Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:28, творческая работа
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Эстетическое воспитание дошкольников через восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.
Автор: Головнина Юлия Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, МДОУ N42 общеразвивающего вида, г. Нижнекамск, Республика Татарстан.
Эстетическое воспитание
детей дошкольного возраста характеризуется
как процесс целенаправленного
воздействия средствами искусства
на личность, благодаря которому у
воспитуемых формируются
В качестве средства эстетического воспитания
целесообразно использовать народное
декоративно-прикладное искусство, которое
оказывает сильное эстетическое и эмоциональное
воздействие на личность, а также обладает
большими познавательными, развивающими
и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами
народного декоративно-прикладного искусства
на занятиях по декоративному рисованию
поможет научить их воспринимать прекрасное
и доброе, познакомит с народными традициями,
заложит основы эстетического воспитания.
Организация занятий по декоративному
рисованию дает возможность детям почувствовать
себя в роли художника-декоратора, отразить
в своей работе эстетическое видение и
чувствование окружающего мира.
Моя работа по данной проблеме строится
поэтапно:
Работа начинается с создания
условий для приобщения детей
и родителей к народной культуре.
Детей воспитывает все, и прежде
всего, то, что их окружает. Начинать
нужно постепенно. Подобрать познавательную
литературу о народном промысле, об
особенностях узоров, об истории промысла,
уточнить методы и приемы, используемые
при ознакомлении детей с этим
промыслом и обучение их росписи.
Обучение детей начала с рассматривания
дымковских игрушек и их изображений,
по ходу делая необходимые пояснения,
чтобы помочь детям разобраться в особенностях
дымковской росписи.
Дымковская игрушка поражает детей своей
яркостью, ни с чем несравнимой красотой,
красочностью. Контрастные сочетания,
яркие цвета, нанесенные по белому фону,
пробуждают в детях интерес к *дымке*, вызывают
желание самим научиться так, расписывать.
При знакомстве детей с дымковской игрушкой
поставила перед собой следующие задачи:
Для решения этих задач, использую следующие методические приемы:
На первом занятии дети
знакомятся с дымковской игрушкой,
рассматриваются изделия, красочные
иллюстрации. Дети с огромным интересом
слушают мой рассказ, ведь каждую
игрушку можно представить
При рассматривании дымковских игрушек
с детьми, обращаю внимание на особенности
дымковской росписи, на умение выражать
свои впечатления от восприятия этих игрушек,
подчеркнуть яркость и разнообразие цветов
дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально
отзывчив к цвету. Таким образом, достигается
цель – приобщение детей к народному творчеству
и выделение элементов дымковской росписи.
На этом же занятии дети учатся рисовать
некоторые элементы данной росписи: прямую
линию (держа кисть вертикально от листа
бумаги) и точку (тычком).
Это вызывает интерес к дымковской игрушке
и чувство радости от увиденного.
На следующих занятиях детей знакомлю
с новыми элементами – волнистая линия,
круги, а также закрепляю цветовую гамму.
Перед тем, как начать рисовать элементы
росписи на бумаге, мы их прорисовываем
в воздухе.
Не все дети справляются с заданиями на
занятиях. Поэтому я провожу индивидуальную
работу вне занятий, используя дидактические
игры, такие как: *Обведи элемент* - цель,
которой обучить технике рисования этих
элементов, *Обведи и раскрась*, эта игра
помогает развивать мелкую моторику пальцев
рук, закрепить с детьми цветовую гамму,
которую используют в дымковской росписи.
Во время проведения индивидуальной работы
учитываю возможности и способности каждого
ребенка.
Когда знакомлю детей с тем или иным элементом
обращаю внимание на индивидуальность
каждого узора, каждой детали, и тогда
дети начинают рисовать отдельные элементы
все более уверенно от занятия к занятию.
У дошкольников неустойчивая память, слабо
развита мелкая моторика пальцев рук.
Поэтому обучение строится от простого
к сложному. В процессе обучения технике
рисования дети учатся подбирать и сочетать
цвета друг с другом.
Так постепенно можно переходить к творчеству.
После того как технические навыки у детей
сформированы начинаю развивать у детей
творческое воображение, используя в свободное
от занятий время дидактические игры,
развивающие воображение, память, творческое
умение анализировать.
Дидактическая игра *Парные
картинки*
Задачи: продолжить знакомить детей с
дымковской игрушкой; выделять и называть
элементы; развивать внимание, мышление,
творческое воображение, зрительную память,
умение анализировать.
Дидактическая игра *Декоративное
домино*
Задачи: знакомить детей с элементами
различных росписей, выделяя элементы
дымковской росписи; уметь находить пару;
развивать внимание, умение анализировать.
Дидактическая игра *Собери
целое*
Задачи: закреплять знания детей о *дымке*;
учить собирать из нескольких частей целое;
развивать мышление, творческое воображение.
Дидактическая игра *Найди
пару*
Задачи: продолжить знакомить детей с
русскими народными росписями; выделять
из них *дымку*, развивать внимание, мышление,
зрительную память, умение анализировать.
Эти игры помогают детям придумывать новые
композиции, дети самостоятельно без моей
помощи учатся рисовать различные узоры.
Расписывая бумажные шаблоны, дети по
своему желанию подбирают элементы росписи
и цветовую гамму.
На протяжении всего времени обучения
детей организовывала выставки детских
работ для родителей, с целью показать
родителям успехи их детей в освоении
дымковской росписи.
В ходе реализации поставленных задач
необходимо отслеживать результаты детей.
Для этого провожу диагностику по определенным
критериям, которая показывает рост интереса
детей к народному творчеству.
Диагностика уровня знаний,
умений и навыков у детей средней группы
по народному декоративно-прикладному
искусству. Дымковская игрушка.
Основные критерии:
1. Цвет:
2. Форма:
(простые элементы:
точка-горошина, прямая линия, круг;
сложные элементы: клеточка, дуга, волнистая
линия).
3. Умение работать кончиком кисти:
4. Композиция:
5. Уровень самостоятельности выполнения работы:
Высокий уровень.
Проявляет интерес к дымковской игрушке,
знает цветовую гамму для дымковской росписи;
рисует простые и сложные элементы; узор
передает точно; хорошо владеет навыком
рисования концом кисти; ребенок видит
и украшает полностью всю фигуру; используя
простые и сложные элементы дымковской
росписи; может самостоятельно выполнить
работу, дополнить изображение подходящими
элементами.
Хороший уровень.
Проявляет интерес к дымковской игрушке,
знает цветовую гамму, иногда забывает
цвета; рисует точно простые элементы,
а сложные немного искажает; умеет работать
концом кисти, но преобладает рисование
всей кистью; ребенок видит часть плоскостного
силуэта и украшает его; при выполнении
самостоятельной работы необходима небольшая
помощь педагога.
Средний уровень.
Проявляет слабый интерес к дымковской
игрушке, называет не все цвета дымковской
росписи (не менее 5), не точно рисует простые
элементы, а сложные сильно искажает; работает
в основном всей кистью; украшает часть
плоскостного силуэта, создает скученное
изображение. При выполнении самостоятельной
работы часто прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень.
Не проявляет интереса к дымковской игрушке,
не знает цветовую гамму для дымковской
игрушки (может назвать 2-3 цвета). Изображает
простые элементы с искажением, а сложные
не удаются; не умеет работать концом кисти;
нет композиции. Не может самостоятельно
выполнить работу.
В результате проводимых занятий
по декоративному рисованию, рассматривание
иллюстраций, изделий дымковских мастеров,
бесед, дидактических игр, чтения стихов
об этой игрушке, наблюдений в природе,
работы с родителями у детей может
появиться устойчивый интерес к
дымковской игрушке, дети научатся хорошо
ориентироваться на листе бумаги,
усвоят цвета данной росписи, станут
лучше владеть кистью, рука будет
более *твердой*, они смогут назвать
все элементы дымковской росписи. Всё
это будет способствовать развитию
их художественных и интеллектуальных
способностей.
Занятия, дидактические игры по дымковской
росписи дадут возможность детям узнать
приемы рисования и научат составлять
узоры на различных формах.
Красоты нужна всем, но прежде всего она
необходима детям. Народное искусство,
жизнерадостное по колориту, живое и динамическое
по рисунку, пленяет и очаровывает детей,
отвечает их эстетическим чувствам.
Так как мы живём в Республики Татарстан,
детей необходимо знакомить с народным
искусством татарского народа.
Включение ребенка в различные виды художественной
деятельности, основанные на материале
народного творчества, одно из главных
условий полноценного эстетического воспитания
ребенка и развития его художественно-творческих
способностей.
Прекрасные образцы татарского орнамента
нашли яркое выражение в различных произведениях
многовекового творчества народа: в тонких
узорах ювелирных изделий, красочных вышивках
и узорных тканях, головных уборах, разноцветной
мозаике кожаной обуви, украшениях жилища
и т.д.
В мотивах и узорах различных бытовых
изделий, как и в орнаменте жилища, отражается
богатство художественного мышления народа,
тонкое чувство ритма, пропорции, понимание
формы, силуэта, цвета, материала.
Характерным признаком татарского орнамента
является его контурное решение.
В своей основе татарский орнамент состоит
из цветочно-растительных, геометрических
и зооморфных мотивов.
Задачи, решаемые при обучении детей:
Использую следующие педагогические средства для решения задач:
Работая по данной проблеме,
опираюсь на пособие для воспитателей
детских садов *Татарский орнамент
в изобразительной
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года)
учу детей изображать простые элементы:
прямые и волнистые линии, круги; изображать
предметы округлой, овальной и прямоугольной
формы.
При ознакомлении с татарским искусством
вначале рассматриваем предметы быта
и одежды, обращаю внимание детей на композиционное
решение узора. Узоры отбираю наиболее
простые, с учетом возможностей детей.
Учимся украшать различные силуэты –
платки, полотенце, салфетки и т.д.
В средней группе продолжаю знакомить
детей с татарским орнаментом: тюльпан,
листья, трилистник, с изделиями народно-прикладного
искусства (вышивка, керамика). Обращаю
внимание на выразительные средства.
На занятиях вырабатываю умение строить
узор, располагая его элементы в определенном
ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать
элементы узора в определенной последовательности:
в середине, по углам.
В этом возрасте необходимо обучать и
декоративной аппликации. Из готовых элементов
цветочных и геометрических узоров дети
создают декоративные композиции.
В старшем дошкольном возрасте продолжаю
развивать у детей интерес к изобразительной
деятельности с включением элементов
татарского орнамента и создания декоративных
композиций по мотивам народных изделий.
Продолжаю знакомство с прикладным искусством:
тканые изделия, кожаная мозаика. Обращаю
внимание на выразительные средства татарского
орнамента: цвет, форма элементов, композиция.
Дети усваивают способ рисования новых
элементов: листья, георгины, лотосообразные,
сердцеобразные мотивы. Дети знакомятся
с правилами симметричного расположения
элементов в узоре на квадрате, круге.
В подготовительной к школе группе у детей
воспитываю эстетическое отношение к
предметам и явлениям окружающего мира.
Учатся самостоятельно применять изобразительные
умения и навыки в декоративной деятельности,
используя выразительные средства росписи
татарского орнамента. Развивается декоративное
творчество детей на основе усвоения татарского
народного прикладного искусства. Дети
составляют более сложные узоры на предметах
разной формы на основе образцов декоративного
искусства.
Не все задания детям удаются на занятиях,
поэтому в свободное от занятий время
использую в своей работе следующие дидактические игры:
*Третий лишний*, цель игры:
закрепить знания детей элементов татарского
орнамента, по силуэту узнавать, называть,
описывать внешний вид и характерные признаки,
по которым его определили.
*Составь узор*, цель: научить
детей действиям анализа и синтеза, умению
выделять части и составлять целое, закрепит
знания элементов татарского орнамента
и умения использовать образец для составления
раппорта, развивать творчество и воображение.
*Дорисуй элемент*, цель:
закрепить знания детей принципа построения
симметричных элементов и композиций,
учить основным приемам рисования симметричных
узоров, развивать глазомер и мелкую моторику
руки.
*Выложи орнамент*, цель:
закрепить знания детей о элементах национального
костюма (тюбетейка, калфак, ичиги, туфли,
фартук и другие). Учить, с помощью цветных
шаблонов составлять, собственные композиции
на формах, воспитывать чувство ритма,
цвета, композиции, развивать творческое
воображение.
*Четвертый лишний*, цель:
закрепить знания детей элементов одежды,
учить, правильно классифицировать предметы
по внешнему виду и назначению, определять
и описывать предмет, отличающийся от
других.
Эти игры способствуют развитию интереса
к национальной культуре, видам татарского
орнамента, придумывать новые композиции,
дети самостоятельно учатся рисовать
различные узоры. Развивается мышление,
память, внимание, мелкая моторика пальцев,
обогащается словарь детей.