Этика и тактика анализа занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Тактика анализа и самоанализа, выбор схемы, алгоритма анализа тоже могут быть различными, в зависимости от того:
– с каких позиций анализируется занятие или другая организационная форма учебного занятия (с педагогических, психологических, методических, санитарно-гигиенических, этических, культурологических, является ли анализ полным или выборочным, сопоставительным, подчиненным какой-то определенной частной цели или общим);
– по “законам” какой концепции занятие построено.

Работа содержит 1 файл

ЭТИКА И ТАКТИКА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

СХЕМА СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО  АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

  • Краткая общая  характеристика занятия: цель, задачи, этапы занятия, средства, методические приемы и формы обучения на занятии.
  • Целесообразность сопоставления данного занятия с другими занятиями цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса занятий в учебном году.
  • Связь данного занятия с занятиями других дисциплин.
  • Связь данного занятий с внеаудиторной, воспитательной и развивающей деятельностью техникума. Связь данного занятия с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения  учащихся.
  • Взаимосвязь целей данного занятия и целей других занятий. Целевая прогрессия.
  • Прогрессия в характере и способе подачи материала.
  • Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном занятии и на других занятиях. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.
  • Распределение внимания педагога на различных учащихся в цикле занятий. Динамика контроля.

СХЕМА ЦЕЛЕВОГО АНАЛИЗА  ЗАНЯТИЯ

Целевой анализ занятия направлен на выявление  мастерства педагога в использовании  отдельных форм, средств и методов  обучения или на использование авторских  методик – технологий обучения, в том числе и разработанных самим преподавателем. 
Целевой анализ урока: форм, средств или методов обучения 
1. Краткая общая характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия. 
2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или метода) обучения. Принятая сфера использования (этап) данной формы (средства или методы) обучения. Использование для всех учащихся или для определённого контингента. 
3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям занятия. 
4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу занятия. 
5. Учёт педагогом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения. 
6. Учёт содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения. 
7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения. 
8. Степень проявления индивидуального стиля педагога при использовании данного метода (форм и средств) обучения. 
Целевой анализ методики занятия: авторские методики обучения 
Краткая характеристика авторской методики, её цели, принципы, система их реализации и сфера использования. Раскрытие новизны данной методики. 
Краткая общая характеристика занятия, на которой показана данная методика или её элемент. 
Раскрытие особенностей реализации принципов данной методики. Соотношение целей и средств достижения. 
Степень адаптированности данной методики к особенностям группы учащихся. 
Результативность данной методики с указанием критериев результативности (можно обсудить сравнительную результативность). 
Рекомендации для дальнейшего использования или распространения данной методики. 
Целевой анализ занятия как системы с позиций деятельностного подхода. Рассматриваем анализ эффективности занятия с позиций деятельностного подхода, ключевым моментом которого является характер деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока: цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности. 
Первый компонент занятия как системы – его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень соответствия диагностической цели занятия требованиям программы; оптимальное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной задач занятия, обоснованность и направленность на высокий конечный результат; доведение целей занятия до сознания и принятия учениками; степень достижения заданной ГДЦ к концу занятия. 
Второй компонент занятия как системы – педагог (субъект деятельности). Личность педагога на занятии анализируется и оценивается примерно по следующим её проявлениям: 
– общая эрудиция и профессиональная компетентность; 
– уровень педагогической техники; 
– степень демократичности в общении с учащимися в ходе занятия (создание на занятии психологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к учащемуся). 
Третий компонент занятия как системы – учащиеся, которые являются субъектом и объектом деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям: 
– уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на занятии); 
– готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи; 
– уровень познавательной активности учащихся в ходе всего занятия, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности; 
– наличие и навык коллективной работы (парной, групповой...). 
Четвёртый компонент занятия как системы – содержание деятельности педагога и учащихся. В общем виде – это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является следующее: 
– содержание деятельности педагога и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на этом занятии; 
– актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы; гуманизация знаний (исторический экскурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей...). 
Пятый компонент занятия (системообразующий) – способы деятельности, которые включают: 
– организацию самостоятельной работы учащихся (объём, характер, виды, последовательность работы); 
– наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной; 
– создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий; 
– реализация на занятии индивидуального и дифференцированного подхода; 
– приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. 
Выборочный анализ деятельности отдельных учащихся или дифференцированных групп учащихся на занятии 
Характеристика данного учащегося, группы (склонности, способности, уровень развитости познавательных процессов, уровень подготовки по данному предмету в сравнении с другими предметами гуманитарного, естественно-математического циклов, физической культуры, индивидуализированные цели и особенности обучения).  
Краткая общая характеристика занятия и её преломление по отношению к данному учащемуся, группе. 
Особенности деятельности педагога по отношению к данному учащемуся или группе учащихся (сознательность, самостоятельность, активность, особенности внимания, памяти и т. д., уровень организованности деятельности, хронометраж). 
4. Оценка результативности деятельности учащегося (группы учащихся) и возможные дополнения к психодиагностической карте. Раскрытие динамики развития данного учащегося  или группы учащихся.

СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ  ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  ОБЩЕНИЮ

1. Краткая общая  характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия, средства, методические  приёмы и формы обучения на  занятии. 
2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог; в центре – учащиеся как индивидуальности; открытость или скрытность управленческой работы педагога. 
3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения: 
– монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-либо; 
– соотношение проблемности и информированности; обращённость, чёткость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение; 
– различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение). 
4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение. 
5. Культура речи учащихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность учащихся и её выражение в их речи. 
6. Культура речи педагога. Преподаватель как доброжелательный речевой партнёр. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и неречевом поведении педагога. 
7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и педагога и его обоснование. 
8. Внешняя комфортность общения педагога и учащихся на занятии (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия). 
Схема анализа занятия с физиолого-гигиенических позиций 
1. Краткая общая характеристика занятия. 
2. Требования, предъявляемые при данном плане занятия к деятельности учащихся, их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся  данного  возраста  на  восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. 
Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности. 
3. Характеристика группы. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам учащихся с нарушением здоровья, учёт этих рекомендаций. 
4. Учёт возрастных особенностей учащихся. 
5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию. 
6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию помещения. 
7. Соблюдение психогигиенических требований при определении места занятия в расписании.

АНАЛИЗ  ЗАНЯТИЯ, ПОСТРОЕННОГО НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Тема занятия. Характеристика модели занятия. Группа; особенности группы.
  • Тип занятия (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный или иной тип занятия) и его место в системе занятий по данной теме.
  • Цель занятия.
  • Задачи  занятия: общие задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), задачи разных этапов занятия, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования занятия и др.
  • Этапы занятия: организационный, подготовка к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки, информация и др.
  • Условия проведения и   обеспечение занятия: материально-техническая база кабинета; рабочее место педагога, учащихся; обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое обеспечение кадрами (лаборант).
  • Содержание занятия: логичность структуры занятия; отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам, уровню подготовки учащихся.
  • Деятельность педагога на занятии:
  • позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;
  • методы педагогической деятельности: опора на экспериментально - исследовательские формы работы; мотивация  при постановке целей, задач и их реализации;
  • учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.
  • Деятельность учащихся  на занятии:
  • тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);
  • формы организации деятельности;
  • принципы формирования учебных групп;
  • формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.
  • Формы контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса:
  • типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);
  • дифференциация, индивидуализация контроля;
  • создание психологических условий при контроле;
  • рациональность форм контроля;
  • диагностика результатов;
  • формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.
  • Домашнее задание:
  • характеристика домашнего задания;
  • объём домашнего задания;
  • обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего занятия, с уровнем подготовки, интересами учащихся.
  • Результаты учебно-воспитательного процесса: достигнуты ли цели занятия; выделены ли ведущие идеи, законы, закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика результатов.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНО  ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Учащимся предоставляется  возможность по ходу занятия  внести изменения в планирование  работы на занятии: 
•  Да; 
•  Нет; 
•  Частично. 
2. Задания предлагаются учащимся на выбор: 
•  по содержанию; 
•  по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая. 
3. Характер заданий, предлагаемых учащимся: 
•  Репродуктивный; 
•  Частично-поисковый; 
•  Исследовательский; 
•  Творческий. 
4. На занятии используются формы общения: 
•  Монолог; 
•  Диалог; 
•  Полилог. 
5. При введении нового понятия педагог предлагает учащимся дать свои версии его содержания: 
•  Да; 
•  Нет; 
•  Частично. 
6. При изучении новой темы педагог опирается на субъективный опыт учащихся, обобщает его, систематизирует, научно “окультуривает”. 
7. Домашнее задание предлагаемся учащимся на выбор: 
•  По форме; 
•  По содержанию. 
8. Обсуждение с учащимися итогов занятия: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться. 
9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы. 
10. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учащихся. 
11. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания. 
В критерии отметки входит: 
•  Уровень активности учащегося на занятии; 
•  Выбор самостоятельного способа работы. 
На занятии применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности: 
•  Фронтальные; 
•  Парные; 
•  Групповые;

•  Индивидуальные.

Информация о работе Этика и тактика анализа занятия