного достояния;
интеллектуальное, эстетическое богатство
взаимоотношений между школьным коллективом
и другими коллективами .
*А.В.Луначарский
считал, что основной целью воспитания
должно быть всестороннее развитие такой
личности, которая умеет жить в гармонии
с другими, которая умеет содружествовать,
которая связана с другими сочувствием
.
Лутошкин Анатолий Николаевич.
В книге «
эмоциональная жизнь в
2.Мягкая глина – делаются первые усилия по сплочению коллектива. Организующим звеном является учитель, среди учеников хорошего организатора еще нет.
3.«Мерцающий маяк» - «курс» или цель выбрана правильно. Маяк горит, но не постоянно, как бы говоря: я готов прийти на помощь. В классе есть желание учеников помочь друг другу. Есть на кого опереться, то есть имеется актив, как руководящий орган.
4.«Алый парус» - символ устремленности вперед, символ дружеской верности.
«Горящий факел» - единение, сотрудничество друг с другом, тесная дружба – это живое пламя.
Татьяна Евгеньевна Конникова.
Коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, его нравственно ценной активности.
Н.С. Щуркова.- гуманистическое воспитание в коллективе, воспитание на ценностях общества, в основе личностно – ориентированная педагогика.
Виктор Михайлович Коротов
– о самоуправлении в коллективе ( ученики сами предъявляют требования друг к другу).
*5
Роль коллектива
в развитии личности
проявляется в следующих
моментах: *Коллектив
является основной базой накопления детьми
позитивного социального опыта, поскольку
только в школьном коллективе его освоение
специально планируется и направляется.
При
формировании коллектива
учитывается специфика
возраста.
Особенности:*Подвижность*
В
связи с указанными
выше особенностями
младшего школьника,
педагогу необходимо:*При планировании
восп. работы выделять конкретные дела,
включая их в различные виды деятельности
( учебная, игровая, трудовая, спортивная,
эстетическая).*Необходима пед. организация
каждого вида деятельности. *В воспитательной
работе важно сочетать индивидуальные
и коллективные формы (в начальной школе
нужны коллективные поручения)
Информация о работе Коллектив как цель, объект и субъект воспитания