Автор: Алексей Кузьмин, 17 Октября 2010 в 10:55, курсовая работа
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности
нет
ОТРОЧЕСТВО - период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки - песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями - песнями воинов, повстанцев, разбойников. Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.
Тем
не менее и у подростков есть своя поэзия.
Это - жеребьевки, скороговорки, считалки,
дразнилки в многочисленных разновидностях.
В считалках строго соблюдаются созвучия
и ритм, художественная функция их - именно
в своеобразной игре словом и ритмом, для
которых характерна бойкость и красочность.
При исполнении считалок дети оформляют
их какой-либо простейшей мелодией, а порою
просто используют мелодию той или иной
известной детской песни. Представляют
интерес и дразнилки, более всего распространенные
среди младших подростков. В детской среде
существовали своеобразные словесные
игры, рассчитанные на несообразительных
и излишне доверчивых сверстников. В редких
случаях дразнилки или какой-то элемент
их оформлялись простейшей мелодией, т.е.
по характеру были близки к шуточным песням.
Однако это не означает, что в репертуаре
подростков отсутствовали песни с серьезным
содержанием, прививающие детям моральные
убеждения, вызывающие у них чувство жалости
и сочувствия, искреннее желание помочь
человеку в беде, призывающие к борьбе
за свободу и человеческое достоинство.
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Самый
богатый репертуар - у юношества. Девушки
всех народов поют лучшие песни народа,
и сами являются их создателями. В лирических
песнях девушек - их автобиография, раздумья
и мечты, их благодарность матери, отцу,
односельчанам. Изумительными творениями
поэтического гения народа являются свадебные
плачи невесты. Еще более многообразны
по жанру песни взрослых мужчин и женщин,
песни родителей. Эти песни тесно связаны
с жизнью народа. Среди них преобладают
обрядовые, ритуальные. Еще больше песен
о труде и борьбе, песен социального протеста.
Они прямо не ставят проблем воспитания,
но воспитывают мелодией, мыслью, чувствами,
примером воспеваемых героев, событиями
из народной жизни. Есть песни-гимны, призывающие
молодежь к верности заветам предков,
они выражают идеалы, в них - живая душа
народа, поэтому воспитательное значение
этих песен огромно, они несут большую
идейную и педагогическую нагрузку, их
особенно ценили народные педагоги.
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ
Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.
И
сами слова песен, и условия и характер
их исполнения способствуют укреплению
здоровья, развитию трудолюбия. В песнях
воспевается здоровье, оно называется
счастьем, высшим благом. Неоценимо значение
песни в трудовом воспитании детей и молодежи.
СКАЗКИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.
Велика образовательная роль сказок. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ - народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм.
Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК
В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания.
В
сказках естественно ставятся проблемы
воспитания у молодежи чувства прекрасного,
формирования моральных черт. Народная
сказка способствует формированию нравственных
ценностей, идеала. Идеал для ребенка -
далекая перспектива, к которой он будет
стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки.
Идеал, приобретенный в детстве, во многом
определит его как личность. Воспитателю
в то же время необходимо выяснить, каков
идеал малыша, и устранить негативные
моменты. Конечно, это непросто, но в том-то
и мастерство педагога, чтобы попытаться
понять каждого воспитанника.
Факторы
народного воспитания
Основными
факторами народной педагогики, соответственно
и народного воспитания, являются природа,
игра, слово, дело, общение, традиция, быт,
искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы,
личности-символы, события-символы).
ПРИРОДА
Природа
- один из важнейших факторов народной
педагогики, она - не только среда обитания,
но и родная сторона, Родина. Природа родины
имеет неизъяснимую власть над человеком.
Природосообразность в народной педагогике
порождена естественностью народного
воспитания. Поэтому вполне правомерно
вести речь об экологии как универсальной
заботе человечества - экологии окружающей
природы, экологии культуры, экологии
человека, экологии этнических образований.
Природа как макрокосм - великая, огромная
Вселенная, природа человека как микрокосм
- малая вселенная - и определили принцип
природосообразности в качестве высшего,
основного принципа воспитания. Все, что
согласуется с природой, должно рассматриваться
как благо; что противоречит ее развитию
- как зло.
ИГРА
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем.
Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В играх достойнейшим образом проявляют себя и дети как педагоги: старшие дети воспитатели младших.
В
играх наиболее полно проявляются такие
особенности народного воспитания, народной
педагогики, как естественность, непрерывность,
массовость, комплексность, завершенность.
И что еще очень важно - в процессе игры
дети очень рано включаются в самовоспитание,
которое в данном случае происходит без
заранее поставленной цели - стихийно.
Цели же возникают в процессе игры, в связи
с ней, попутно, в соответствии с результатом
и достижениями.
СЛОВО
Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Духовность связана прежде всего со словом, языком, речью. Сила слова невероятна в человеческой жизни.
Словесные
приемы воздействия на личность многочисленны
и разнообразны: увещевание, уговор, разъяснение,
приказ, просьба, поручение, поверье, приучение,
наставление, назидание, пожелание, совет,
намек, одобрение, благодарность, осуждение,
упрек, укор, зарок, запрет, благопожелание,
завет, заповедь, проповедь, исповедь....
Безгранична сила доброжелательного слова
в народной педагогике, но более всего
- родного слова, родной речи, родного языка.
ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО
Труд в народной педагогике занимает особенное место. Детям внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Он может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.
Общение как бы суммирует действие всех предыдущих факторов - природы, игры, слова и дела и эту сумму передает последующей группе факторов - традиции, быту, искусству, религии, примеру-идеалу. Общение - высшее духовное богатство в отношениях между людьми.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче и целостнее народ. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.
Искусство
как фактор воспитания свидетельствует
об общей устремленности народа к прекрасному.
Роль народного искусства в воспитании
очень значительна.