Изложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:42, отчет по практике

Описание работы

Цель: Научить детей последовательно передавать содержание прочитанного в письменной форме.

Работа содержит 1 файл

методика русского.docx

— 35.16 Кб (Скачать)

Выполнила: Попова И. 5-2

Тип урока: Обучающее изложение. 

      Цель: Научить детей последовательно передавать содержание прочитанного в письменной форме. 

   Задачи:

    • Образовательные:
    1. Формирование умения применять знания о предложении при построении текста, писать изложение по коллективно составленному плану;
    1. Учить контролировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
 
    • Развивающие:
    1. Обогащение словарного запаса;
    1. Развивать письменную и устную речь учащихся.

                                 

    • Воспитательные:
    1. Воспитывать любовь к животным; сочувствие, отзывчивость;
    1. Воспитывать интерес к чтению.
 
    • Коммуникативные:
    1. Создавать условия способствующие вступлению детей в диалог;
    1. Создание комфортной ситуации на уроке.
 

Оборудование: доска, черновики, тетради, словари. 
 
 
 
 
 
 

Ход урока 

Этап  урока Деятельность  учителя Деятельность  учеников Примечания Формируемые УУД
I. Организация класса на работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Подготовка к первичному восприятию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Первичное восприятие. 
 

IV. Анализ первичного восприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. Языковая подготовка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

VI. Итоговое восприятие. 
 

VII. Создание письменного высказывания.

М.: Слово-приветствие.

-Внимание,  девочки! Внимание мальчики!

Приготовьте наши ручки, разомните пальчики!

Вот звенит снова школьный звонок!

Начинается новый урок. 

М.: Слово-инструктаж.

- Ребята, сегодня нам предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, то есть написать изложение. 

М.: Сообщение темы и  цели урока.

- Перед вами стоит задача пересказать текст подробно.

 
- Что значит подробно пересказать текст?
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Подробно –  это значит последовательно изложить текст, понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.  

М.: Сообщение типа текста.

- Писать, ребята, мы будем текст-повествование.  Вспомним, что такое текст-повествование? 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Верно, ребята, назовите признаки текста - повествование. 
 
 
 
 
 

М.: Беседа о содержании текста.

- Ребята, послушайте  загадку и отгадайте, о ком пойдет речь в тексте. 

Хоть  я не молоток - 
По дереву стучу: 
В нем каждый уголок 
Обследовать хочу. 
Хожу я в шапке красной 
И акробат прекрасный.
 

- Верно,  это дятел. Расскажите, что вы  знаете про дятла 
 
 
 

   - А знаете ли вы, почему дятла называют лесным доктором? 
 
 
 
 
 
 

   Верно, ребята, вы все правильно сказали. А сейчас послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Дятел».

   В глухом лесу на сосне  черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом настукивает, – мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугались мураши. Со страху корячатся, за корою прячутся – не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Черный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку таскает. 

М.: Установка на слушание.

- А теперь  сядьте удобно и внимательно  послушайте текст, который нам  предстоит написать. Во время  прослушивания мысленно представьте  картины к тексту и подсчитайте  их количество. 

М.: Чтение текста. 

Учитель зачитывает текст. 

М.: Проверка установки.

- Сколько картин  вы представили? 

- Какие картины? 
 
 
 
 
 
 
 
 

М.: Эмоционально – оценочная  беседа.

- Ребята, какое  чувство вы испытывали, когда  слушали текст? 
 
 
 

- Грустный ли  это текст? 
 

- Рады ли вы  концовке?  
 

 М.: Беседа по содержанию.

– Кому посвящен рассказ? 
 

– Как  назвали дятла? 

– Почему мальчики дали такое имя птице? Подтвердите  словами из текста.  

– Чем  кормили дятла на завтрак? 
 
 

– Как  птица отреагировала на угощение?  
 
 
 
 
 

- Почему? 
 
 
 

– Почему для описания внешнего вида дятла  использованы слова крылышки, лапки, коготки? 
 
 

М.: Лексическая работа с ключевыми словами.

- Ребята, выделим ключевые слова, которые  будут вам помощниками.  
 
 
 
 
 
 
 

- Что  обозначает слово, подобрали?  

- Назовите  синонимы к данному слову.

- Найдите  в тексте словосочетание со  словом, подобрали.

Аналогично  проводится работа с  остальными опорными словами. 
 
 
 
 

М.: Работа над планом.

Составим  план изложения.

- Скажите,  могут ли названия выделенных  вами картин, быть пунктами плана?

- Как  будет называться первая картина? 
 

- Как  назовем вторую картину? 
 

- Дайте  название третьей картине 

- Запишите  план себе в черновик, он будет  вам помощником. 

М.: Установка границ каждой части.

- Определим  границы каждой части в изложении.  Назовите границы первой части.  
 
 
 
 

Почему  вы так решили? 

По  аналогии разбираются  остальные части  текста.

М.: Словарно-семантическая  работа.

- Запишите слова, написания которых нужно запомнить. 
 
 
 
 
 

- Составьте с  этими слова словосочетание. 
 
 
 

М.: Орфографическая  работа.

- Назовите вид орфограммы в каждом слове, вставьте пропущенные буквы, напишите проверочное слово. 
 
 
 
 
 

М.: Пунктуационная работа.

- Ребята, послушайте предложение: Был он  большеносым, темным, с белыми  крапинками по крылышкам.

- Что  интересного заметили в данном  предложении?  

- Для  чего нужны запятые в этом  предложении? 
 
 
 
 

- Изобразим  схематично данное предложение

      ,      ,      .

М.: Итоговая беседа.

2 урок.

М.: Чтение текста. 
 
 

М.: Создание текста на черновике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

М.: Редактирование черновика. 
 
 
 
 

М.: Переписывание на черновик. 
 
 

М.: Самопроверка.

Ученики стоя приветствуют учителя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Подробно пересказать  текст - значит полно, со всеми  подробностями, последовательно  изложить содержание текста. 
 
 
 
 
 
 

- В таких текстах говорится о событиях и действиях,

- это тип текста, в котором события описываются в последовательности.  

-У всех текстов  - повествования общим является начало события, развитие события, конец события.  
 
 
 
 
 
 
 
 

- Дятел! 
 

- Дятел живет  в лесу,

- Стучит по  деревьям 

- Он лечит деревья,

- Дятел вытаскивает  из деревьев вредителей и съедает  их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дети  слушают текст 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Три картины 

- Первая- как мальчики подняли птенца,

- Вторая –  как кормили дятла и как  он летал,

- Третья – какой дятел, какой он красивый. 
 
 

- Сначала было  жалко птенца, а потом стало  радостно за него 

- Нет, все  хорошо заканчивается. 

- Да, рады! Ребята  спасли дятла. 
 

- Птице и ребятам. 

- Пеструхин 

- Он был пестрым,  ярким.  

- На  завтрак ему дали земляных  червей. 

- Птица обрадовалась,

- Стала весело  покрикивать и летать по комнате. 

- Потому что,  дятел больше не был голодным,

- Его накормили  и обогрели. 

- Потому что  он еще маленький,

- Еще птенец,

- Автору нравится  дятел. 

- Подобрали, доверчиво,

- Земляные черви, завтрак, весело покрикивать,

- Коготки.

Дети  записывают ключевые слова в черновик. 
 
 
 
 

- Значит нашли, подняли. 

- Поднять 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Могут 

- Найденыш, необычная  находка. 

- Вкусный обед, завтрак, вкусно накормили. 

- Красивая птица,  дятел, необычная птица.

Дети  записывают план себе в черновик. 
 

- Первая часть  начинается со слов: Мальчики  возвращались домой. Заканчивается  словами: в глазах был испуг. 

- Потому что,  дальше говорится уже о другом, меняется смысл. 
 

Дети  записывают слова  в черновик. В словах подчеркивают буквы и ставят ударение. 

- Вкусный картофель,

- мягкий творог,

- детская комната,

- веселые мальчики. 
 

- Слово «птенец». Орфограмма: безударная гласная в корне слова. Проверочное слово: птЕнчик, пишем букву –е-.

По  аналогии дети разбирают  остальные слова. 
 
 
 

- Нужно поставить запятые.

- В предложении  слышится интонация перечисления, а на письме перечисление обозначается  запятыми.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учитель выписывает на доску  опорные слова: подобрали, доверчиво, земляные черви, завтрак, весело покрикивать, коготки. 
 
 
 
 

Учитель зачитывает предложение  с данным словом, дети выделяют словосочетание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учитель с детьми выбирает наиболее подходящий вариант и записывает его на доске. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учитель записывает слова  на доске: картофель, творог, комната, мальчики. 
 
 
 
 
 
 

Учитель на доске выписывает слова: птенец, широко, глазах, принесли, домой, к вечеру, клевал, земляных, летать, весело, покрикивать.

-Умение слушать  и слышать. 
 
 
 

- Понимать и  сохранять учебную задачу. 
 

- Определять  цель учебной деятельности с  помощью учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Находить ответы на вопросы,

- Вступать в  диалог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Понимать и  сохранять учебную задачу. 
 
 

- Умение слушать  и понимать речь других людей. 

- Находить ответы  на вопросы,

- Вступать в  диалог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Формулировать свое мнение и позицию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Находить ответы на вопросы,

- Вступать в  диалог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Искать, отбирать  и использовать необходимую информацию  с помощью учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Планировать  предстоящую практическую деятельность  с помощью учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Умение  делить текст на части.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Вступать в  диалог. 
 
 
 
 

-Умение слушать  и слышать.

- Составление  целого из частей, самостоятельное  достраивание с восполнением  недостающих компонентов. 
 

- Самостоятельное  нахождение путей решения проблемы  творческого характера 
 
 
 
 
 
 

- Осуществлять  самоконтроль процесса и результатов  деятельности.

Информация о работе Изложение