История хохломской росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:40, реферат

Описание работы

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 — начале 20 вв.

Содержание

Введение...................................................................................................... 3

Зарождение хохломской росписи....................................................... 3

Периоды развития хохломского искусства......................................... 8

Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия....................... 17

Заключение............................................................................................... 28

Список литературы.................................................................................. 29

Работа содержит 1 файл

ИЗО.docx

— 531.76 Кб (Скачать)

       Заключение 

       Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области  является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных  по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое расространение благодаря мастерам-старообрядцам, бежавшим сюда от преследования властей.  Хохлома - название большого торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название хохломской росписи.

       Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, черный и золотой, которые сохранились и поныне. Такая цветовая палитра обусловлена  технологией изготовления, а также  имеет свой символический смысл. Сложился и особый тип орнамента: «травка» - красные и черные стебли травы; «пряник» - ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный черной и красной краской толстыми линиями; «кудрина» - цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» - изображение ягод и листьев. истоки растительных узоров хохломы в культуре Руси 17 века, периоде, названном «русским узорочьем». Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро.

       В своем развитии роспись переживает несколько этапов.

       Первый - конец 17- начало 18 века - становление  промысла. Второй - 80 - 90 годы 19 века -- увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать  уже сложившиеся орнаменты, в  качестве дополнительных появляются новые  цвета: коричневый, зеленый, желтый. небольшой период застоя, когда упал спрос на изделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются два основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.  
 
 
 

       Список  литературы

       1.   Альбом "Народные художественные  промыслы России" Сост. Антонов  В.П. М., 1998.

       2.   Арбат Ю. А. Русская народная  роспись по дереву. - М., 1970.

       3.   Василенко В. М. Русская народная  резьба и роспись по дереву XV11-XX веков. - М., 1960.

       4.   Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин.-М., 1983.

       5.   Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. - М., 1967.

       6.   Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 1984.

       7.   Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.

Информация о работе История хохломской росписи