Классификация ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе» (Асташова Н.А.). Основанием педагогической аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким,А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др.

Содержание

Введение
1. Понятие о педагогических ценностях
2. Классификация педагогических ценностей
3. Проблема классификации педагогических ценностей
4. Образование как общечеловеческая ценность
5. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Классификация ценностей.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Заключение

Итак, в  целом, можно сказать, что изучением  ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями занимается отрасль научного познания – педагогическая аксиология. На сегодняшний день существует множество определений понятия педагогической ценности, но все они отражают в себе то, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории.

По уровню своего существования педагогические ценности классифицируют на личностные, групповые и социальные. Среди  названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности — это ценности-цели, а инструментальные ценности называют ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер. 
 
 
 
 

Список  литературы

1.  Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2002, №8.

2.  Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. С.344.

3. Вершловский С.Г. «Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности»: Зб. науч. тр. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – С. 5-24.

4.  Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. С.102-109.

5.  Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978. С.272.

6. Исаев И.Ф. «Теория и практика формирование профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы». – М., - 1993. –

219 с. 

7.  Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. 1998. №4. С.37-50.

8.  Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. С.3-12.

9. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.

10.  Психология развивающейся личности / Под ред.А.В. Петровского. – М., 1987. С.240.

Шиянов  Е.И. «Гуманизация педагогического  образования: состояние и перспективы». – М., Ставрополь, 1991. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Б.Г. Ананьев  отмечает, что «формирование личности путем интериоризации – присвоение продуктов общественного опыта  и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности.». И.Ф. Клименко считает, что интериоризация общественно значимых ценностей происходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане. По Б.И. Додонову, эмоции играют весьма важную роль в формировании ценностных ориентаций. Автор отмечает, что «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки рациональной или эмоциональной).»

Идентификация, по мнению В.А. Петровского, образует одну из форм отраженной субъектности «…когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и т.п.».

Интернализация – это процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. В.Грулих приводит следующую структуру интернализации ценностей: информация – трансформация – активная деятельность – инклюзия – динамизм.

Информация  содержит данные о существовании ценности и условиях ее реализации. Трансформация производит «перевод» информации на собственный, индивидуальный язык. В активной деятельности ценность принимается или отвергается. Инклюзия включает ее в лично признанную систему ценностей. Динамизм фиксирует изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценностей. (Гудачек Я.).

А.В. Кирьякова  отмечает, что «процесс ориентации – сложный, противоречивый и в  то же время закономерный, развивающийся  «по спирали». Автор выделяет 3 фазы процесса ориентации.

1 фаза – присвоение ценностей общества личностью. У личности формируется ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций. Эта фаза очень тесно связана с проблемой формирования убеждений.

2 фаза – преобразование личности на основе присвоения ценностей. В этот период происходит самопознание, самооценка личности, формируется образ «Я». В процесс развития ценностного отношения к миру включается переоценка ценностей, их большая дифференциация. Теоретическим основанием данной фазы выступает психологическая теория «Я – концепции».

3 фаза – прогноз, целеполагание, проектирование. У личности устанавливается система ценностных ориентаций, иерархия ценностей. Процесс ориентации приобретает пространственно-временную трехмерность, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания в будущее и формированию жизненной перспективы личности.

Н.А. Асташова, рассматривая процесс интериоризации ценностей у воспитуемых в  образовательном пространстве, выделяет следующую последовательность действий педагога: «включение в образовательный процесс ценностных объектов – предъявление ценностей личности – обеспечение связи «субъект – объект» - вызов эмоционально положительной реакции – фиксация этой реакции – генерализация отношения – осознание ценности – коррекция ценностного отношения на основе имеющихся представлений об идеальном уровне ценности».

Процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели, т.к. он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда так или иначе накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА  И.П.ПАВЛОВА»

МИНИСТЕРСТВА  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 И  СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 

Кафедра педагогики, психологии

и ТСО ФПДО 

Курсовая  работа

на  тему «Классификация ценностей, их относительный  характер» 
 
 

Выполнил  слушатель цикла 

«Психология профессиональной

 деятельности»

интерн  кафедры УЭФ

Коршунова Любовь Ивановна 
 
 

Рязань, 2012

Информация о работе Классификация ценностей