100
лет назад в
Самаре открылось
первое высшее
учебное заведение
Так выглядело
здание учительского института (дом
Гринберга), расположенное ныне на ул.
Куйбышева, 32
«Потребность
в институте не убывает»
Обычно
хозяин самарской торговой лавки
начала XIX столетия по уровню своего
образования отличался от простых
грузчиков лишь тем, что он
умел лучше и быстрее считать
монету да имел повышенное
чутье на торговые сделки. Учение
же для себя и для своих
детей торговцы в то время
считали ненужным баловством, лишней
тратой денег. Неудивительно,
что в начале XIX века в Самаре
и Самарском уезде не было
ни одного учебного заведения.
Лишь в 20-х годах того столетия
здесь открылись уездное и
приходское училища, и этим
сфера образования ограничивалась
вплоть до того времени, когда
Самара стала губернским городом.
Новые
учебные заведения начали открываться
почти сразу же после создания
Самарской губернии, поскольку наш
первый губернатор Степан Волховский
прекрасно понимал, что от общего уровня
образования в конечном итоге зависит
не только культурное, но и экономическое
развитие региона. Уже 29 января 1851 года
по его распоряжению была создана губернская
дирекция народных училищ. К 60-м годам
XIX века в регионе было уже 6 уездных и 175
церковно-приходских школ, в которых учились
7493 человека.
На
рубеже XIX и ХХ столетий Самарская
губерния в экономическом отношении
стала одним из самых быстро
развивающихся регионов огромной
империи, за что наш город
тогда получил неофициальное
название «Русский Чикаго». Тем
не менее к началу ХХ века один учащийся
в Самарской губернии приходился лишь
на 53 человека населения, и по уровню образования
регион занимал только 33-е место в стране.
В
мире же шла первая научно-техническая
революция, человек уже летал
на аппаратах тяжелее воздуха,
были изобретены радиосвязь, кинематограф
и телефон, а Жюль Верн в своих
романах описал путешествия на Луну и
в центр Земли. Но в развивающейся Самаре
сфера обучения тогда серьезно отставала
от потребностей времени. Ведь успехи
в развитии промышленности требовали
существенного повышения образованности
населения, поскольку заводские и транспортные
рабочие теперь имели дело с достаточно
сложными машинами и механизмами.
В
то время в нашем городе
не было ни одного высшего
учебного заведения, а ближайшее
из них находилось за 400 с лишним
верст - в Казани. И хотя об
открытии педагогического института
в губернском центре просвещенная
самарская общественность впервые
заговорила еще в 70-х годах
XIX столетия, лишь в январе 1910 года
на очередном земском губернском
собрании его гласные (по нынешнему
- депутаты) согласились, что «потребность
в педагогическом институте в
Самаре не убывает… Все доводы в
пользу скорейшего открытия педагогического
института только увеличиваются и получают
еще большее значение».
В
октябре того же года проект
первого самарского вуза был
заказан на средства земского
собрания в Педагогической Академии,
находившейся в Санкт-Петербурге.
Через три месяца этот проект
был подготовлен и одобрен
советом Педагогической Академии.
Завершающим этапом в деле
превращения нашего города в
вузовский стал указ императора
Николая II, который высочайше
разрешил открыть с 1 июля 1911 года
учительский институт в Самаре.
Для подготовки преподавателей
начальных училищ сюда было
предписано принимать «девиц
благородного происхождения и
поведения».
Первые
самарские студенты
Просвещенная
общественность нашего города
встретила царский указ с ликованием.
Чрезвычайная сессия губернского
земского собрания постановила:
ассигновать 2500 рублей для открытия
учительского института. Вслед
за этим Самарской губернской
управой было принято решение:
для размещения первого самарского
вуза «взять внаем особняк
Гринберга по ул. Дворянской, дом
32/34» (ныне улица Куйбышева, 32).
В настоящее время по указанному
адресу располагается муниципальное
образовательное учреждение (МОУ)
«Гимназия № 3».
Для
организации учительского института
решением попечителя Казанского
учебного округа в Самару был
командирован исполняющий обязанности
инспектора Сарапульского реального
училища, преподаватель математики,
статский советник Николай Кильдюшевский.
Это был потомственный дворянин, выпускник
императорского Казанского университета,
кавалер нескольких орденов и медалей.
В сентябре того же года Кильдюшевского
назначили первым директором Самарского
учительского института.
Во
второй половине сентября в
нашем первом институте прошли
приемные экзамены. Достойных приема
оказалось 35 девушек – на 15 больше,
чем разрешалось по ранее опубликованному
положению. Однако по особому
распоряжению попечителя Казанского
учебного округа всех абитуриентов,
успешно сдавших экзамены, все
же зачислили в первый класс
(по-современному – на первый
курс) учительского института.
Сохранился
список преподавательского состава
первого самарского вуза 1911 года.
Так, учитель Виктор Коблов, имевший
сан священника, был переведен
в наш город из Камышинской
женской гимназии, а в учительском институте
он вел занятия по Закону Божьему. Математику
первым самарским студентам преподавал
Константин Соловьев, историю и географию
– Петр Иванов, физику – Николай Двинянинов
(все – учителя из разных самарских гимназий),
русский и славянский языки – учитель
церковно-приходской школы Константин
Аксенов. Еще в программу занятий учительского
института были включены курс графических
искусств, основы врачебного дела и гигиены,
а также пение и гимнастика.
Торжественное
открытие нового вуза состоялось
16 (по новому стилю 29) октября
1911 года. Местные газеты об этом
событии писали так: «К часу дня
в актовом зале института собрались учащие
(по современному – преподаватели. – В.Е.)
и учащиеся открываемого учебного заведения,
представители дирекции народных училищ
и общественности. Молебен с водосвятием
совершал отец-ректор Самарской духовной
семинарии архимандрит Виссарион в сослужении
законоучителя института священника Коблова
и смотрителя Ильинской церкви Умова.
По окончании молебна директор Самарского
учительского института Николай Кильдюшевский
приветствовал новый рассадник просвещения
и сказал несколько слов о задачах русской
православной школы».
С
торжественной речью на церемонии
по поводу открытия первого
самарского вуза выступил также
отец-законоучитель института, священник
Виктор Коблов, который сказал
следующее: «Звание учителя–воспитателя
есть великое, трудное, нравственно-ответственное
звание, и первое после пастырства.
Для педагога недостаточно хорошо
знать приемы, искусство воспитания,
но необходимо иметь еще и
призвание… Вся обстановка института
и весь его учительский персонал должны
быть искренно проникнуты духом высокой
нравственной настроенности, духом служения
Богу, Царю и Отечеству».
От института
до академии
Уже
18 октября в Самарском учительском
институте прошли первые занятия.
Конечно же, выпускники нашего
первого вуза не получали высшего
образования в современном понимании
этого слова. Учебно-воспитательная
деятельность института в течение
ряда лет после этого переживала
непростой процесс становления.
В это время здесь готовили
учителей только для начальных учебных
заведений и церковно-приходских школ,
и все выпускники направлялись на работу
по «назначению учебного начальства».
Тем
не менее молодое образовательное учреждение
в эти годы достаточно быстро развивалось.
Первый выпуск самарского вуза состоялся
в 1914 году. Из 35 студентов, поступивших
в вуз в 1911 году, двое были отчислены за
неуспеваемость, но остальные 33 после
трехлетнего обучения получили заветные
дипломы и отправились на работу по специальности
в уезды Самарской губернии.
Что
касается новых абитуриентов, то
в 1914 году на первый курс
Самарского учительского института
было зачислено 84 студента, в 1915
году – 70, в 1916 году – 54. Сокращение
числа поступивших объяснялось
финансовыми трудностями всей
российской системы образования
в условиях начавшейся Первой мировой
войны. При этом после 1914 года срок обучения
в вузе был увеличен с трех до четырех
лет.
Вскоре
по причине военных действий
на западе страны в наш город
из Вильно эвакуировался местный
учительский институт со всем
преподавательским составом, который
объединили с самарским. И поскольку
в эти тревожные времена наш город на фоне
столичных потрясений выглядел островком
относительного благополучия, сюда из
Москвы и Санкт-Петербурга переехали многие
видные ученые и университетские профессора.
В их числе оказался из основателей российской
психологической науки Александр Нечаев,
которого в 1917 году избрали новым директором
Самарского учительского института. По
его инициативе в августе того же года
было принято решение губернского земства,
согласно которому первый самарский вуз
был переименован в педагогический институт,
и с того времени в него было разрешено
принимать также и мужчин.
Вскоре
после Октябрьского переворота 1917 года
группа самарских профессоров во
главе с Нечаевым подала в губревком
на имя Валериана Куйбышева прошение о
преобразовании Самарского педагогического
института в государственный университет.
Однако решение этого вопроса новыми властями
под разными предлогами откладывалось
из месяца в месяц. Впоследствии госуниверситет
в Самаре открывался трижды - при правительстве
Комуча в 1918 году, при Ленине в 1919 году,
и затем еще раз, уже окончательно - в 1968
году.
___________________________________________________________
В конце
XVIII - начале XIX века значительная часть
населения уездного города Самары состояла
или из купцов, или из «торговых
людишек» - мелких лавочников, приказчиков,
лоточников, а также из обслуживающей
торговые заведения «черни». Главной особенностью
всей этой разношерстной публики были
дремучее невежество и необразованность,
да плюс к тому еще и полное нежелание
учиться всему, что хоть немного отличалось
от умения наживать капитал и получать
торговую выгоду.
"В
начале XIX века в Самаре и Самарском
уезде не было ни одного
учебного заведения. Только в
20-х годах позапрошлого столетия
здесь открылись уездное и
приходское училища, и этим
образовательная сфера ограничивалась
вплоть до того времени, когда
Самара стала губернским городом
Экономический фактор Строительство
новых учебных заведений началось
почти сразу же после образования
нашей губернии. Первый самарский
губернатор Степан Волховский прекрасно
понимал, что от общего образовательного
уровня в конечном итоге зависит не только
культурное, но и экономическое развитие
региона. Поэтому уже 29 января 1851 года
по его распоряжению была создана дирекция
народных училищ Самарской губернии. К
60-м годам XIX века в регионе было 6 уездных
и 175 церковноприходских школ, в которых
училось 7493 человека. На рубеже XIX и ХХ
столетий Самарская губерния в экономическом
отношении стала одним из самых быстро
развивающихся регионов российской империи,
за что наш город тогда даже прозвали «Русским
Чикаго». Однако в то время в городе не
было ни одного высшего учебного заведения,
ближайший университет находился в Казани.
И хотя об открытии педагогического института
в нашей губернии просвещенная самарская
общественность впервые заговорила ещё
в 70-х годах XIX столетия, лишь в январе 1910
года на очередном земском губернском
собрании его гласные (по нынешнему - депутаты)
согласились, что «потребность в педагогическом
институте в Самаре не убывает… Все доводы
в пользу скорейшего открытия педагогического
института только увеличиваются и получают
ещё большее значение». Общественность
ликовала В октябре того же года проект
первого самарского вуза был заказан на
средства земского собрания в Педагогической
Академии, находившейся в Санкт-Петербурге.
Через три месяца этот проект был подготовлен
и одобрен советом Педагогической Академии.
Завершающим этапом в деле превращения
нашего города в вузовский стал указ императора
Николая II, который высочайше разрешил
открыть с 1 июля 1911 года учительский институт
в Самаре. Просвещённая общественность
нашего города встретила этот указ с ликованием.
Чрезвычайная сессия губернского земского
собрания постановила: ассигновать 2500
рублей для открытия учительского института.
Вслед за этим Самарской губернской управой
было принято решение: для размещения
первого самарского вуза «взять внаём
особняк С. А. Гринберга по ул. Дворянской,
дом 32/34» (ныне улица Куйбышева, 32). В настоящее
время по указанному адресу располагается
муниципальное образовательное учреждение
(МОУ) «Гимназия № 3». «Рассадник просвещения»
Для организации учительского института
решением попечителя Казанского учебного
округа в Самару был командирован исполняющий
обязанности инспектора Сарапульского
реального училища, преподаватель математики,
статский советник Николай Кильдюшевский.
Это был потомственный дворянин, выпускник
императорского Казанского университета,
кавалер нескольких орденов и медалей.
В сентябре того же года Кильдюшевского
назначили первым директором Самарского
учительского института. Во второй половине
сентября в нашем первом институте прошли
приёмные экзамены. Достойных приёма оказалось
35 человек – на 15 больше, чем разрешалось
по ранее опубликованному положению. Однако
по особому распоряжению попечителя Казанского
учебного округа всех абитуриентов, успешно
сдавших экзамены, все же зачислили в первый
класс (по-современному – на первый курс)
учительского института. Торжественное
открытие вуза состоялось 16 октября 1911
года. Местные газеты об этом событии писали
так: «К часу дня в актовом зале института
собрались учащие [по современному – преподаватели.
– В. Е.] и учащиеся открываемого учебного
заведения, представители дирекции народных
училищ и общественности. Молебен с водосвятием
совершал отец-ректор Самарской духовной
семинарии архимандрит Виссарион в сослужении
законоучителя института священника В.
А. Коблова и смотрителя Ильинской церкви
А. А. Умова. По окончании молебна директор
Самарского учительского института Н.П.
Кильдюшевский приветствовал «новый рассадник
просвещения» и сказал несколько слов
о задачах русской православной школы».
Уже 18 октября в Самарском учительском
институте прошли первые занятия." -
сообщает сайт "Аргументов и Фактов"
в статье http://www.samara.aif.ru/society/article/21485
Поволжская
государственная социально-гуманитарная
академия возникла во времена больших
преобразований в России и имеет
богатую и долгую историю существования.
ВУЗ пережил две мировые войны,
расцвет и закат СССР, а теперь
активно участвует в формировании
нового демократического общества, являясь
одним из лучших педагогических вузов
России.
Академия
ведет свою историю от Учительского
института, торжественное открытие
которого состоялось в Самаре 16 октября
1911 года. А уже 18 октября начались
учебные занятия. В первые годы своего
существования Учительский институт прошел
через ряд преобразований. 5 октября 1918
года Учительский институт был переименован
в Педагогический институт, а в 1919 году
педагогические институты были переименованы
в Институты народного образования. В
1921 году Институт народного образования
стал Педагогическим факультетом Самарского
университета, который в 1927 году из-за
гражданской войны был закрыт. Датой возрождения
вуза является 18 июня 1929 года, когда в соответствии
с постановлением Совнаркома РСФСР №
516 в г. Самара был вновь открыт педагогический
вуз — Средне-волжский педагогический
институт. В возрожденное учебное заведение
влились лучшие силы закрытого ранее педагогического
факультета Самарского университета.
В это
время учебное заведение насчитывало
всего три факультета: общественно-экономический
(с двумя отделениями — экономическим
и историческим), русского языка и литературы,
естествознания. Уже в 1931-1932 учебном году
в Институте функционировали 11 отделений:
историко-экономическое, литературное,
биологическое, химическое, физико-математическое,
физико-технологическое, химико-биологическое,
химико-технологическое, общей литературы,
дошкольное, кооперативное, на которых
обучались 529 студентов. Кроме того, активно
работали заочное отделение с 796 студентами,
вечерние филиалы в Пензе, Мелекессе, Бугуруслане.
В 1934-1935
учебном году учебно-организационная
перестройка продолжается. Окончательно
формируются 5 факультетов: исторический,
педагогический со школьным и дошкольным
отделениями, физико-математический, русского
языка и литературы, естествознания.
В 1941 году
в Институте открыта первая аспирантура
по специальности 10.02.01 — русский
язык.
С 1956 года
в состав Куйбышевского педагогического
института влились студенты и
преподаватели Сызранского учительского
института.
В 1959-1960
учебном году организованы три новых
факультета: на базе физико-математического
факультета — индустриально-педагогический
и физико-химический, а на базе факультета
естествознания — агробиологический.