История детской практической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:21, шпаргалка

Описание работы

XIX — начало XX в. Зарождение и развитие детской практической психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом.

Работа содержит 1 файл

Таблица.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Ивлиева Ирина 4 курс 2 группа

История детской практической психологии1

Конец XIX — начало XX в. Зарождение  и развитие детской практической психологии было тесно связано с  педологией, наукой о детях, созданной  американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом.
1883 г Холл организовал  при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей.
С 20-х гг. XIX века Педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность
1895 Работы Д. Селли  «Очерки по психологии детства» и  «Педагогическая психология» способствовали проникновению психологических  идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми.
  М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
  Немецкий психолог и педагог Э. Мейман основал психологическую  лабораторию при Гамбургском  университете, в которой проводились исследования психического развития детей.
  Э. Клапаред основал  ассоциацию прикладной психологии и  Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо  в Женеве, ставший международным  центром экспериментальных исследований в области детской психологии.

Предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, поскольку, по его мнению, у них разный круг изучаемых проблем.

  Гальтон изобрел  ряд специальных методик для  изучения вариативности развития личности, разработал метод теста.
  А. Бине одним  из первых психологов начал экспериментально исследовать этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий. Обобщив  ответы детей в возрасте от 3 до 7 лет, он пришел к выводу, что за это  время дети проходят три стадии в развитии понятий — это стадия перечислений, стадия описания и стадия интерпретации. Эти исследования привели его к мысли о том, что можно разработать определенные нормативы интеллектуального развития детей и методы, позволяющие провести диагностику процесса формирования их мышления.
Начало XX века Бине разработал метод, позволяющий выделять при  поступлении в школу детей, которые  должны учиться во вспомогательных  классах.
Начало XX века Детская практическая психология начала интенсивно развиваться и в России.
  В Московской педагогической академии было открыто педологическое отделение при непосредственном участии Кащенко. Главной проблемой его исследований были трудные, умственно отсталые дети и, особенно, возможности их обучения.
  Под руководством Россолимо проводились педологические исследования детей в Институте детской психологии и неврологии при нервной клинике МГУ. Его тесты общей умственной одаренности, разработанные еще в начале века, были популярны в практике школ и в 20—30-е гг. Особенно широко известен был диагностический метод, направленный на изучение как общего интеллектуального развития, так и отклонений, получивший название «профиль Россолимо».
1904 В Петербурге открылись первые в России педологические курсы под руководством Нечаева. Целью этих курсов было распространение знаний, необходимых для понимания психических и физиологических особенностей детского и юношеского возраста, а также повышение теоретического потенциала педагогов.
  Нечаев и  Румянцев  выпустили  серии книг по педагогической психологии и педологии. В этот период выходили и журналы по детской психологии — «Вестник воспитания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии», «Педагогические известия».
  Бехтерев заложил  основы научной педологии в России, так как перешел от существовавшего в то время эмпирического разрешения вопросов воспитания и обучения к научно-исследовательской разработке педологии. Бехтерев создал целую сеть педологических учреждений, которые он разделил на научно-лабораторные и научно-клинические.
1907 Бехтеревым  создано педологическое отделение  в Петербургском психоневрологическом институте, которое на долгие годы стало  ведущим центром педологических исследований.
1897 В журнале под  редакцией Бехтерева «Обозрение психиатрии» была опубликована первая статья Лазурского, посвященная проблеме индивидуальных различий — «Современное состояние индивидуальной психологии».
1909 В своей работе «Очерк науки о характерах» Лазурский  разработал оригинальную концепцию  «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы.
  Совместная  работа Лазурского с известным психологом и философом С.Л. Франком привела  его к идее о двух сферах душевной деятельности — эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней).
  И.А. Сикорский  исследовал роль аффектов в развитии отклонений и дефектов психического развития детей, а также разрабатывал рекомендации по их коррекции. Большое  значение для организации школьной жизни имели экспериментальные работы Сикорского, посвященные исследованию причин умственного утомления. Он одним из первых обратил внимание на роль утомляемости в снижении успеваемости детей и, исследуя психологические и физиологические основы утомляемости, разработал методы ее снижения. Им были предложены и программы уроков, помогающие преодолеть утомляемость как детей, так и педагогов. Им же впервые был организован в Киеве Фребелевский центр, при котором существовали экспериментальная школа и психологическая консультация
С 1906 по 1916 г Создание  пяти Всероссийских съездов по психологии, и все они были посвящены вопросам педагогической и экспериментальной психологии.
Этапы развития детской  практической психологии в России
I этап 

1900—1907

Зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по практической психологии.
II этап

1908—1917

Разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.
III этап 

1918—1924

Период становления советской детской практической психологии, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Это происходит на фоне общего подъема и многообразия культурной жизни страны. Особенно важны для практической психологии этого периода поиск новых методов обучения и воспитания, активное школьное движение, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и других педагогов.
IV этап 

1925—1928

Период консолидации разных групп и течений в детской психологии и педологии, выработка единой платформы и концепции развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребенка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и усовершенствованию работы в школах и детских садах.
V этап 

1929—1931

Период интенсивного развития детской психологии и педологии, появления теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Однако в этот же период начинаются нападки на практическую психологию, связанные с изменением социальной обстановки в обществе, введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не преодоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.
VI этап

(1932—1936)

В этот период заканчивается формирование тоталитарного государства, пронизанного жесткой иерархической системой отношений между людьми. Идеологизация науки сказывается и на дальнейшем развитии детской практической психологии. Ликвидация в школьной и общественной практике интереса к личности ребенка, к творческому началу привели к еще большему отрыву психологической теории от практики. Усиливаются нападки на педологию, обвинения в игнорировании требований школы. Эта критика как действительных, так и навязанных педологии ошибок привела к постановлению 1936 г., которое практически запретило детскую практическую психологию.

Информация о работе История детской практической психологии