Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:00, реферат
В современных условиях этнохудожественное образование как фундаментальная основа духовно-нравственной, эстетической, национальной культуры имеет неоценимую значимость, формируя устойчивое понимание обучающихся о сохранении и приумножении культурных ценностей, помогая понять полигамность образов народного искусства, как основу коммуникаций людей разных национальностей.
Несмотря на выше сказанное, национальное художественное наследие, а значит и эстетическая, духовно-нравственная культура общества, является самым уязвимым звеном.
Ременникова Ю.С.
Бирская государственная социально-педагогическая академия
Исторические предпосылки развития
этнохудожественного образования
В современных условиях этнохудожественное образование как фундаментальная основа духовно-нравственной, эстетической, национальной культуры имеет неоценимую значимость, формируя устойчивое понимание обучающихся о сохранении и приумножении культурных ценностей, помогая понять полигамность образов народного искусства, как основу коммуникаций людей разных национальностей.
Несмотря на выше сказанное, национальное художественное наследие, а значит и эстетическая, духовно-нравственная культура общества, является самым уязвимым звеном.
Актуальность вопроса становления и развития этнохудожественного образования обусловлена тем, что, во-первых: как отрасль педагогической науки выделилась - около десяти лет назад, и является недостаточно освещенной. Во-вторых, сегодня наблюдается снижение уровня художественной культуры общества, традиционной народной культуры, падение интереса к художественному творчеству своего этноса.
Главные функции этнохудожественного образования – обеспечение сохранение национальных художественных ценностей, передачу традиций и творческого опыта из поколения в поколение, постоянное обновление, совершенствование в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни.
Содержательное ядро этнохудожественного образования – национальное искусство, как механизм познания человеком себя и окружающего мира, оно отличается творчески-инновационным методом производства художественной продукции, повышенным мастерством исполнения и индивидуально авторскими чертами.
Поскольку этнохудожественное образование является подсистемой художественной культуры, где особое место отводится национальному искусству, требуется предварительное выяснение того, каковы же исторические предпосылки художественного образования и какое место в нем отводится национальному аспекту.
Одним из ранних опытов в
области художественного
Впервые мысль о необходимости
обучения рисованию как
Ж.-Ж. Руссо говорит о рисование как важном средстве образования и воспитания. Он считает, что для познания окружающих предметов и явлений действительности большое значение имеют органы чувств, которые следует развивать. В этом вопросе он целиком повторяет положение Я. Коменского: «Все будет передаваться через посредство внешних чувств» [2].
В становление системы
художественного образования
Попытки систематического художественного
образования учащихся предпринимались
с 20-х гг. XIX века в лицеях и гимназиях.
Во 2-й половине XIX века художественное
образование стало
Традиции отечественной
школы художественного
Изучения художественно-
Не потеряла актуальность на сегодняшний день научная школа академика РАО Б. Неменского, выдвинувшего проблему взаимосвязи искусства во всей системе образования, которые создали новые концепции преподавания искусства [1].
В конце XX века была разработана «Концепция художественного образования РФ, подписанная в 2001 г., опирающаяся на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в РФ», определяющую стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. В документе обоснованы содержание и методологические принципы художественного образования: изучение теории и истории искусства разных эпох и народов, овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов и др. В основе принципов художественного образования говорится, о включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру, на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства.
Это говорит о том, что художественное образование должно проходить с учетом мультикультурного (Б. Юсов, Л. Савенковой), поликультурного, этнонационального подходов. Осуществляя педагогическую деятельность по изобразительному искусству нужно понимать, что «…только через познание своей национальной культуры и искусства, можно двигаться к восприятию духовно-нравтвенных и художественных ценностей в поликультурном пространстве» [1]. В концепции этнохудожественного образования подчеркивается, что «…способна явиться одной из основ воспитания граждан России на основе лучших традиций многонациональной культуры, для возрождения и дальнейшего развития России в едином культурном и образовательном пространстве, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях глобализации» [5].
В концепции Российского
художественного образования
В настоящее время
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб.пособ. для студ. средн. и высш. пед. завед. – М.: «Академия», 1999. – 168 с.
2. Иванова И.Г.
3. Кондахчан Е.С. Из истории преподавания рисования // Изобразительное искусство в школе. - №2. – 2006. – С. 33 – 42].
4. Нестеренко А.В.
Информация о работе Исторические предпосылки развития этнохудожественного образования