Каковы предпосылки и этапы развития конфликта (раскрыть с примерами)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Поэтому в повседневной жизни люди часто встречаются с конфликтными ситуациями. Ибо конфликт – это столкновение, а столкнуться могут мнения, силы, интересы, влечения, притязания… Список может быть продолжен сколь угодно, так как проявления человеческих чувств очень многогранны, и причины, толкающие человека к конфликту, тоже разнообразны. В любом случае конфликты занимают большое место в нашей жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?.........................................................................................................3
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….8

Работа содержит 1 файл

Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами).docx

— 25.92 Кб (Скачать)

Эссе

На тему «Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?»

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

1. Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?.........................................................................................................3

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………….8

 

ВВЕДЕНИЕ

У каждого человека в жизни  есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему.  Поэтому в повседневной жизни  люди часто встречаются с конфликтными ситуациями. Ибо конфликт – это  столкновение, а столкнуться могут  мнения, силы, интересы, влечения, притязания…  Список может быть продолжен сколь  угодно, так как проявления человеческих чувств очень многогранны, и причины, толкающие человека к конфликту, тоже разнообразны. В любом случае конфликты занимают большое место  в нашей жизни.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его  с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что  его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Но в целом  конфликт - не трагедия, а естественный процесс, который возникает внутри человеческого сообщества, будь то классный коллектив, семья, учебное  заведение, организация, где вы работаете. Часто это помогает выявить рациональное зерно в разрешении ситуации, если конфликт не выходит за рамки разумного  в способах выяснения истины. Такие  разногласия даже являются стимулом и к личностному росту, и к  объединению коллектива, и к укреплению взаимоотношений.

 

  1. Понятие «конфликт» и его сущность.

Существует огромное множество  определений термина «конфликт». Наиболее полным и универсальным  для многих дисциплин, на мой взгляд, является данное: «Конфли́кт  — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм[2, с. 58].»

Конфликтующими сторонами  могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи  животных, технические системы.

Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется  с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и  т. п. Бытует мнение, что конфликт —  явление всегда нежелательное и  его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает  конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной  личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

 

  1. Предпосылки и стадии развития конфликта

Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное  поведение одного человека - еще  не конфликт. Объективно конфликтная  ситуация - сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может  и не состояться.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность  стадий. Но последовательность их в  любом конфликте одна и та же. Конфликт включает в себя 2 фазы: латентная (конфликт скрытого характера) и фаза открытого конфликта[2, с. 17].

Предконфликтная ситуация образует латентную стадию. Это рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Конфликт всегда имеет причины, он не возникает на пустом месте, хотя наличие конфликтных интересов не всегда сразу осознается.

Многообразие причин возникновения  конфликта можно отнести к 5 группам:

  • Стремление к превосходству;
  • Проявление агрессивности;
  • Обесценивание потребностей других людей;
  • Нарушение правил;
  • Обстоятельства, вызывающие негативную реакцию или состояние еще до конфликта, до общения.

Рассматривая первую группу «стремление к превосходству», можно  сказать, что это самая большая  группа конфликтов. Основой возникновения которых является слово. Ведь, как известно, на каждое  слово, порождающее конфликт, в свой адрес человек отвечает более сильным конфликтным словом.

Примером конфликтной  ситуации здесь, можно назвать очень  много. Таковыми, по моему мнению, являются подшучивание, перебивание собеседника, навязывание своих советов. Также, я считаю, способствуют конфликту прямые проявления превосходства: угрозы, приказания, обвинения. Нередко причиной конфликта является снисходительное отношение, такие слова как «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Не надо так волноваться» и др. – также могут вызвать агрессию со стороны оппонента разговора.

Во второй группе «проявление  агрессии» как правило, выделяют два вида агрессии: природная и ситуативная. Примеров природной агрессии существует очень мало, так как она сдерживается, почти может быть сведена на-нет образованием, примером поведения близких людей (особенно в раннем возрасте), моральными устоями, законами общества и структурами, ответственными за соблюдение этих законов. А вот ситуативную агрессивность, я считаю,  может спровоцировать плохое настроение или самочувствие, неприятности (личные или профессиональные), а также как ответная реакция на полученное обидное сообщение.

Основной чертой обесценивания  потребностей других людей, я думаю, является эгоизм, а также обман  или попытку обмана. Человек ведет  себя как ребенок, думающий, что весь мир крутится вокруг него, и все  люди обязаны отказаться от своих  потребностей и обслуживать его  собственные. Такая личность добивается конкретной цели за счет других людей, а не за счет своих собственных ресурсов.

Говоря о нарушении  правил, я могу сказать, что нарушение  любого правила является фактором, провоцирующим конфликт – будь то правило этики, внутреннего трудового  распорядка, техники безопасности, дорожного движения, семейных договоренностей  и т.д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов.

Провокацией конфликта может  послужить случившийся до вашей  встречи с собеседником контакт  с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие, нежеланное изменение ситуации, скверная погода и т.п.

На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном  или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в непосредственные действия, направленные на изменение ситуации: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ожидает своего часа, затаив обиду.

Если конфликт все же продолжает развиваться наступает вторая фаза – фаза открытого конфликта (конфронтация). Данная фаза включает в себя несколько стадий: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Я считаю, что инцидент –  это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Наиболее ярким примером, как мне кажется, является убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., послужило формальным поводом для начала Первой мировой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет.

Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение  на свою сторону дополнительных сил[3, с. 53]. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние. Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Далее конфликт может развиваться  только двумя путями - посредством усиление враждебных действий по отношению друг к другу (эскалации); либо посредством дифференциации предмета конфликта (деэскалация ). Примером эскалации, я думаю, можно назвать специфику действий Германии во Второй мировой войне, когда за нападением ее на Польшу последовали вооруженные вторжения в Данию, Бельгию, Люксембург и т.д.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать  разум, логика уступает чувствам. Главная  задача состоит в том, чтобы любой  ценой нанести как можно больший  вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина  и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые  причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и  изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Последнюю стадию называют завершением конфликта. На этом этапе  конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта. В  целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что вторая проиграла. Например, компромисс не всегда можно считать победой обеих сторон; сторона нередко добивается компромисса лишь для того, чтобы ее оппонент не смог считать себя победившим, и данное происходит даже в том случае, если компромисс для нее так же невыгоден, как и проигрыш.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение  проблемы, из-за которой он возник. Чем  полнее разрешено противоречие, тем  больше шансов для нормализации отношений  между участниками, меньше вероятность  перерастания конфликта в новое  противоборство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении хочу сказать, чтобы уметь справляться с  конфликтами и пытаться их предупредить, необходимо понимать природу конфликтов, причины их возникновения, возможные  пути развития и модели поведения  в них. Также, я считаю, что тщательный анализ конфликта необходим для преодоления трудностей при погашении конфликтов, для установления возможных причин и последствий данного конфликта.

Нет конкретных рекомендаций для предотвращения конфликта, если не изучена вся многогранность его: причина возникновения, психологическое  состояние сторон, объект конфликта, готовность оппонентов к сотрудничеству по предотвращению, либо урегулированию конфликта и т.д.

В то же время понятно, что  надо стараться всячески избегать возникновения, а если это не возможно, то разрастания  конфликтов в глобальные катаклизмы, как в коллективе на предприятиях, так и в общемировых масштабах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Основы психологии и педагогики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии / сост.: Н. А. Гончарук, Г. П. Костевич.
  2. Анцупов, А. Я. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 81. — 551 с.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2003.
  4. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М., 2000.
  5. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды -- М.; Воронеж, 2005.
  6. Фомин Ю.А. «Основы психологии и педагогики» Практикум.— Мн.: Акад. МВД РБ, 2008.

 


Информация о работе Каковы предпосылки и этапы развития конфликта (раскрыть с примерами)