Классификация педагогических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Работа содержит 1 файл

Классификация педагогических конфликтов.docx

— 18.78 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования города Москвы

 

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт естественных наук

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

Реферат на тему:

 

 

«Классификация педагогических конфликтов»

 

 

 

Учебная дисциплина: курсы  по выбору ОПД

Выполнил: студент 4 курса, Чекалин  А.В.

Проверил: Козлов А.С.

 

 

 

 

 

Москва

2011

 

Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного  формирования личности, а ее сутью  является деятельность по передаче и  освоению социального опыта. Поэтому  именно здесь необходимы благоприятные  социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

 

Конфликты между учениками  в школе

В сфере народного образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах  часто, конфликтуют группа парней и  группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с  целым классом или вспыхнуть  конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Большое влияние на конфликтное  поведение школьников оказывает  личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя  с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают  заметное влияние на формирование межличностных  отношений учащихся с одноклассниками  и родителями. Личностный стиль общения  и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик (“диктат” или “опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах “авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

 

Процесс обучения и воспитания, как  и всякое развитие, невозможен без  противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

 

  • деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
  • поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
  • отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

 

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

 

 

 

 

Особенности педагогических конфликтов:

  • ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  • участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  • различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
  • присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
  • контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;
  • не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
  • не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
  • стараться не выгонять ученика из класса;

 

 

 

  • по возможности не обращаться к администрации;

     не отвечать  на агрессию агрессией, не затрагивать  его личности,     

             давать оценку только его конкретным  действиям;

  • дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;
  • независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
  • не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995

2. Журавлев В.И. Основы  педагогической конфликтологии. Учебник.  М.: Российское педагогическое агентство, 1995.


Информация о работе Классификация педагогических конфликтов