Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:38, реферат
Свое название педагогика получила от греческих слов «пай-дос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдаго-гос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592–1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Я.А. Коменский родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, начальное образование получил в братской школе, затем учился в латинской школе, закончил Герборнскую академию и Гейдельбергский университет. Всю жизнь он занимался просветительской деятельностью, создал ряд педагогических работ и учебников для школы.
Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором, как и в других его произведениях, основной выступает идея пансо-фии – всеобщей мудрости, что означает «знание всех вещей», реально существующих в мире. По мнению педагога, возможность улучшения социальной жизни и избавления общества от несправедливости кроется в совершенствовании системы воспитания и образования людей, поскольку это позволит совершенствоваться каждому человеку и, как следствие, всему миру. В этой связи педагог в течение всей жизни старался создать программу всеобщего воспитания и комплексного метода формирования личности, основанных на непрерывном процессе усовершенствования всех и всего посредством творческого труда. В ХХ в. этот постулат Я.А. Коменского был развит в теории и практике непрерывного образования.
Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация подробно разработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих произведениях педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно. Исходя из этого образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.
Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского была материнская школа (от рождения до 6 лет). На этапе дошкольного образования, когда ребенок узнает сведения о явлениях природы, жизни людей, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания педагог называл трудовое и нравственное. На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей. Средняя школа в системе Я.А. Коменского – это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др. Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний.
В организации обучения Я.А.
Коменский вначале отдавал
1. Я.А. Коменский
2. Содержание учебного
материала должно
3. Обучение должно вызывать
у детей радость овладения
учебным материалом. Педагог требовал
располагать учебный материал
«по ступеням возраста, чтобы
только то предлагалось для
изучения, что доступно способности
восприятия». В этой связи
4. Прочность знаний основывается
на самостоятельности и
Выделенные Я.А. Коменским
принципы послужили ядром новой
универсальной классно-урочной
Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Педагог уделял внимание изучению главных категорий воспитания – целей, содержания и методов. Соответственно принципу природосообразности воспитание должно основываться на анализе законов духовной жизни человека и согласовании с ними всех педагогических воздействий. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.
2.4) Педагогические теории эпохи Просвещения
Педагогические идеи конца
XVII – начала XVIII в. исходят из необходимости
изменения воспитания на основе реализации
«естественных прав» человека –
свободы, равенства, братства – путем
просвещения. Так, английский философ,
просветитель и государственный
деятель Джон Локк (1632–1704), получивший
блестящее образование в
Главная цель воспитания, по
Д. Локку, – подготовка человека к
счастливой и разумной жизни, в которой
он был бы свободен и не ущемлял
бы свободы других. Для достижения
этой цели педагог предполагает умственное,
нравственное, физическое, трудовое воспитание.
Воспитание джентльмена должно осуществляться
подготовленным гувернером в семье,
поскольку «школа есть собрание дурно
воспитанных мальчиков». Приоритетным
для Локка является нравственное
воспитание, главной задачей которого
выступает выработка характера:
«Обучать мальчика нужно, но это должно
быть на втором плане, только как вспомогательное
средство для развития более важных
качеств». К таковым качествам
он относил сдержанность, мужество,
умение владеть собой, благожелательность,
щедрость, хорошие манеры и т. д. К
средствам нравственного
Определяя содержание умственного
воспитания, Д. Локк исходил из принципа
утилитаризма: джентльмену нужно
давать знания, необходимые для «деловых
занятий в реальном мире». В программу
умственного воспитания педагог
включал чтение, письмо, родной язык,
арифметику, географию, финансы, право,
историю, астрономию, французский язык,
бухгалтерию, танцы, верховую езду. Кроме
этого, хорошие манеры вырабатываются
на основе обучения музыке, танцам, этикету,
фехтованию; практическая направленность
обучения требует знания ремесел
и легкого труда, что формирует
личность и делает человека независимым.
Процесс обучения, по Локку, должен
строиться на основе естественной любознательности
ребенка. Вместе с тем воспитанник
должен быть подготовлен не только
к ведению коммерческих дел, но и
к осознанию своей гражданской
ответственности, приспособлен к благодетельной
жизни. В трактовке физического
воспитания педагог большое внимание
уделял закаливанию, соединенному с
физическим трудом, поскольку здоровье
является залогом счастья человека.
Д. Локк утверждал, что учет природных
задатков и специфики индивидуальных
особенностей позволит наставнику максимально
расширить возможности
Французский философ-просветитель,
писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778) полагал
необходимым изменить общественный
уклад, основанный на несправедливом неравенстве,
путем просвещения и
Отвергая традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида. Воспитание дается человеку от природы как внутреннее развитие способностей и органов человека, воспитание от людей – это обучение тому, как пользоваться этим развитием, воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему воспитание. Все эти факторы, по мысли педагога, должны действовать согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, получает впечатления через органы чувств, по мере роста его восприимчивость увеличивается, знания об окружающем расширяются под действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные отличия.
Для Руссо воспитание –
это искусство развития подлинной
свободы человека. Стремление к природе
у педагога проявляется в неприятии
искусственности и
В трактовке обучения и
воспитания Ж.-Ж. Руссо утверждает, что
они неразрывны, поскольку их связывает
единая цель: научить ребенка жизни,
вырастить человека самостоятельного,
здравомыслящего, доброжелательного
к людям, уверенно чувствующего себя
в любом положении. Воспитание ребенка
должно идти не в школе, которая, являясь
частью испорченного общества, не способна
сформировать естественного человека,
а на лоне природы, в загородном доме
под руководством просвещенного
наставника и учителя. В самом
общем виде требования к личности
воспитателя сводились к
Ж.-Ж. Руссо предлагает такую
организацию процесса воспитания, которая
основана на выведенной им возрастной
периодизации, где для каждого
возрастного периода
Возраст от 2 до 12 лет педагог называет периодом «сна разума» и главной целью воспитания считает «развитие внешних чувств». Ж.-Ж. Руссо высказывал убеждение, что в этот период своего развития ребенок уже осознает себя как личность, относительно самостоятелен, но не способен рассуждать, поэтому в воспитании следует отказаться от наставлений. В этот период нужно продолжать физическое воспитание ребенка, интеллектуальное развитие ему пока недоступно, но он все же может добывать знания самостоятельно, путем наблюдений за живой природой и собственного опыта. Наставник обязан не преподавать науки, а искусно и продуманно создавать ситуации, которые, пробуждая в ребенке желание получить те или иные знания, вынуждали бы его самостоятельно открывать их. Нужно постепенно посвящать его в отношения человека с окружающим миром и не следует давать ребенку книг, кроме «Робинзона Крузо», в которой блестяще описан пример «естественного воспитания». Особенно важно внушить ему, что быть свободным – значит уступать необходимости.