Этнопедагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика -- наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.

Содержание

Введение
1. Что изучает Этнопедагогика
2. Эффективность народного воспитания
Вывод
Литература

Работа содержит 1 файл

этнопед(2) реферат.docx

— 19.70 Кб (Скачать)

План

Введение

1. Что изучает Этнопедагогика

2. Эффективность народного  воспитания

Вывод

Литература

 

 

Введение

Под народной педагогикой  традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся  опыт воспитания и обучения детей, первоначально  передаваемый от поколения к поколению  в устной форме, а затем зафиксированный  в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения  и т.д. Сам же идеал представлен  в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал  и средства его формирования. Она  представляет такую же объективную  реальность, как фактическая сторона  исторического процесса, история  народа в целом.

А то общее, что характерно для традиционного культурного  воспитания народных педагогик, сложившихся  исторически у разных народов  и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать  основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика -- наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.

 

1. Что изучает  Этнопедагогика

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и  его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский  на основе обобщения опыта домашнего  воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею "материнской  школы", цель которой - все семьи  поднять до уровня лучших семей, где  разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это "Сокровищница чешского языка", в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо из чудес народной педагогики - "Мудрость старых чехов"?!

Песталоцци в своих  произведениях "Как Гертруда учит своих детей", "Книга для матерей", "Лингард и Гертруда" дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое  важное для всей педагогической науки: "Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом  в историческом процессе народного  развития". Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение  художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и  народная педагогика вступили в сложные  взаимодействия друг с другом и взаимно  благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое  может быть названо педагогической культурой.

В народе испокон веков  вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и  традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении  к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует  идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.

Уменьшение различия между  городом и деревней не означает разрушения духовных традиций села, в ряду которых  важное место всегда занимали традиции воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы  народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут  стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

 

2. Эффективность  народного воспитания. 

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - основной и  главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится  и этнопедагогика, предмет которой - народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей? Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. До сих пор бытуют педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: "Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам". Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы  проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия  и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к  постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в  котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

 

Выводы

Педагогическая наука  ставит и решает много проблем, которые  никогда не ставились и не могли  ставиться народной педагогикой. В  то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям как естественным воспитателям. Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, фестиваль "Русская зима", сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.

Литература

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

2. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.

3. Историческая этнография. Вып. 1. Вопросы этнической истории народов России: межвузовский сборник / Отв. ред. проф. А.В. Гадло. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. - 202 с.

4. Кукушин, В. С. Этнопедагогика: учебное пособие / В. С. Кукушин. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 304 с.


Информация о работе Этнопедагогика