Коллектив как цель, объект и субъект воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

Коллектив- социальная группа, объединенная на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.(взрослый коллектив)
Учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (детский коллектив)

Содержание

1.Понятие о коллективе и пути формирования коллектива
2.Признаки и функции коллектива.
3.Учение А. С. Макаренко о коллективе(определение коллектива; стадии развития коллектива).
4. Педагоги - ученые о коллективе.
5. Роль коллектива.

Работа содержит 1 файл

печатать педагогика.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Коллектив как цель, объект и субъект воспитания.

План:                                                                                                                                                        1.Понятие о  коллективе и пути формирования коллектива                                                                           2.Признаки и функции коллектива.                                                                                                                                                                                                                                                                      3.Учение А. С. Макаренко о коллективе(определение коллектива; стадии развития коллектива).                                                                                                                                                                         4. Педагоги - ученые о коллективе.                                                                                                                    5. Роль коллектива.                                                                                                                                                    

 *1.Коллектив- социальная группа, объединенная на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций и  совместной деятельности.(взрослый коллектив)

Учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (детский коллектив)

Существует  множество путей  формирования коллектива.                                                                   1. Единое требование к учащимся(для всех одни требования, педагог должен быть сам требователен к себе и показывать пример.).2.Через коллектив (через актив мы можем формировать коллектив). 3. Коллективные поручения(даются всему колл). 4.Разовые поручения(касаются либо маленькой группы, либо одного). 5.общественное мнение. 6. Ситуация успеха. 7. дисциплина и ответственность в коллективе.8. Организация самоуправления.

 

*2.Признаки коллектива:                                                                                                                                     а)Общая социально-значимая цель(эта цель полезна всем).

б)Общая совместная деятельность(полезна всем).

в)Отношения  ответственной зависимости

г)Общий выборочный руководящий орган.

    Выделяют 3 воспитательные функции коллектива:

1.Организационная:Коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; (организация детской деятельности: учебной, трудовой, игровой, общественной).

2.Воспитательная: в коллективе формируется комплекс моральных качеств личности, ознакомление детей с системой общественных ценностей,

3.Стимулирование-коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов.

    

    *3 Виднейшим представителем отеч. педагогики разрабатывающим теорию коллектива был А.С.Макаренко. -Он сформулировал закон жизни коллектива: « Движение – форма жизни коллектива. Остановка – форма его смерти».. -Определил принципы развития коллектива(гласности,параллельного действия (через кого – то),перспективных линий,взаимной ответственности в коллективе). -Вычленил Стадии развития коллектива.

          На основе анализа своего опыта Макаренко определил, что коллектив-это такая  группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно значимый смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

        Макаренко выделил несколько стадий развития:

1.Становление - требования к учащимся предъявляет педагог. Педагог предъявляет не много требований (3 – 4 требований). Касается поведения в школе, в классе ( нельзя опаздывать, как вести, сидеть).

Все требования, которые предъявляет учитель, должны быть выполнены всеми учениками.

Далее учитель  наблюдает, кто из учеников наиболее активно выполняет требования и помогает учителю. Из этих учеников формируется актив класса. Идет формирование актива.

2.Воспитывающее  отношение к учащимся  проявляет не только педагог, но и актив класса.

3.Воспитывающее  отношение к личности  и к коллективу  проявляет большинство коллектива (постепенно к активу примыкают другие ученики. Они предъявляют требования и к себе, и к другим).

4.Воспитывающее  влияние оказывает весь коллектив.

           !!! Особенно важным считал Макаренко выбор цели.(Практическая цель,которая способна сплотить, увлечь воспитанников-называл перспективой).Перспектива: *ближняя – сегодня, завтра пойдем гулять. *Средняя – близко, но несколько отодвигается во времени. *Дальняя – в конце года пойдем в поход).

       *4. Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского .                                                                                                                         Для В.А. Сухомлинского детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность.

   Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского  позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами ; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами . 

    *А.В.Луначарский считал, что основной целью воспитания должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием .                                                                                                                                                        Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

    Лутошкин Анатолий Николаевич.

В книге «  эмоциональная жизнь в коллективе»  раскрывает 5 стадий (этапов) развития коллектива:1.Песчаная россыпь – все дети на этой стадии как отдельные песчинки, нет единства, нет коллектива.

2.Мягкая  глина – делаются первые усилия по сплочению коллектива. Организующим звеном является учитель, среди учеников хорошего организатора еще нет.

3.«Мерцающий  маяк» - «курс» или цель выбрана правильно. Маяк горит, но не постоянно, как бы говоря: я готов прийти на помощь. В классе есть желание учеников помочь друг другу. Есть на кого опереться, то есть имеется актив, как руководящий орган.

4.«Алый  парус» - символ устремленности вперед, символ дружеской верности.

«Горящий  факел» - единение, сотрудничество друг с другом, тесная дружба – это живое пламя.

Татьяна Евгеньевна Конникова.

Коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, его нравственно ценной активности.

Н.С. Щуркова.- гуманистическое воспитание в коллективе, воспитание на ценностях общества, в основе личностно – ориентированная педагогика.

Виктор  Михайлович Коротов

 – о самоуправлении в коллективе ( ученики сами предъявляют требования друг к другу).

*5 Роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих моментах:      *Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется.                                                                   * Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения и самоутверждения как личности.                                                                                                               *В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.                         *Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, их эмоционального развития.                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

При формировании коллектива учитывается специфика  возраста.    Особенности:*Подвижность*Подражательность, копирование.*Процессы возбуждения преобладают над торможением, так как слабо развита воля и нервная система.*Наглядно – образное мышление, поэтому воспитательные дела должны быть яркими, с большим количеством наглядности.*Неумение долго концентрировать внимание на чем – либо одном, поэтому должна быть частая смена различных видов деятельности.*Большая впечатлительность, т. к. малый личный жизненный опыт*Повышенная эмоциональность

В связи с указанными выше особенностями  младшего школьника, педагогу необходимо:*При планировании восп. работы выделять конкретные дела, включая их в различные виды деятельности ( учебная, игровая, трудовая, спортивная, эстетическая).*Необходима пед. организация  каждого вида деятельности. *В воспитательной работе важно сочетать индивидуальные и коллективные формы (в начальной школе нужны коллективные поручения) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коллектив как цель, объект и субъект воспитания