История педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

Работа содержит 1 файл

история педагогики.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

    Цель  воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.

    Тертуллиан(160 – 222 г.г.)

    Августин(354 – 430 г.г.)

    Аквинат(1225 – 1274 г.г.)

    Идеологи  раннего христианства иначе, чем  представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат «Что полезно для  человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, Античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ребёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

    В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения

    Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.)

    Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.)

    Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.)

    Мишель  Монтень (1533 – 1592 г.г.)

    Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания –  освоение классической греко-римской  культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.

    Основной  труд Монтеня«Опыты» рассматривает  человека как высшую ценность. Ребёнок  от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.

    В своём главном труде Э.Роттердамский– «О первоначальном воспитании детей»-заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

    Ф.Раблеедко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.

    Я.А. Коменский(1592 – 1670 г.г.)

    Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.

    Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»

    Он  определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.

    Джон  Локк(1632 – 1704 г.г.)

    В трудах Джон Локка – «Мысли о  воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые  педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

СРЕДНИЕ ВЕКА

    Ж.Ж. Руссо(1712 – 1778 г.г.)

    В основе педагогических воззрений Руссо  лежит его дуалистическое, сенсуалистическое  мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ  предполагал наличие внешней  силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.

    Главный педагогический труд – «Эмиль». В  нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство  наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

    Иоганн  Генрих Песталоцци(1746 – 1827 г.г.)

    Воспитание  униженных и оскорбленных. Песталоцци предлагал при определении основ  образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

    И.Ф. Гербарт(1776 – 1841 г.г.)

    Гербарт-автор  труда «Общая педагогика». Работал  в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

    А. Дистервег(1790 – 1886 г.г.)

    Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.

    Он  предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура. 

РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА

    В.Г. Белинский(1811 – 1848 г.г.)

    А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.)

    Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.)

    Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)

    Белинский определил гуманистические и  демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного  воспитания.

    Герцен  с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.

    Чернышевский  вскрывал диалектическую взаимосвязь  между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.

    Добролюбов  критиковал ущемления права на образование  по сословному, религиозному и национальному  признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных  стремлений» человека.

    Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.)

    Н.И. Пирогов(1810 – 1881 г.г.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с., ил.

Информация о работе История педагогики