Историко-педагогическое развитие высшего педагогического образования в Башкирии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является раскрытие историко-педагогического развития высшего педагогического образования в Башкирии.
Объектом нашего исследования включает высшее педагогическое образование.
Предметом нашего исследования становится процесс становления и развития высшего педагогического образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выделяются следующие задачи:
1) раскрыть и охарактеризовать особенности становления первого высшего педагогического образования в Башкирии;
2) использовать историографические и архивно-библиографические методы;
3) обобщить изученную литературу.

Работа содержит 1 файл

система образов рб курсач.docx

— 60.56 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Стремительно меняющиеся социально-экономические явления, которые происходят на сегодняшние дни и во всём мире, и проблемы, которых необходимо будет решать человеку в новом XXI веке, предполагают поиск нетрадиционных способов совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и в частности профессионального образования. [1]

Профессиональное образование  является одним из фундаментальных  прав личности, закрепленных «Всеобщей  декларацией прав человека». Отечественная  система профессионального образования  переживает сегодня серьезные перемены. Они обусловлены меняющейся социокультурной ситуацией, ориентацией на общечеловеческие идеалы, реформированием всей системы образования, которую характеризует смена парадигм и образовательных технологий. Закономерно вытекающим из этого является пересмотр места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации его структуры и управления, формирования личностно ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий.

В связи с этим особое значение приобретают изучение и  переосмысление исторического опыта, поскольку накопленные положительные  идеи прогрессивных педагогов прошлого, опыт деятельности профессиональных учебных  заведений и органов их управления позволит критически осмыслить и  заимствовать все наиболее передовое  для дальнейшего совершенствования  системы профессионального образования. Концептуально-целостное обобщение  и систематизация, выявление ведущих  тенденций развития системы профессионального  образования должны послужить научной  основой для объективной оценки её современного состояния и определения  перспектив.

Целью нашего исследования является раскрытие историко-педагогического  развития высшего педагогического  образования в Башкирии.

Объектом нашего исследования включает высшее педагогическое образование.

Предметом нашего исследования становится процесс становления  и развития высшего педагогического  образования.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выделяются следующие задачи:

1) раскрыть и охарактеризовать  особенности становления первого  высшего педагогического образования  в Башкирии;

2) использовать историографические  и архивно-библиографические методы;

3) обобщить изученную  литературу.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация); архивно-библиографические (библиографирование).

Теоретическая значимость нашей  курсовой работы заключается в обобщении, осмыслении и оценке прошлого опыта, раскрывая специфику развития высшего  педагогического образования на основе историко-педагогических аспектов и различных методов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1.Система образования в РБ

 

Система образования Республики Башкортостан является одной из крупнейших в Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2012 года в республике функционируют  около 3,9 тыс. образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются  свыше 874 тыс. человек, работают около 165,5 тыс. педагогов и обслуживающего персонала (диаграмма 1).

 

 

 

 

 

«Образование» является одним  и четырех приоритетных национальных проектов, утвержденных Президентом  России Владимиром Путиным. Приоритетная программа реализуется третий год. За два года реализации национального проекта около 40 процентов школ республики получили хотя бы по одному комплекту современного учебного оборудования, а около 30 процентов сельских школ — автобусы.   7,2 процента общеобразовательных учреждений и 3,5 процента учреждений профессионального образования — средства на реализацию своих инновационных программ. 1,2 процента учителей получили денежное поощрение, ежемесячное денежное вознаграждение выплачивается всем без исключения классным руководителям. Все школы республики подключены к сети интернет.

 

В республике реализуются  целевые программы: Программа развития образования в РБ на 2004-2008 годы, «Формирование гражданина нового Башкортостана на 2002-2010 годы», "Информатизация системы образования РБ и развитие республиканской образовательной информационной среды на 2002-2006 годы",  "Программа развития учебных хозяйств сельских профессиональных училищ и повышения их роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров для агропромышленного комплекса РБ на 2002-2010 годы", «Компьютеризация системы образования РБ на 2006-2010 годы», «Пожарная безопасность образовательных учреждений РБ на 2006-2010 годы», "Развитие сельской школы в РБ на 2006-2008 годы" (подпрограммы «Школьный автобус», «Строительство новых школ взамен аварийных»).

 

Кроме того, утверждена Президентская  программа «Дети Республики Башкортостан»  на 2006-2010 годы.

 

Ежегодно в республике открывают свои двери более 40 новых  образовательных учреждений. Образовательная  сфера Башкортостана всегда находится  в центре внимания руководства республики. Именно благодаря такой поддержке  в республике строятся и открываются  новые школы, детские сады, осуществляется социальная помощь педагогическим работникам,  учащимся и студентам.

 

В образовательных учреждениях  республики организовано обучение на 6 языках, 14 родных языков изучаются  как предмет: башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, немецкий, украинский, белорусский, еврейский, латышский, польский, армянский.

 

Реализуются Государственная  программа сохранения, изучения и  развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы и Концепция  национального образования и  принципов изучения родных языков в  Республике Башкортостан.

 

Результатом поиска новой  модели национально-ориентированного образовательного учреждения в условиях многонациональной республики стало  открытие 19 национальных воскресных школ. В них ученики имеют возможность  приобщиться к своей национальной культуре и изучать родной язык наряду с общеобразовательной программой, получаемой в средних школах.

 

Башкортостан — один из немногих субъектов Российской Федерации, где в соответствии с региональным законодательством общеобразовательные  учреждения обеспечиваются бесплатными  учебниками. Совершенствуются учебно-методические основы национально-регионального  компонента содержания образования. Созданы  новые линии учебников по истории  и культуре Башкортостана, башкирскому, русскому и татарскому языкам, изобразительному искусству, музыке.

 

Наиболее одаренные школьники  и студенты участвуют в международных  образовательных проектах, одним  из которых являются «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

 

Из функционирующих в  Российской Федерации 190 школ, обладающих Парижскими сертификатами Юнеско, шесть  расположены на территории Республики Башкортостан. Две школы имеют  российские сертификаты ЮНЕСКО. В проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» успешно работают 20 школ гг. Уфы, Стерлитамака,  Сибая, Учалов, Благовещенска. Они принимают активное участие в проектах:  «Образование для всех», «Всемирное культурное наследие», «Великий Волжский речной путь».

 

В республике на базе школ №5, №21, частной школы «Альфа» г. Уфы, школы №4 г. Баймака, РЭЛИ и других были открыты филиалы МОШ, в которых прошли обучение более 500 учащихся и студентов республики. Они — будущие международные лидеры, кадры для миротворческой деятельности в соответствующих подразделениях республиканского и российского уровней, а также ЮНЕСКО. Имена наиболее талантливых активистов занесены в мировой банк данных и могут быть востребованы международными организациями в любое время.

 

Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в республике осуществляют 12 государственных  самостоятельных высших учебных  заведений и 17 филиаловгосударственных вузов городов Москвы, Самары, Челябинска, Оренбурга, Екатеринбурга (без учета представительств). Обучение в вузах ведется по около 47 направлениям и порядка 200 специальностям.

 

Негосударственный сектор высшего  профессионального образования  включает в себя пять самостоятельных  вузов и восемь филиалов. Обучение ведется, в основном, по специальностям социально-экономического профиля.

 

Активно развивается международная  деятельность вузов республики с  зарубежными образовательными учреждениями и научными центрами.

 

Башкирские вузы  участвуют  в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, образовательных и научных  программах. Регулярно организуются стажировки преподавателей вузов и  научных сотрудников за рубежом, выполняются совместные научные  исследования и публикации. Профессорско-преподавательский  состав выезжает  для чтения лекций в ведущих университетах зарубежных стран. Башкирские студенты обучаются  за рубежом и республиканские вузы принимают иностранных граждан на обучение.

 

Международное сотрудничество Республики Башкортостан в сфере  высшего профессионального образования  и науки осуществляется как в  рамках межправительственных программ, сочетающих федеральное регулирование, финансирование и координирование, гарантирующих обеспечение национальных интересов, так и в рамках прямых контрактов и договоров.

 

Башкирский государственный  университет активно участвует  в международной интеграционной деятельности в области науки  и образования. Заключено более 20 договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами и центрами. Ежегодно до ста студентов БашГУ и более 60 преподавателей стажируются и обучаются в зарубежных вузах.

 

Уфимский государственный  авиационный технический университет  имеет прямые договорные связи с  ведущими университетами таких зарубежных стран, как Франция, КНР, ФРГ, США, Финляндия. Успешно выполняются исследования и разработки по контрактам с фирмами  из Европейского Союза (Германия, Франция) и США.

 

УГАТУ уделял и уделяет  большое внимание систематизации процесса сотрудничества с зарубежными университетами и научными центрами. УГАТУ выступил инициатором создания Ассоциации учреждений высшего образования Республики Башкортостан, устанавливающих партнерские отношения с университетами Германии.

 

В Уфимском государственном  авиационном техническом университете запущен самый мощный суперкомпьютер в России, построенный на основе blade-серверов IBM.

 

 Он будет использоваться  в инновационной программе обучения  «Компьютерное моделирование с  применением суперкомпьютерных  технологий», а также в преподавании  других дисциплин, связанных с  информационными технологиями, параллельным  программированием и компьютерным  моделированием. Уникальными особенностями  суперкомпьютера УГАТУ являются  его компактность, меньший по  сравнению с аналогами вес  всей системы, низкое энергопотребление,  а главное, высокая производительность.

 

Развитие высшего профессионального  образования в Республике Башкортостан идет с учетом общих направлений  Болонского процесса: вводится двухуровневая  система подготовки специалистов «бакалавриат-магистратура», применяется система зачетных единиц, в вузах действует система обеспечения качества обучения, широко используются различные формы международного сотрудничества, начата практика выдачи выпускникам Европейских приложений к диплому, в ряде вузов начинает реализовываться совместно разработанные с зарубежными партнерами учебные программы по ряду направлений подготовки уровня бакалавра.

 

1.2. Понятие об образовании.

 

Любое общество существует лишь при условии, что его члены  следуют принятым в нем ценностям  и нормам поведения, обусловленным  конкретными природными и социально-историческими  условиями. Человек становится личностью  в процессе социализации, благодаря  которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Информация о работе Историко-педагогическое развитие высшего педагогического образования в Башкирии