Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:11, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.
Тертуллиан(160 – 222 г.г.)
Августин(354 – 430 г.г.)
Аквинат(1225 – 1274 г.г.)
Идеологи
раннего христианства иначе, чем
представители Античной мысли, трактовали
сущность человека и его воспитание.
Если одной из основных идей Античности
являлся постулат «Что полезно для
человека, то должно быть сделано», то
христианское учение исходило из иного
императива: «Что справедливо, то должно
быть сделано». Таким образом, Античность
ставила в центр земное существование,
а христианство – вечные общечеловеческие
ценности. Августин проявлял интерес к
психологии ребёнка. Он утверждал, что
античная традиция образования погрязла
в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей».
Главное место в образовании должно занимать
изучение Библии.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.)
Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.)
Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.)
Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной
труд Монтеня«Опыты» рассматривает
человека как высшую ценность. Ребёнок
от рождения обладает первозданной чистотой,
которую потом «разъедает»
В
своём главном труде Э.
Ф.Раблеедко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский(1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.
Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»
Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.
Джон Локк(1632 – 1704 г.г.)
В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.
СРЕДНИЕ ВЕКА
Ж.Ж. Руссо(1712 – 1778 г.г.)
В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.
Иоганн Генрих Песталоцци(1746 – 1827 г.г.)
Воспитание
униженных и оскорбленных. Песталоцци
предлагал при определении
И.Ф. Гербарт(1776 – 1841 г.г.)
Гербарт-автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.
А. Дистервег(1790 – 1886 г.г.)
Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.
Он
предлагал в воспитании и обучении
следовать природе человека, учитывать
индивидуальные особенности ребенка (принцип
природосообразности). Принцип культуросообразности
означал организация учебно-воспитательного
процесса на основе определенной внешней,
внутренней и общественной культуры. Внешняя
культура – нормы морали, быта, потребления.
Внутренняя – духовная жизнь человека.
Общественная культура – социальные отношения
национальная культура.
РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА
В.Г. Белинский(1811 – 1848 г.г.)
А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.)
Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.)
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
Белинский
определил гуманистические и
демократические подходы к
Герцен
с демократических позиций
Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.
Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.
Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.)
Н.И.
Пирогов(1810 – 1881 г.г.)
Список литературы
1. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с., ил.