История развития социального воспитания.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:58, доклад

Описание работы

.Первый период становления И развития социальной педагогики как научно-практической области приходится на Х-ХIХ вв. Этот период определяется как скрытое развитие социальной педагогики, как движение педагогического знания о поддержке, воспитании и образовании навстречу социологическому знанию, которое завершилось рождением социальной педагогики как науки в начале XX в. в связи с выходом в свет одноименной работы П. Наторпа (С. Расчетина).

Работа содержит 1 файл

социальное воспитание. сущьность и его содержание.doc

— 74.50 Кб (Скачать)


История развития социального воспитания.

Педагогика вплоть до сер. XIX в. рассматривалось как наука о воспитании. Однако представление о нем изменялось в зависимости от экономико-политического и культурного развития обществ, определялось целями, задачами и средствами педагогической деятельности.

Первый период становления И развития социальной педагогики как научно-практической области приходится на Х-ХIХ вв. Этот период определяется как скрытое развитие социальной педагогики, как движение педагогического знания о поддержке, воспитании и образовании навстречу социологическому знанию, которое завершилось рождением социальной педагогики как науки в начале XX в. в связи с выходом в свет одноименной работы П. Наторпа (С. Расчетина).

Второй период истории становления социальной педагогики связан с кардинальными изменениями жизнедеятельности российского общества в XX в.. Его начало совпадает с революционной ситуацией 1917 г., характеризующейся заострением социальных противоречий, активным развитием педагогического и социологического знания, их интенсивной интеграцией. Развитие социальной педагогики было, однако, задержано в 1930-е гг. в связи с ориентацией на реализацию принципа классового подхода и партийности науки. Научное осмысление процессов воспитания и образования с социологических позиций было заторможено, но не остановлено. Социальная педагогика после интенсивного развития в 20-30-е гг. XX в. стала растворяться в других науках в 40-80-е гг. и получила импульс к самостоятельному развитию в 90-е гг. XX в.

В отечественной истории образования существование этнокультурной модели воспитания находит подтверждение в традициях, сказания, былинах, предметах древнеславянской культуры. С принятием христианства в Древнерусском государстве складывается постепенно система просвещения, возникшая под влиянием церкви и распространившаяся в виде церковных и светских училищ. Дошедшие до нас летописи, поучения и другие документы дают представление о сущности и содержании воспитания Древней Руси. Особое значение воспитание приобрело в период татаро-монгольского ига, когда главной целью общества было сохранить православную веру как основу национальной культуры.

Суть воспитания заключалась в формировании добродетелей, что принципиально отличало отечественное воспитание от системы просвещения в западных странах, где основное внимание уделялось освоению знаний. В XVII в. Россия выбрала западный цивилизационный путь развития, что не замедлило сказаться на негативном поведении подрастающего поколения.

В связи с этим в сер. XVIII в. в период правления Екатерины II в дворянской среде усиливается интерес к проблемам воспитания. На смену старинных педагогических наставлений, основанных на зубрежке и подчинении, появляется новый гуманитарный идеал воспитания, во многом сходный с евангелистским в выводах. Именно религия выступала в роли хранительницы общечеловеческих ценностей. Поэтому христианская мораль лежала в основе воспитания вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Большую роль в осуществлении планов Екатерины II сыграла деятельность И.И. Бецкого, который пытался реализовать идеи либерализации образования в России. В период правления Александра I были подтверждены цели воспитания, выдвинутые при Екатерине П. С этого момента в России начинают существовать планомерно и законно средние государственные учебные заведения, задачами которых становится не только обучение наукам, но и воспитание нравственное, гражданское, "воспитание духа и тела". Осуществлялось это воспитание всеми социальными институтами: семьей, школой, церковью и др. В конце XIX — начале XX в. общественный интерес к проблемам воспитания открыл новые пути привлечения родителей и разнообразных организаций к воспитанию детей.

Коренной поворот в изменении целей и содержания воспитания был сделан после революции 1917 г., когда произошло искоренение христианских норм из теории и практики отечественной педагогики.

Социальное воспитание зародилось еще в античные времена, но научное обоснование этот термин получил только в конце XIX - начале XX в. О социальном воспитании и его влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе высказывались русские педагоги, философы, писатели — К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.

Ученые-исследователи и педагоги-практики, профессионально сложившиеся под влиянием идей русской прогрессивной педагогической мысли XIX в., уже в послереволюционный период продолжали отстаивать интересы ребенка ("гуманистическая" научная школа: П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.).

А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин и другие педагоги в вопросах социального воспитания следовали от интересов общества ("социологизаторская" научная школа).

Это явление породило у ученых-педагогов многочисленные дискуссии: что является предметом педагогической науки, какая должна быть взаимосвязь между обществом и школой, какова роль школы в воспитании подрастающего поколения, может ли школа повлиять на социальную среду и др. В эти годы прочно утвердился термин "социальное воспитание". В первые годы советской власти проблема социального воспитания была одной из ведущих в педагогике. Это обусловлено по крайней мере двумя факторами: тяжелым социальным положением детей в России (сиротство, беспризорность и др.) и активными поисками в развитии отечественной педагогической науки.

Советский ученый-педагог Н.Н. Иорданский в 1923 г. опубликовал книгу "Основы и практика социального воспитания", в которой он выделил четыре взгляда на сущность социального воспитания: 1) вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за их здоровьем, личность учителя и др.); 2) воспитание как общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни; 3) воспитание социальных инстинктов, навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления; 4) связан с социальной педагогикой как научной и практической дисциплиной.

В Советском Союзе в 20-е гг. особое значение приобрело "социологизаторское" направление, отраженное в теории и практике взаимодействия личности и среды, которая тогда рассматривалась как проблема взаимообусловленности педагогической цели и воспитательного средства, т. е. возможности активного развития личности нового типа в условиях пролетарского государства. В результате большинство ученых начинают придерживаться идеи приоритетности развития общества над отдельным человеком, соответствующим образом определялась и функция среды—она должна была оказывать формирующее действие на детей.

Идеология социального воспитания в Советской России разрабатывалась руководителями Наркомата просвещения, придававшими первостепенное значение организации среды. "Надо изучить среду "во всех ее особенностях, — указывал А.В. Луначарский, — ...как объекта нашего воздействия и... как действующей рядом силы. Школа должна найти в окружающей среде и объединить вокруг себя все положительные силы, организовать их и направить на воспитание детей, на борьбу с тем, что этому воспитанию мешает" .

Однако такие ученые, как П.П. Блонский, СЛ. Рубинштейн, СТ. Шацкий (в своих воззрениях примерно до 1929 г.) и другие, опиравшиеся на идеи антропологической педагогики XIX в., "свободного воспитания" с его гуманистическими идеалами, предлагали в вопросах социального воспитания идти "от ребенка".

В результате, в конце 30-х гг. политехнизация школьного образования приостановила развитие этого направления, и постепенно всеобщий интерес к данной проблеме угас. Теоретические представления о всеобъемлющей (тотальной) детерминации индивидуальной жизни, в том числе и воспитания, оказали влияние на формирование советской педагогики 30-х гг. после разгрома педологии и дореволюционного педагогического корпуса России. Были прекращены все исследования в области социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.

Таким образом, в России в связи с изменившимися социальными условиями происходит переход от христианского воспитания к социальному, который в конце 30-х гг. был запрещен.

М.А. Галагузова считает, что на смену социальному воспитанию пришел термин "коммунистическое воспитание". В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова. В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания. Вторая трактовка была связана с воспитанием у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности.

В конце 80-х гг. XX в. ученые, такие как О.С. Газман, Л.А. Бондаревская, Л.И. Новикова и другие, привносят новые смыслы в понимание воспитания. Появляется новое понятие — "гуманистическое воспитание". В этом смысле воспитание — это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач социальной деятельности, т. е. духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. При таком подходе процесс воспитания начинается с совместной выработки целей, актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике .

Возрождение интереса к феномену социального воспитания в педагогической науке в 70~90-х гг. XX в. связано с актуализацией проблем социализации и социальной адаптации (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.), этнопедагогики (Д.М. Абдуразакова, Г.Н. Волков), теории воспитательных систем (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Семенов и др.), развития социально-педагогических функций школы (В.А. Мясников). В это время появились исследования структуры среды, управления процессом взаимодействия детей со средой, интеграции и педагогизации воспитательного потенциала среды (Ю.С. Бродский, А.Т. Куракин, Л.Й7Нови-кова, В.Д. Семенов). Наряду с исследованиями общего характера стали накапливаться знания о конкретных составляющих социального воспитания в работах В.Г. Бочаровой, А.М. Мудрика, М.М. Плоткина и др.

 

В мировой системе образования не существует как такового понятия "воспитание" или "социальное воспитание", хотя широко известен термин "гайденс". В широком смысле "гайденс" — помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле — процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей. Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, "гайденс" активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов.

В Америке в содержание понятия guidance включается и classroom environment, что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.

В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: pastoral care — пасторская забота; tutoring — опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. scool counselling and guidance and carer counselling, что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант — pedagogical support (педагогическая поддержка).

Совершенствование содержания деятельности специалистов системы counselling and guidance привело в Англии к тому, что в настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, совётование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.

В США употребление guidance больше связывают с превентивной работой, a counselling — с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей .

Воспитание и социальное воспитание.

Воспитание в современных научных исследованиях рассматривается как целенаправленный процесс, обеспечивающий процесс развития и саморазвития личности. Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих им реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации.

Социальное воспитание направлено прежде всего на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.

Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. М.А. Галагузова поддерживает данное определение.

В исследованиях В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других ученых можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики.

Очевидно, как пишет М.А. Галагузова, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным "социальное". И с этой точки зрения выделяет два основных его толкования в зависимости от того, какой смысл вкладывается в слово "социальное".

В одном понимании это прилагательное отражает специфику субъекта воспитания, т. е. того, кто его осуществляет. С этой точки зрения социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации — как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией . При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное воспитание — конфессия и т. д.

Информация о работе История развития социального воспитания.