Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:43, реферат
Одной из наиболее примечательных сторон философской системы ал-Фараби является его учение о познании, которому он уделял большое внимание во многих своих трактатах: «Филосовские вопросы и ответы на них»; «Сущность мудрости»; «Комментарии»; «Гражданская политика»; «О началах существования форм и акциденций» и др.
1. введение
2. классификация наук
3. список литературы
IV. Естествознание
В естествознание ал-Фараби включал восемь разделов естественных наук и три раздела наук о божестве.
Естественная наука изучает строение тела, вещества, их свойства, структуру и уровни организации, процессы движения и измерения, о всех тех акциденциях, которые присущи телам природы, о взаимоотношении и взаимодействии природных тел и элементов, растительный и животный мир.
Тела могут быть простыми
и сложными, естественными и
Естественная наука изучает: 1. начал всех простых и сложных форм, т.е. вопросов для всей природы; 2. простых тел и тех частей и элементов, из которых базируются сложные тела; 3. существование природных тел, их возникновения и уничтожения; 4. свойств, акциденций и взаимовлияние составных частей сложных тел; 5. сложных тел, характера и способа соединения различных частей; 6. того, что объединяет сложные тела с однородными частями, а не с разнородными (например, минералы); 7. растений и их общих свойств, разновидностей, и характерных особенностей каждого из них; 8. животных и их общих свойств, разновидностей, душевных сил и характерных особенностей каждого из них.
Она же, по характеру изучаемого предмета объединяет восемь наук: 1. прогностику; 2. медицину; 3. нигромантию; 4. согласно (мета) физике, науку об образах; 5. агрикультуру; 6. навигацию, 7. алхимию; 8. оптику.
Согласно ал-Фараби, для изучения естественных наук необходимо иметь представление о предыдущих, математических науках. Он как бы пророчески подчеркивал, что благодаря ей: «мы можем устранить вредные последствия, когда пожелаем (используя индивидуальный рассудок – «Мечь Спасителя»), или увеличить их вредное действие (что и наблюдается в настоящее время, с уклоном наук в их кажущуюся материальную практичность)».
Божественную науку многие исследователи трудов ал-Фараби рассматривают как теологию, хотя он сам, для разъяснения, указывает на «Метафизику» Аристотеля, судя по тому, что Бог является предметом и метафизики, так как Он – категория наиболее общая, (действительно) абстрактная, а изучение подобных категорий, т.е. наиболее общих моментов бытия, составляет задачу метафизики (в последствии вылившихся в задачу оккультных наук).
Эту науку ал-Фараби делит на три части изучения:
1. принципов существования предметов;
2. начал и положений,
служащих исходными принципами
и доказательствами в
3. существ бестелесных и находящихся вне тела; существуют ли вообще подобные существа, оторванные от материи, включая нематериальные предметы, т.е. умопостигаемые (но не отвергаемые) сущности и «основы доказательств теоретических частных наук (в традициях иудаизма во времена существования Первого и Второго Храмов, также допускалось существование частных Мишн, от частных мидраш – интерпретаций Письменной Торы), таких наук, каждая из которых обособляется для рассмотрения чего-либо особо сущего».
В этой науке он четко отделял (но не отвергал) метафизику от теологии и догматического богословия.
V. Наука гражданского правления (юриспруденция и калам)
Эту науку ал-Фараби разделял на два вида:
1. поступки, правила (традиции) и
свойства – «поступки и
2. правила создающие
VI. Юриспруденция (фикх)
Эту науку ал-Фараби разделял на:
1. идеологию;
2. действие.
VII. Догматическое богословие (калам)
Ал-Фараби искусство калама заключал «в способности человека отстаивать определенные взгляды и действия, которые провозглашает основатель религии пророк Мухаммад, и посредством рассуждений отвергал все то, что противоречит им». Предмет гражданской политики – человек и все то, что связано с его волей и ее воспитанием. Она обязательно включает в себя этику и, неотрывную от нее, политику.
Список литературы:
1.Чалоян В.К., Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. 2-е изд., испр. и доп. – М.:Наука, 1979
2. Гафуров Б, Касымжанов А., АЛ-ФАРАБИ в истории культуры.-М.:Наука,1975
3. Терновский В.,ИБН СИНА (980-1037).-М.:Наука,1980