Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:14, реферат
Изучение читателей является важнейшим условием успешной работы библиотеки по библиотечному обслуживанию читателей.
Задачи этой работы – максимальное удовлетворение духовных запросов и информационных потребностей читателей. Поэтому необходимо изучать своих читателей для того, чтобы узнать индивидуальные интересы каждого читателя, какой литературой он пользуется, какие отрасли знания находят наибольшее отражение в их чтении, какие книги читаются и какие не привлекают внимания и др.
Лабораторный
эксперимент проводится, как правило,
в специальном помещении, в обстановке,
которая дает возможность изолировать
читателей от воздействия посторонних
факторов.
В лабораторном эксперименте исследователь
может чаще, чем в естественном, варьировать
условия опыта.
Лабораторный эксперимент позволяет изучать
отдельные стороны личности читателя,
не усложняя работу библиотеки: во время
эксперимента работа с основной читательской
массой продолжается, т.к. в исследовании
участвуют лишь специально отобранные
люди.
Во всех библиотечных экспериментах следует,
по возможности, использовать технические
средства наблюдения и измерения. В ряде
случаев полезно прибегнуть к фотографированию
и киносъемке, проводить звукозапись мероприятий.
Это позволит в дальнейшем документально
точно восстановить и проанализировать
проведенное мероприятие.
Библиотечные эксперименты оказывают
то или иное влияние на читателей. При
этом оно может оказаться большим, чем
это требуется для исследователя, а иногда
и нежелательным. Поэтому полезно до реального
провести пробный мысленный эксперимент,
чтобы выяснить, не отразится ли он на
читателях и их отношении к библиотеке.
Анализ документации
В библиотечных исследованиях для изучения
читателей широко используются методы
анализа документации.
При правильной постановке этот метод
позволяет получить объективные сведения
о составе читателей, о массовых мероприятиях
библиотеки, о динамике книговыдач в целом,
о значимости тех или иных книг и т.д., а
также о проявлениях общественного читательского
мнения.
Методы анализа документации многообразны.
Постоянно совершенствуются старые, появляются
новые методы. Этот процесс вызван практическими
потребностями, особенностями документов,
направлениями и целями исследований.
Все методы изучения документации можно
разделить на две большие группы: традиционные
и формализованные, количественные. Различаясь
между собою, они не исключают, а дополняют
друг друга. Традиционные методы подразделяются
на общие (понимания, инструкция, осмысление)
и специальные (источниковедческие, психологические,
юридические и т.д.). Сюда же относятся
библиотековедческие методы анализа документов,
используемые для изучения читателей.
Из общих методов анализа документации
в библиотековедческих исследованиях
читателей используются анализ читательских
автобиографий (биографий) и отзывов.
Анализ читательских формуляров
Является специальным библиотечным методом
изучения читателей. Хотя в подавляющем
большинстве библиотек формуляры служат
основным средством фиксации сведений
о работе с читателями, подобные записи
в них делаются не всегда. Между тем от
этого во многом зависит результативность
их анализа как методы изучения читателей.
В читательском формуляре регистрируется
выданная литература и накапливаются
сведения о содержании чтения. Но они,
конечно, ограничены. В формуляре не отражается
неудовлетворенный опрос читателя и литературы,
которой пользуется он за пределами данной
библиотеки (берет в других библиотеках
или у знакомых и т.д.). По записям нельзя
установить, какую литературу читатель
запрашивал, а какую брал по рекомендации
библиотекаря, или с книжной выставки,
удовлетворен ли его спрос, прочитаны
ли взятые книги.
Сведения о формуляре лишь частично отражают
содержание чтения и совсем не отражают
мотивов спроса, целей и результатов чтения,
отношения к прочитанным книгам.
Чтобы преодолеть
эту ограниченность, запись выданных книг
иногда сопровождают условными знаками,
указывают причину спроса (например, подчеркивают
инвентарный номер книги, взятой читателем
по рекомендации библиотекаря, ли ставят
букву «Р»). В некоторых массовых библиотеках
в формуляры читателей определенной группы
вводят дополнительные графы. Здесь условными
знаками отмечают причины, обусловившие
выбор той или иной книги, мотивы спроса,
реакции читателя на прочитанные книги.
Иногда используют также особые, аналитические
формуляры, ы которых записи выданной
литературы группируют по отраслям заний
или по ведущим темам, на отдельных страницах
отмечают характерные запросы, отказы,
записывают результаты бесед с читателями,
наблюдений над ними, индивидуальные планы
чтения. Но ведение формуляров отнимает
много времени.
Анализ читательских формуляров может
быть ориентированным и углубленным; первый
является составной частью обслуживания
читателей (например, просмотр формуляра
во время посещения читателем библиотеки
или статистическая отработка ряда формуляров).
Углубленный анализ проводится периодически
или эпизодически. Он бывает индивидуальным
и групповым.
Индивидуальный анализ формуляров отдельных
читателей проводят ежегодно или раз в
полугодие. Просматривая записи в формуляре,
устанавливают, сколько всего книг, по
каким отделам знаний, видам литературы,
какие именно книги, в какой последовательности
читатель брал за анализируемый период,
сколько в среднем книг он брал в течении
месяца или года. Это позволяет судить
о направленности содержания чтения, его
системе, характере. Но записи выданных
книг не могут служить единственным основанием
для серьезного суждения о читателе. Как
сказано, сведения в формуляре ограничены.
Их нужно анализировать одновременно
с записями наблюдений и с другими материалами
о читателе (отзывы о книгах, высказывания,
учтенные во время массовых мероприятий
и т.д.). В результате сопоставления содержания
чтения с его мотивами делают выводы о
круге читательских интересов, их содержании,
развитии и устойчивости, намечается план
дальнейшего руководства чтением. Его
фиксируют на карточке, которую вкладывают
в формуляр, а иногда – в личном дневнике
библиотекаря.
Групповой анализ формуляров проводится
по разному. Для выявления читаемости
литературы на определенную тему подсчитывают
по формулярам, сколько человек в группе
брали в течении полугодия или года по
одной книге на данную тему, сколько –
по две, по три и так далее.
В некоторых крупных научных библиотеках
взамен читательских формуляров используют
регистрационные анкеты на карточках
( а в последнее время и на рейтеркартах,
на перфокартах). В них фиксируют сведения
о читателях, но не регистрируют выданные
издания. Статистический анализ регистрационных
анкет позволяет определить ведущие читательские
группы, уточнить цели чтения и основные
направления, по которым читатели ведут
научную и самообразовательную работу.
Анализ листков читательских требований
Это специальный прием наблюдения за читательским
спросом. Он используется как самостоятельный
метод в крупных библиотеках, где заполнение
требований листков обязательно.
Различают анализ удовлетворенных требований
и анализ отказов на требуемую литературу.
В данной курсовой
были изложены основные методы изучения
читателей:
- беседа (при записи в библиотеку, беседа
о прочитанной книге, беседа о рекомендуемой
книге),
- наблюдение за аудиторией во время громкого
чтения, обзора литературы, читательской
конференции,
- анализ читательских формуляров позволяет
узнать мотив чтения отдельного читателя.
Наиболее распространенный метод – это
анкетирование, которое позволяет узнать
целый спектр интересов читателей, их
мнение о библиотеке.
Без изучения читателей невозможно хорошее
обслуживание читателей. Поэтому это направление
должно быть правильно организовано. Нужно
знать историю, культуру региона, обслуживаемого
библиотекой, выделить основные группы
читателей.
В настоящее время крупные библиотеки
проводят различные исследования, которые
дают полное представления о читательском
облике и состоянии читателя. В итоге собираются
обширные данные о диагнозе читательских
потребностей, о мотивах обращения с изданиями,
проследить основные тенденции чтения
типичные для современного этапа культурного
уровня.
Список литературы
1. Анинуда, С.М. и Карлича, Р.И. Библиотека
и читатель. – М.: Профиздат, 1968. – 96 с.,
ил.
2. Банк, Б.В. Изучение читателей в России
(XiX в). – М.: Книга, 1969. – 262 с.
3. Беляков, Л.В. Работа с читателями: Учеб.-метод.
пособие для студентов. – 2-е изд., перераб.
и доп.. – М.; 1967. – 60 стр. – (Мин-во культуры
РСФСР Моск. гос. инст-т культуры).
4. Библиотека. Чтение. Читатель: Сб. материалов
науч-практ. конференций. – Тюмень.: Б/и,
19993. – 54 с.
5. Библиотека и читатель. //Мир биб-к сегодня.
– 1996. – Вып 1(9). – С. 25 – 82.
6. Библиотекарь и читатель: проблемы общения:
Метод. пособие. – СПБ. – 1993. – 130 с.
7. Библиотека и читатель: взаимодействие
и взаимовлияние //Мир б-к сегодня. – М.СПБ,
1996. – В 1(9). – С. 20 – 26.
8. Езова, С.А. О подготовке б-рей к общению
с читателями //Библиотековедение. – 1993.
- № 4. – С. 72 – 75.
9. Матлина, С.Г. Традиции и новаторство
в работе с читателями //Сов. Библиотековедение.
– 1990. - № 3. – С. 51 – 54.
10. Набатова, М.Б. Чтение и читательские
интересы в исследованиях 90-х годов //Мир
б-к сегодня. – 1995. – Вып. 2. – С. 13 – 21.
11. Работа с
читателями: 3-е изд., перераб. и
доп./Под ред. В.Ф. Сахарова: Учебник
для студентов биб-х фак. ин-
12. Работа с читателями: Учебник для студентов
биб-х фак. ин-тов культуры. - Под ред. В.Ф.
Сахарова; - 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Книга, 1970. – 352.
13. Хабко, Е.Д., Соколова, Т.В. Читатель, как
объект исследования //Науч. и технич. Б-ки.
– 1996. - № 6. – С. 15 – 27.
14. Шапошников, А.Е. Библиотекарь и читатель:
аспекты общения //Библиотековедение.
– 2001. - № 1. – С. 59 – 62.
15. Энтина, И.А. В центре внимания – читатель
//Актуальные вопросы библиотечной работы.
– М.; 1990. – С. 45 – 56.