Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:20, доклад
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).
Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).
Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической и иной форме
Метод образного видения. Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.
Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта. Например: “Придумайте необычные названия своим произведениям— стихам, рассказам, рисункам”. “Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести”.
Метод “Если бы…” Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать “Рекорды Гиннесса”, находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Прежде чем рассматривать признаки эвристической беседы, приведем пример такой беседы, использованной на уроке в третьем классе (тема урока: "Природа степей")9. 4
На вопрос о том, какая в степи зима, ученик отвечает: "Зима в степи короткая и теплая". Однако этого ответа недостаточно, тем более, что ученик не может свой ответ обосновать. Путем эвристической беседы учитель подводит учащихся к пониманию причин, характеризующих времена года в данной природной зоне.
Учитель: Посмотрите на карту и скажите, как расположена степь по отношению к тундре и к полосе лесов? Где зимой теплее и почему?
Ученик: Полоса степей находится южнее, следовательно, солнце находится выше над горизонтом и сильнее нагревает землю, поэтому в полосе степей теплее, чем в тундре и в полосе лесов.
Учитель: Как такое положение полосы степей будет отражаться на временах года в степи?
Ученик: Чем южнее, тем теплее, потому что нагревает сильнее солнцем.
Учитель: Правильно. Какой из этого можно сделать вывод, какая зима в степи?
Ученик: Зима в степи более короткая и теплая, чем в тундре и в полосе лесов.
Учитель: Как вы думаете, одинаковая ли будет зима на территории всей степи? Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимнего времени года - короткая и мягкая зима?
Учащиеся дают противоречивые ответы.
Учитель: Постараемся вместе ответить на этот вопрос. Посмотрим на карту. Что вы можете сказать о территории зоны степей?
Ученики: Территория степей большая...- Степь вытянута с запада на восток.
Учитель: Правильно. Как вы думаете, одинаковы ли будут климатические условия в западной и восточной частях степи?
Ученик: Климатические условия будут различны.
Учитель: Где будет теплее, в западной степи или в восточной?
Ученик: Теплее в западной степи, так как ближе к Атлантике, это оказывает утепляющее действие на погоду.
Учитель: Где же зима будет мягче, теплее и менее продолжительная?
Ученик: Зима будет менее холодной и менее продолжительной, конечно, на западе, в западных степях, чем на востоке.
Учитель: Итак, вернемся к вопросу, поставленному в самом начале. Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимы - короткая и мягкая?
Учащиеся дают отрицательный ответ.
Учитель: Почему не подходит? Обоснуйте свой ответ.
Учащиеся дают полный ответ.
Учитель: А теперь давайте подведем итог, какя же зима в степной полосе?
Ученик: Короткая, мягкая в западной части степей и более суровая на востоке.
Как видим, данная беседа,
развертывающаяся в условиях, когда
учащимся ответ неизвестен либо он
неточен (неполон, ошибочен), представляет
систему логически взаимосвязан
Подытоживая изложенное, выделим основные признаки эвристической беседы:
а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска;
б) все вопросы взаимосвязаны;
в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;
г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних;
д) успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.
Другой пример. Тема урока: <Применение первого закона термодинамики к изопроцессам>. Перед учителем стоит задача ввести понятие и продемонстрировать адиабатный процесс.
Учитель: Представим себе какой-либо сосуд: бутылку, банку. Скажите, что будет происходить, если этот сосуд заткнуть пробкой и начать накачивать в него воздух?
Ученики: В сосуде будет увеличиваться концентрация молекул, следовательно, увеличится давление. Как только давление внутри сосуда станет больше, чем давление, удерживающее пробку, пробка вылетит.
Учитель: Проверим, так ли это?
Пробка действительно вылетела. Но как объяснить образование тумана?
Ученики: Системой была совершена работа, а значит, внутренняя энергия газа уменьшилась, значит, уменьшилась и температура газа. Растворенные в воздухе пары воды охладились и сконденсировались в виде тумана.
Учитель: Посмотрим еще один опыт.
В толстостенный сосуд
Как мы видим, внутри сосуда произошел взрыв, как это объяснить?
Ученики: Над системой была совершена работа, ее внутренняя энергия увеличилась, увеличилась температура газа, от высокой температуры зажглась головка спички.
Учитель: В обоих случаях совершалась работа, изменялась внутренняя энергия. Что происходило с теплотой?
Ученики: Ничего. Учитель: Верно, за время процесса она не успевала куда-либо переходить. Такой процесс, протекающий в теплоизолированной системе, называют адиабатным. Как будет выглядеть первый закон термодинамики в этом случае?
Ученики: Работа внешних сил идет на увеличение внутренней энергии газа. Или изменение внутренней энергии равно работе, совершенной системой.
Эвристические
олимпиадные задания по математике3:
МОИ НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ. Некоторые народы
называют числа особым словами, например,
число два называют "крылья", число
три – словом "клевер" (трилистник),
число пять – словом "рука". Предложи
свои оригинальные названия нескольким
числам, но так, чтобы можно было догадаться,
что это за числа. Где и для чего ты предлагаешь
использовать свои названия чисел?
СОН. Вечер. Завтра в школу. Пора ложиться
спать. Тебе снится сон, в котором ты встретился
с числом. С каким числом ты встретился
в своем сне, и о чем с ним разговаривал.
Опиши свой сон и нарисуй свое число.
СЛОН И МЫШЬ. Известно, что сердце одного
из самых крупных животных – слона – делает
в минуту 25 ударов. Сердце самого маленького
млекопитающего – этрусской мыши – в
минуту делает 1300 ударов. Придумай и реши
свою задачу, в которой использовались
бы эти данные.
ЧИСЛО. Представь себе, что ты – это число.
Каким числом ты бы стал, если бы смог?
Чем бы ты был похож и не похож на другие
числа? Чтобы ты стал делать в качестве
числа и почему?
СЕКРЕТ ПОДСЧЕТА. Одна девочка написала:
"Двести сорок да двести сорок – будет
четыреста сорок". Она не ошиблась, но
в чем здесь дело? Разгадав секрет, предложи
похожие утверждения и укажи, где и для
чего можно применять каждое из них.
ВЕРСИЯ. Один любознательный мальчик спросил
своих одноклассников на уроке математики:
"Зачем нужны отрицательные числа? Ведь
в жизни примеры типа 2 – 3 не встречаются.
Эти числа созданы специально для математики?"
Как бы ты ответил этому мальчику? Напиши,
встречались ли в твоей жизни отрицательные
числа и в каких ситуациях, зачем они были
нужны.
ЗАДАЧА. Придумай задачу на тему «Приключения
чисел под Новый год». Приведи решение
своей задачи, в котором должны использоваться
известные тебе математические действия.