История становления педагогической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:30, реферат

Описание работы

Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный и гетерохронный и, более того, разорванный во времени процесс. Это, как правило, объясняется происходящими в мире крупными общественно-историческими событиями (революции, войны, стихийные катаклизмы), которые существенно влияют на содержание и направление научного развития. Однако оно, однажды возникнув, продолжается в силу неудержимости движения самой человеческой мысли.

Работа содержит 1 файл

История становления педагогической психологии.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

История становления педагогической психологии

 Педагогическая  психология — развивающаяся наука

Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный и гетерохронный  и, более того, разорванный во времени  процесс. Это, как правило, объясняется происходящими в мире крупными общественно-историческими событиями (революции, войны, стихийные катаклизмы), которые существенно влияют на содержание и направление научного развития. Однако оно, однажды возникнув, продолжается в силу неудержимости движения самой человеческой мысли.

Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна  Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации  школьного обучения. Этот труд можно  рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами).

1.4. Исторические  аспекты педагогической психологии

1.4.1. Первый этап - с середины XVII в. и до конца  XIX в. 

1.4.2. Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х  гг. XX в. 

1.4.3. Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени

1.4.1. Первый этап - с середины XVII в. и до конца  XIX в.

И.А. Зимняя выделяет три этапа становления и развития педагогической психологии (Зимняя И.А., 1997; аннотация).

Первый  этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим.

Второй этап - с  конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда  педагогическая психология начала оформляться  в самостоятельную отрасль, аккумулировав  достижения педагогической мысли предшествующих столетий.

Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Рассмотрим более подробно каждый из названных этапов развития педагогической психологии.

И.А. Зимняя назвала  первый этап общедидактическим с  явно ощущаемой необходимостью "психологизировать  педагогику" (по Песталоцци).

           Роль психологии в практике  обучения и воспитания была  осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

           Анализируя вклад Г. Песталоцци, П.Ф. Каптерев отмечает, что "Песталоцци  понимал все обучение как дело  творчества самого учащегося,  все знания как развитие деятельности  изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития" (Каптерев П.Ф., 1982. С. 293). Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.

           Идею о развивающем обучении  К.Д. Ушинский назвал "великим  открытием Песталоцци" (Ушинский  К.Д., 1948. С. 95). Основной целью обучения  Песталоцци считал возбуждение  ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Он разработал систему упражнений, расположенных в определенной последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения - вооружение учащихся знаниями. Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрежку, притупляющие духовные силы детей, ученый стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путем познания" у ребенка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

           Последователем И.Г. Песталоцци  был Ф.А. Дистервег, который  основными принципами воспитания  считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность (Дистервег Ф.А., 1956).

           Дистервег подчеркивал, что только  зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел "основу науки о воспитании", и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

           Ф.А. Дистервег определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащегося; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения он сформулировал в четких правилах.

           Особое значение для становления  педагогической психологии имело  творчество К.Д.Ушинского. Его  работы, прежде всего книга "Человек  как предмет воспитания. Опыт  педагогической антропологии" (1868-1869), создали предпосылки для возникновения педагогической психологии в России. Воспитание ученый рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных отношений.

К.Д. Ушинский дал  свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов:

о психологической природе воспитания;

пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения;

пределах и возможностях обучения;

соотношении воспитания и развития;

сочетании внешних  воспитательных воздействий и процесса самовоспитания.  

. Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в. 

Второй этап связан с периодом, когда педагогическая психология начала оформляться в  самостоятельную отрасль, аккумулировав  достижения педагогической мысли предшествующих столетий.

           Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться - с 80-х гг. XIX в.

           Значение первоначального периода  развития педагогической психологии  определяется в первую очередь  тем, что в 60-е гг. XIX в. были сформулированы принципиальные положения, определяющие становление педагогической психологии как самостоятельной научной дисциплины. В то время были поставлены задачи, на которых должны быть сосредоточены усилия ученых, обозначены проблемы, которые необходимо было исследовать, чтобы поставить педагогический процесс на научную основу.

           Руководствуясь потребностями воспитания  и обучения, задачей формирования  всесторонней личности, ученые того  периода подняли вопрос о широком  комплексном изучении ребенка и научных основах руководства его развитием. Идея целостного разностороннего исследования ребенка прозвучала с большой убедительностью. Сознательно не желая ограничивать теоретическое обоснование педагогики одной психологией, они стимулировали развитие исследований на стыке разных наук. Рассмотрение в единстве и взаимосвязи трех основных источников педагогики - психологии, физиологии, логики - послужило основой контактов между психологией, физиологией и медициной, между психологией и дидактикой.

           Этот период характеризуется  формированием особого психолого-педагогического  направления - педологии (Дж.М.  Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и  др.), в котором комплексно на  основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития (см. анимацию).

           Педология (от греч. pais - дитя и  logos - слово, наука) - течение в психологии  и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

           Основателем педологии признан  американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К.Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания" предвосхитил появление педологии: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях".

           На Западе педологией занимались  С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником  российской педологии является  блестящий ученый и организатор  А.П. Нечаев. Большой вклад в науку внес и замечательный ученый В.М. Бехтерев.

           Первые 15 послереволюционных лет  были благоприятными: шла нормальная  научная жизнь с бурными дискуссиями,  в которых вырабатывались подходы  и преодолевались неизбежные  для молодой науки трудности в развитии.

           Педология стремилась изучать  ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и  с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию  как науку о возрастном развитии  ребенка в условиях определенной социально-исторической среды (Блонский П.П., 1999; аннотация).

           Педологи работали в школах, детских  садах, различных подростковых  объединениях. Активно осуществлялось  психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропометрии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

           В 30-е гг. XX в. началась критика многих положений педологии (проблем предмета педологии, био- и социогенеза, тестов и др.), результатом чего явились два постановления ЦК ВКП(б). Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические институты и лаборатории. Педологию вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Л.С. Выготский объявлен "эклектиком", М.Я. Басов и П.П. Блонский - "пропагандистами фашистских идей". К счастью, многие смогли избежать подобной участи, сумев переквалифицироваться. Более полувека тщательно скрывалось, что цвет советской психологии - Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и другие, а также педагоги Занков и Соколянский были педологами. Еще совсем недавно при издании сочинений Выготского его лекции по педологии пришлось переименовывать в лекции по психологии (http://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0523.html; см. статью Струкчинской Е.М. "Л.С. Выготский о педологии и смежных с нею науках") (см. Медиатеку).

           Ряд работ П.П. Блонского, работы  Л.С. Выготского и его сотрудников  по детской психологии заложили  фундамент современных научных  знаний о психическом развитии  ребенка. Труды И.М. Щелованова, М.П. Денисовой, Н.Л. Фигурина, создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом возрасте и раннем детстве, а психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского обеспечили возможность разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. (http://www.genesis.ru/pedologia/home.htm; см. сайт журнала "Педология").

           Связь психологии с педагогикой  дала мощный толчок изучению  возрастных особенностей детей,  выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин "педагогическая психология" в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

           К концу XIX в. в русской психолого-педагогической  науке не только сформировались  основные области научной деятельности, но и были накоплены значительные  данные, позволявшие сформулировать практические проблемы.

Информация о работе История становления педагогической психологии