Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:40, реферат
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 — начале 20 вв.
Введение...................................................................................................... 3
Зарождение хохломской росписи....................................................... 3
Периоды развития хохломского искусства......................................... 8
Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия....................... 17
Заключение............................................................................................... 28
Список литературы.................................................................................. 29
Заключение
Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое расространение благодаря мастерам-старообрядцам, бежавшим сюда от преследования властей. Хохлома - название большого торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название хохломской росписи.
Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, черный и золотой, которые сохранились и поныне. Такая цветовая палитра обусловлена технологией изготовления, а также имеет свой символический смысл. Сложился и особый тип орнамента: «травка» - красные и черные стебли травы; «пряник» - ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный черной и красной краской толстыми линиями; «кудрина» - цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» - изображение ягод и листьев. истоки растительных узоров хохломы в культуре Руси 17 века, периоде, названном «русским узорочьем». Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро.
В своем развитии роспись переживает несколько этапов.
Первый
- конец 17- начало 18 века - становление
промысла. Второй - 80 - 90 годы 19 века -- увеличение
спроса на изделия, попытка модернизировать
уже сложившиеся орнаменты, в
качестве дополнительных появляются новые
цвета: коричневый, зеленый, желтый. небольшой
период застоя, когда упал спрос на изделия,
сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда
же формируются два основных центра росписи,
существующие и сейчас. Эти центры отличаются
стилистическими особенностями и приемами
росписи. Выпускается большой ассортимент
изделий: столовые наборы для ухи, меда,
кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия
эти очень популярны и известны во всем
мире.
Список литературы
1. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.
2. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.
3.
Василенко В. М. Русская
4. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин.-М., 1983.
5. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. - М., 1967.
6. Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 1984.
7.
Максимов Ю.В. У истоков