Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Содержание

. Введение 3
1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
во взаимодействии с семьёй. 4
1.2.Формы работы с родителями по экологическому воспитанию. 6
2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании
дошкольников 8
3. Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями.docx

— 57.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

 

«Экологическое  воспитание дошкольников в работе с родителями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Автор:               

Мельникова И.Ю.

                                                                                          

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

                                               г. Отрадный

                                                       2011г.

 

Содержание

 

1. Введение            3                                        

1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

во взаимодействии с семьёй.         4

1.2.Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.   6

 

2. Проект работы с родителями  в экологическом воспитании

дошкольников                                                                                              8

 

3. Заключение                  24

 

Список использованной литературы              26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение 

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи: показать родителям  необходимость воспитания у детей  экологической культуры.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
  • Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями.

Дошкольный возраст –  самоценный этап в развитии экологической  культуры человека. В этот период закладываются  основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место  в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

•  физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о  здоровье;

•  эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

•  условия развития, включая  общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных — формирование  системы знаний об экологических  проблемах современности и пути  их разрешения;

- воспитательных — формирование  мотивов, потребностей и привычек  экологически целесообразного поведения  и деятельности, здорового образа  жизни;

- развивающих — развитие  системы интеллектуальных и практических  умений по изучению, оценке состояния  и улучшению окружающей среды  своей местности; развитие стремления  к активной деятельности по  охране окружающей среды: интеллектуального  (способности к анализу экологических  ситуаций), эмоционального (отношение  к природе как к универсальной  ценности), нравственного (воли и  настойчивости, ответственности).

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед  педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального  природопользования.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет  природное окружение в детском  саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный  участок, дающие возможность постоянного  непосредственного общения с  природой; организация систематических  наблюдений за природными явлениями  и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, ручеек, бассейн и т. д.

    1. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию. 

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так  же, как когда-то вели себя и поступали  их родители. Если родители будут заниматьсявопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями  детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия  не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического  процесса, но и вносят в этот процесс  необходимую ребенку особую положительную  эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти  формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей  к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих  правильных ответов и работу следует  проводить в двух направлениях:

  • Педагог-родитель;
  • Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

  • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  • Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

 

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников.

Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Актуальность:

  • сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
  • экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.

Задачи проекта:

  1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

  • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Участники проекта: родители и дети, педагоги.

Перспективный план проекта.

Октябрь

  1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».
  2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
  3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».
  4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».
  5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

Ноябрь

  1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
  2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
  3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.
  4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
  5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями