Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:30, реферат
Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный и гетерохронный и, более того, разорванный во времени процесс. Это, как правило, объясняется происходящими в мире крупными общественно-историческими событиями (революции, войны, стихийные катаклизмы), которые существенно влияют на содержание и направление научного развития. Однако оно, однажды возникнув, продолжается в силу неудержимости движения самой человеческой мысли.
История становления педагогической психологии
Педагогическая психология — развивающаяся наука
Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный и гетерохронный и, более того, разорванный во времени процесс. Это, как правило, объясняется происходящими в мире крупными общественно-историческими событиями (революции, войны, стихийные катаклизмы), которые существенно влияют на содержание и направление научного развития. Однако оно, однажды возникнув, продолжается в силу неудержимости движения самой человеческой мысли.
Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения. Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами).
1.4. Исторические
аспекты педагогической
1.4.1. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в.
1.4.2. Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в.
1.4.3. Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени
1.4.1. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в.
И.А. Зимняя выделяет
три этапа становления и
Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим.
Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.
Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Рассмотрим более подробно каждый из названных этапов развития педагогической психологии.
И.А. Зимняя назвала первый этап общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци).
Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.
Анализируя вклад Г.
Идею о развивающем обучении
К.Д. Ушинский назвал "великим
открытием Песталоцци" (Ушинский
К.Д., 1948. С. 95). Основной целью обучения
Песталоцци считал возбуждение
ума детей к активной
Последователем И.Г.
Дистервег подчеркивал, что
Ф.А. Дистервег определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащегося; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения он сформулировал в четких правилах.
Особое значение для
К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов:
о психологической природе воспитания;
пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения;
пределах и возможностях обучения;
соотношении воспитания и развития;
сочетании внешних
воспитательных воздействий и процесса
самовоспитания.
. Второй
этап - с конца XIX в. до
начала 50-х гг. XX в.
Второй этап связан с периодом, когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.
Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться - с 80-х гг. XIX в.
Значение первоначального
Руководствуясь потребностями
Этот период характеризуется
формированием особого
Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К.Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания" предвосхитил появление педологии: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях".
На Западе педологией
Первые 15 послереволюционных лет
были благоприятными: шла нормальная
научная жизнь с бурными
Педология стремилась изучать
ребенка, при этом изучать
Педологи работали в школах, детских
садах, различных подростковых
объединениях. Активно осуществлялось
психолого-педологическое
В 30-е гг. XX в. началась критика
многих положений педологии (проблем предмета
педологии, био- и социогенеза, тестов
и др.), результатом чего явились два постановления
ЦК ВКП(б). Педология была разгромлена,
многие ученые репрессированы, судьбы
других искалечены. Закрылись все педологические
институты и лаборатории. Педологию вымарали
из учебных программ всех вузов. Щедро
наклеивались ярлыки: Л.С. Выготский объявлен
"эклектиком", М.Я. Басов и П.П. Блонский
- "пропагандистами фашистских идей".
К счастью, многие смогли избежать подобной
участи, сумев переквалифицироваться.
Более полувека тщательно скрывалось,
что цвет советской психологии - Басов,
Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк,
Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и другие,
а также педагоги Занков и Соколянский
были педологами. Еще совсем недавно при
издании сочинений Выготского его лекции
по педологии пришлось переименовывать
в лекции по психологии (http://virlib.eunnet.net/
Ряд работ П.П. Блонского,
Связь психологии с
К концу XIX в. в русской психолого-
Информация о работе История становления педагогической психологии