Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:26, курсовая работа
Целью нашего исследования является раскрытие историко-педагогического развития высшего педагогического образования в Башкирии.
Объектом нашего исследования включает высшее педагогическое образование.
Предметом нашего исследования становится процесс становления и развития высшего педагогического образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выделяются следующие задачи:
1) раскрыть и охарактеризовать особенности становления первого высшего педагогического образования в Башкирии;
2) использовать историографические и архивно-библиографические методы;
3) обобщить изученную литературу.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Стремительно меняющиеся социально-экономические явления, которые происходят на сегодняшние дни и во всём мире, и проблемы, которых необходимо будет решать человеку в новом XXI веке, предполагают поиск нетрадиционных способов совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и в частности профессионального образования. [1]
Профессиональное образование
является одним из фундаментальных
прав личности, закрепленных «Всеобщей
декларацией прав человека». Отечественная
система профессионального
В связи с этим особое
значение приобретают изучение и
переосмысление исторического опыта,
поскольку накопленные
Целью нашего исследования
является раскрытие историко-
Объектом нашего исследования включает высшее педагогическое образование.
Предметом нашего исследования становится процесс становления и развития высшего педагогического образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выделяются следующие задачи:
1) раскрыть и охарактеризовать
особенности становления
2) использовать
3) обобщить изученную литературу.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация); архивно-библиографические (библиографирование).
Теоретическая значимость нашей
курсовой работы заключается в обобщении,
осмыслении и оценке прошлого опыта,
раскрывая специфику развития высшего
педагогического образования на
основе историко-педагогических аспектов
и различных методов
ГЛАВА1.Система образования в РБ
Система образования Республики Башкортостан
является одной из крупнейших в Российской
Федерации. По состоянию на 1 января
2012 года в республике функционируют
около 3,9 тыс. образовательных учреждений,
в которых обучаются и
«Образование» является одним и четырех приоритетных национальных проектов, утвержденных Президентом России Владимиром Путиным. Приоритетная программа реализуется третий год. За два года реализации национального проекта около 40 процентов школ республики получили хотя бы по одному комплекту современного учебного оборудования, а около 30 процентов сельских школ — автобусы. 7,2 процента общеобразовательных учреждений и 3,5 процента учреждений профессионального образования — средства на реализацию своих инновационных программ. 1,2 процента учителей получили денежное поощрение, ежемесячное денежное вознаграждение выплачивается всем без исключения классным руководителям. Все школы республики подключены к сети интернет.
В республике реализуются целевые программы: Программа развития образования в РБ на 2004-2008 годы, «Формирование гражданина нового Башкортостана на 2002-2010 годы», "Информатизация системы образования РБ и развитие республиканской образовательной информационной среды на 2002-2006 годы", "Программа развития учебных хозяйств сельских профессиональных училищ и повышения их роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров для агропромышленного комплекса РБ на 2002-2010 годы", «Компьютеризация системы образования РБ на 2006-2010 годы», «Пожарная безопасность образовательных учреждений РБ на 2006-2010 годы», "Развитие сельской школы в РБ на 2006-2008 годы" (подпрограммы «Школьный автобус», «Строительство новых школ взамен аварийных»).
Кроме того, утверждена Президентская программа «Дети Республики Башкортостан» на 2006-2010 годы.
Ежегодно в республике открывают свои двери более 40 новых образовательных учреждений. Образовательная сфера Башкортостана всегда находится в центре внимания руководства республики. Именно благодаря такой поддержке в республике строятся и открываются новые школы, детские сады, осуществляется социальная помощь педагогическим работникам, учащимся и студентам.
В образовательных учреждениях республики организовано обучение на 6 языках, 14 родных языков изучаются как предмет: башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, немецкий, украинский, белорусский, еврейский, латышский, польский, армянский.
Реализуются Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы и Концепция национального образования и принципов изучения родных языков в Республике Башкортостан.
Результатом поиска новой
модели национально-ориентированного
образовательного учреждения в условиях
многонациональной республики стало
открытие 19 национальных воскресных школ.
В них ученики имеют
Башкортостан — один из
немногих субъектов Российской Федерации,
где в соответствии с региональным
законодательством
Наиболее одаренные школьники и студенты участвуют в международных образовательных проектах, одним из которых являются «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».
Из функционирующих в Российской Федерации 190 школ, обладающих Парижскими сертификатами Юнеско, шесть расположены на территории Республики Башкортостан. Две школы имеют российские сертификаты ЮНЕСКО. В проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» успешно работают 20 школ гг. Уфы, Стерлитамака, Сибая, Учалов, Благовещенска. Они принимают активное участие в проектах: «Образование для всех», «Всемирное культурное наследие», «Великий Волжский речной путь».
В республике на базе школ №5, №21, частной школы «Альфа» г. Уфы, школы №4 г. Баймака, РЭЛИ и других были открыты филиалы МОШ, в которых прошли обучение более 500 учащихся и студентов республики. Они — будущие международные лидеры, кадры для миротворческой деятельности в соответствующих подразделениях республиканского и российского уровней, а также ЮНЕСКО. Имена наиболее талантливых активистов занесены в мировой банк данных и могут быть востребованы международными организациями в любое время.
Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в республике осуществляют 12 государственных самостоятельных высших учебных заведений и 17 филиаловгосударственных вузов городов Москвы, Самары, Челябинска, Оренбурга, Екатеринбурга (без учета представительств). Обучение в вузах ведется по около 47 направлениям и порядка 200 специальностям.
Негосударственный сектор высшего профессионального образования включает в себя пять самостоятельных вузов и восемь филиалов. Обучение ведется, в основном, по специальностям социально-экономического профиля.
Активно развивается международная деятельность вузов республики с зарубежными образовательными учреждениями и научными центрами.
Башкирские вузы участвуют
в международных конференциях, симпозиумах,
семинарах, образовательных и научных
программах. Регулярно организуются
стажировки преподавателей вузов и
научных сотрудников за рубежом,
выполняются совместные научные
исследования и публикации. Профессорско-
Международное сотрудничество
Республики Башкортостан в сфере
высшего профессионального
Башкирский государственный университет активно участвует в международной интеграционной деятельности в области науки и образования. Заключено более 20 договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами и центрами. Ежегодно до ста студентов БашГУ и более 60 преподавателей стажируются и обучаются в зарубежных вузах.
Уфимский государственный
авиационный технический
УГАТУ уделял и уделяет большое внимание систематизации процесса сотрудничества с зарубежными университетами и научными центрами. УГАТУ выступил инициатором создания Ассоциации учреждений высшего образования Республики Башкортостан, устанавливающих партнерские отношения с университетами Германии.
В Уфимском государственном
авиационном техническом
Он будет использоваться
в инновационной программе
Развитие высшего
1.2. Понятие об образовании.
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.
Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Информация о работе Историко-педагогическое развитие высшего педагогического образования в Башкирии