Автор: Наталия Родина, 09 Декабря 2010 в 19:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ и описание педагогических условий, способствующих оптимизации отношений между родителями и детьми дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике детско-родительских взаимоотношений в дошкольном возрасте.
2. Изучение роли и значения взаимоотношений со значимым взрослым для психического развития ребенка-дошкольника.
3. Изучение различных вариантов взаимодействия в системе родитель-ребенок.
4. Обоснование значимости психологической поддержки ребенка взрослым в семье.
5. Практическое изучение особенностей взаимоотношений ребенка-дошкольника с родителями.
6. Анализ результатов и составление психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации взаимоотношений.
Объект исследования - взаимоотношения родителей с ребенком-дошкольником.
Предмет исследования - условия оптимизации взаимоотношений в системе "взрослый-ребенок".
Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная организация системы работы с родителями в рамках дошкольного учреждения (детский сад) может способствовать оптимизации взаимоотношений родителей с ребенком.
Актуальность работы.
Нет ничего в этом мире важнее, чем
дети. Родители, педагоги озабочены
тем, как сделать так, чтобы этот
маленький ребенок, только что пришедший
в мир, стал счастливым, удачливым, умным,
добрым. В процессе становления человека
много зависит от того, как ребенок
адаптируется в мире людей, как найдет
то свое единственное место, где человек
только и может почувствовать
себя хорошо, может реализовать свои
потенциальные возможности и
получить удовлетворение от этой реализации,
ибо только тогда он счастлив.
В дошкольном детстве родители оказывают
самое большое влияние на личностное развитие
ребенка. Дети в семье - один из самых главных
устоев общества. Поэтому семейное воспитание
останется главным. Детский сад может
дополнить, но не заменить. Нельзя мириться
с плохим семейным воспитанием.
В связи с постоянным усложнением социально-экономической
обстановки в нашей стране резко, просто
катастрофически увеличилось количество
конфликтов, ссор в семьях, растет количество
разводов, внебрачных детей; разрушается
сама традиционная структура семьи с традиционными
же взаимоотношениями и системой ценностей
внутри нее. В силу непонимания особенностей
современной семьи и роли в ней женщины
появилось мнение, что личность ребенка
формируется автоматически. Откуда взялся
этот иждивенческий взгляд на свои родительские
обязанности? Да оттуда, что государство
взяло на себя буквально все. Большая практика
работы воспитателем убедила меня в том,
что есть такая тенденция: многие родители
забывают о главнейшей обязанности - воспитание
детей. Они действительно стали требовательными
иждивенцами. Все заботы о своих детях
переложили на детский сад, школу. Сами
- в стороне. Создается впечатление, что
дети оказываются сиротами при живых родителях.
Заботы сводятся к физиологии - накормить,
одеть. А где авторитет любви, а ласка,
общение, единение душ? Среди взрослых
бытует мнение, что жизнь научит. Но жизнь
будет не учить, а переучивать, иногда
тяжело и мучительно. Упущенное дошкольное
время для общения - потом невосполнимо,
как доказывают педагоги и психологи.
Первыми с проблемами взаимоотношений
родителей и детей сталкиваются воспитатели.
Наше изучение детей свидетельствует
о том, что эти проблемы возникают дома
со взрослыми: более всего ребенка тревожат
домашние неурядицы, конфликты, наказания
(треть опрошенных дошкольников подвергаются
физическому наказанию).
Есть семьи, где дети не защищены ни физически,
ни психологически. Порой родители не
знают, чего хотят от ребенка, оценивают
не его, а себя в нем, не умеют выслушать,
всмотреться в него, понять, принять, не
говоря уже о любви и уважении личности
маленького человека.
Между ребенком и родителем возникают
претензии. По наблюдениям специалистов,
взрослые боятся брать ответственность
за воспитание: "Я заплатил вам - остальное
ваши проблемы". Теряется общение, контакт.
Но для полноценного развития детей необходимо
установление доверительных взаимоотношений.
Без здоровых взаимоотношений со взрослыми
дети умирают эмоционально и даже физически.
Быть родителями - великий труд. И в этом
труде помощник - педагог. Воспитатели
не только обучают, развивают ребенка,
но и создают ему эмоциональный комфорт
и этот положительный фон может создаваться
не только посредством организации жизни
ребенка в детском саду, но и работой с
родителями, которая, к сожалению, ведется
не очень активно. Наша задача - оптимизировать
взаимоотношения родителей и детей. Научить
мам и пап любить своего ребенка, понимать,
создавать положительный микроклимат
в семье. Счастливым ребенок бывает в счастливой
семье. Родители надеются на помощь воспитателей,
а молодые педагоги часто не могут им помочь,
так как традиционные педагогические
приемы не всегда дают в таких случаях
эффект. Поэтому предстоит научить оптимизации
отношений еще и воспитателей.
Все сказанное позволяет сделать вывод,
что проблема оптимизации отношений родителей
и детей дошкольного возраста является
актуальной и значимой на сегодняшний
день.
Целью данной курсовой работы является
анализ и описание педагогических условий,
способствующих оптимизации отношений
между родителями и детьми дошкольного
возраста.
Задачи работы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблематике детско-родительских
взаимоотношений в дошкольном возрасте.
2. Изучение роли и значения взаимоотношений
со значимым взрослым для психического
развития ребенка-дошкольника.
3. Изучение различных вариантов взаимодействия
в системе родитель-ребенок.
4. Обоснование значимости психологической
поддержки ребенка взрослым в семье.
5. Практическое изучение особенностей
взаимоотношений ребенка-дошкольника
с родителями.
6. Анализ результатов и составление психолого-педагогических
рекомендаций по оптимизации взаимоотношений.
Объект исследования - взаимоотношения
родителей с ребенком-дошкольником.
Предмет исследования - условия оптимизации
взаимоотношений в системе "взрослый-ребенок".
Гипотеза исследования состоит в том,
что целенаправленная организация системы
работы с родителями в рамках дошкольного
учреждения (детский сад) может способствовать
оптимизации взаимоотношений родителей
с ребенком.
I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие межличностных взаимоотношений
Список литературы
1. Белобрыкина О.А. Влияние социального
окружения на развитие самооценки старших
дошкольников // Вопросы психологии. 2001.
4
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии
- М.: Академия пресс, 1997
3. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого
поведения // Вопросы психологии. 1981. 4.
4. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения
со взрослыми и сверстниками у дошкольников
// Вопросы психологии. 2001. 2
5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений
в поведении ребенка. СПб., 1997
6. Изард К. Э. Психология эмоций - СПб., Питер,
1999
7. Лисина М.И. Общение с взрослыми и сверстниками
общее и различное // в сборнике "Общение,
личность и психика, ребенка" - М.: Институт
практической психологии, Воронеж, НПО
МОДЭК, 1997
8. Лисина М.И. Становление и развитие общения
со сверстниками у дошкольников // в сборнике
"Общение, личность и психика, ребенка"
- М.: Институт практической психологии,
Воронеж, НПО МОДЭК, 1997
9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения
- М.: Педагогика, 1986
10. Межличностные отношения от рождения
до семи // под ред. Ветровой В.В. - Воронеж:
НПО МОДЭК, 2001
11. Мухина В.С. Психология дошкольника
- М.: Педагогика, 1975
12. Развитие общения дошкольников со сверстниками
// под ред. Рузской А.Г. - М.: Педагогика,
1989
13. Рояк А.А. Психологический конфликт
и особенности индивидуального развития
личности ребёнка - М.: Педагогика, 1988
14. Репина Т.А. Социально-психологическая
характеристика группы детского сада
- М.: Педагогика, 1988
15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная
педагогическая психология - СПб., Питер,
1999
16. Руководство практического психолога:
психическое здоровье детей и подростков
в контексте психологической службы /
Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995
17. Смирнова Е.О. Детская психология - М.:
ВЛАДОС, 2003
18. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка
и взрослого в работах Л.С. Выготского
и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996.
3
19. Смирнова Е.О., Калягина Е. В. Отношение
популярных и непопулярных дошкольников
к сверстникам // Вопросы психологии. 1998.
3
20. Соколова Е.П. Проективные методы исследования
личности, М., 1980.
21. Спиваковская А.С. Как быть родителями.
М.: Педагогика, 1986.
22. Субботский Е.В. Стиль общения, как способ
формирования личности ребенка. М., 1979.
23. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения
для детей. М., 2005.
24. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.
М.: Педагогика, 1989.
Информация о работе Изучение межличностных отношений детей дошкольного возраста с их родителями