Классификация педагогических технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:24, доклад

Описание работы

Каждый учитель проходит при освоении технологии собственный путь. Некоторые педагоги делают попытки проектирования собственных дидактических средств, вершиной которых становится разработка технологий.
Если говорить о технологии как результате выхода учителей-практиков в исследовательскую позицию, то итогом может быть создание качественно нового продукта. Примером тому могут служить системы В. Шаталова и С. Шевченко.

Работа содержит 1 файл

Классификация педагогических технологий.docx

— 297.18 Кб (Скачать)

– непосредственно после  указания ответа, выбранного учащимся, необходима проверка правильности его  выбора. В связи с этим программа  должна информировать учащегося о результате каждого выбора, а в случае ошибки отсылать его к исходному пункту с целью повторной попытки выбора правильного ответа.

Структура разветвленной  программы показана на рис. 3. Из представленной схемы следует, что самым коротким путем продвигаются учащиеся, которые  правильно отвечают на вопросы, содержащиеся в основных рамках (1, 2, 3 и т. д.). В свою очередь, остальные учащиеся отсылаются к корректирующим рамкам, где они получают дополнительную информацию, позволяющую им устранить ошибки, допущенные в ходе учения по программе. Многочисленные разветвления, показанные на схеме, обосновывают название программы — разветвленная.

 

Рис.3. Структура разветвленной  программы

Уровень сложности охваченного  программой учебного материала должен возрастать, причем принцип “от простого к сложному” действует при подготовке как вопросов, так и связанных с ними ответов.

Суждения, понятия, законы, принципы и т.п., входящие в содержание разветвленной  программы, должны быть представлены в  разных контекстах, содержательно между собой связанных рамками текста, причем в корректирующих рамках следует приводить примеры, целью которых является всестороннее выявление содержания каждого обобщения.

Адаптивная программа. Подбирает  или предоставляет обучаемому возможность  самому выбирать уровень сложности  нового материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным  справочникам, словарям, пособиям и  т.д.

Адаптивность (приспособленность) в темпе учебной работы и оптимальность  обучения достигаются только путем  использования специальных средств  обучения (в частности, компьютера), работающих по программе поиска оптимального режима обучения и автоматически  поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе  осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе оценка знаний учащегося  представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа. Включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения – составление  учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике  – это предписание, определяющее последовательность умственных и/или  практических операций по решению задач  определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством  обучения, так и частью общей программы.

Рассмотрев в качестве примеров технологию полного усвоения знаний, технологии модульного и программированного обучения, обратимся к основаниям систематизации технологий.

Основанием для различения и систематизации технологий обучения может служить комплекс таких  параметров, как цели обучения, ролевые  позиции учителя и ученика, стиль  руководства, характер организации  учебно-познавательной деятельности, формы учебных взаимодействий и  отношений, формы контроля и оценивания (внешний, пооперационный, критериальный – с одной стороны, и внутренний контроль в отношении всего поведения – с другой), виды мотивов учебно-познавательной деятельности школьников.

Педагогические технологии обычно принято разделять по ориентации на личностные структуры, организационным  формам, характеру содержания и структуре, доминирующему методу:


Информация о работе Классификация педагогических технологий