Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:15, реферат
Этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности.
Этнические стереотипы |
Этнические стереотипы — относительно
устойчивые представления о моральных,
умственных, физических качествах, присущих
представителям различных этнических
общностей. В содержании этнических
стереотипов, как правило, зафиксированы
оценочные мнения об указанных качествах.
Помимо этого в содержании этнических
стереотипов могут |
Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.
Объективно
необходимой и полезной психоло
Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой полезные способы восприятия. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.
Британский
психолог А. Тэшфел особо подчеркивал,
что стереотипы способны защитить не только
ценности индивида, но и его социальную
идентичность [Tajfel, 1981]. Исходя из этого, в качестве основных социально-
Впрочем,
встречаются и проявления предпочтения
чужих групп. Низкостатусные группы,
например этнические меньшинства, могут
соглашаться с относительно более низким
их положением в обществе. В этих случаях
они склонны развивать негативныеавтостереотипы (
Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:
1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;
2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.
Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.
Среди
наиболее существенных свойств этнических
стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные
аспекты стереотипов понимаются как ряд
предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально
окрашенными являются и сами воспринимаемые
характеристики. Другим важным свойством
этнических стереотипов считается их устойчивость,
стабильность,даже ригидность.
Еще
одно свойство этнических стереотипов
— согласованность, или консенс
Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Впрочем, начиная с 1950-х годов получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных — так называемая гипотеза «зерна истины». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.