Исследовательская деятельность в мышлении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

1. Определить особенности различных форм мышления
2. Изучить развитие мышления младших школьников посредством учебно-исследовательской деятельности
3. Рассмотреть практические задания для выявления мышления школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ…………………………………………………………….5
1.1 Общее понятие мышления…………………………...…………………..5
1.2 Мыслительные процессы……………………………...…………………7
1.3 Формы мышления……………………………………….………………9 2 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………12 2.1 Проявление мышления в школьном возрасте……………………..……..12 2.2 Развитие форм мышления у школьников в исследовательской деятельности………………………………………...…………………….19 2.3 Развитие наглядно-образного мышления школьников……………..…….27 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………...31 3.1 Развитие мышления младших школьников по средствам исследовательских заданий…………………………………………..…….31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...……38

Работа содержит 1 файл

Мышление младших школьников в иследовательской работе КУРСОВАЯ.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

3.1 Развитие мышления младших школьников по средствам исследовательских заданий

    По мнению Е.М. Карпова: «младший школьный возраст сензитивный период для развития навыков решения проблем. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах». В действительности с этим мнением можно с легкостью согласиться, ведь именно в процессе исследования дети познают мир как таковой. Кроме того, исследовательские работы способствуют более эффективному решению задач воспитания, обучения и развития личности. Выполнение исследовательских заданий позволяет всесторонне изучить исследуемый объект, приводит к осознанному пониманию единства и общих закономерностей природы. Развитие мышления посредством исследовательской деятельности возможно на уроках «Окружающий мир». Так как окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Ниже представлена составленная нами система занятий направленная на развитие мыслительных операций младших школьников посредством проводимой ими исследовательской работы на уроках окружающего мира[5, с.56].

Занятие 1. «Наш край». Данное занятие раскрывает особенности родного края. Урок начинается с практического задания «найди лишнее слово», что способствует развитию мышления и подводит детей к теме урока. Дается 5 наборов слов, связанных с нашим краем, в результате выполнения задания дети находят лишние слова и приходят к мысли, что речь пойдет о родном крае. Далее идет беседа, в ходе которой учитель выясняет, что уже знакомо детям, после чего рассказывает новый материал. На закреплении материала предлагается работа в ТПО. На дом дается творческое задание провести сравнение и найти общие признаки природы нашего края и соседнего.

Занятие 2. «Водоемы нашего края».Занятие начинается с проверки домашнего задания. Дети рассказывают о различиях и сходствах природы разных стран. Далее детям предлагается разгадать слово (анаграмма), записанное на доске, с целью подведения к теме урока. Объяснение нового материала происходит с помощью презентации «Водоемы нашего края», что позволяет глубже заинтересовать детей и наглядно представить материал. После этого детям предлагается подумать и объяснить сходства и различия искусственных и естественных водоемов. На закрепление материала детям предлагается работа с картой и глобусом, где они должны найти и показать водоемы родного края. В ходе изучения темы учитель ставит проблемный вопрос: «Что было бы, если бы исчезли реки, моря и океаны?» Дается время подумать, после чего идет обсуждение разных точек зрения. Задание на дом представляет поиск ответа на вопрос: «Кто является обитателями водоемов? Чем они отличаются от жителей суши?», используя различные источники[12, с.168].

Занятие 3. «Земля – кормилица». В начале урока перед детьми ставится вопрос: «Верно ли высказывание «Земля – кормилица»? Почему»? Задаются наводящие вопросы, чтобы подвести детей к более правильному выводу. Идет обсуждение ответов. После чего предлагается разгадать кроссворд, где зашифровано главное слово «Земля», которое «потерялось» в названии темы урока «… - кормилица». Далее идет практическая работа, дети делают опыты с верхним слоем земли (почвой), с целью выяснения состава почвы. Это способствует более прочному усвоению знаний, развитию умений анализировать, делать выводы. Учитель ведет беседу о том, что нужно защищать почву и почему, затем дети работают в ТПО. В конце урока детям предлагается подумать, какие источники можно использовать при написании сочинения на тему: «Как Земля кормит своих жителей». Что и будет являться домашним заданием.

Занятие 4. «Жизнь луга. Луг – природное сообщество». На первом этапе учитель зачитывает стихотворение И. Сурикова «Луг», которое подводит детей к теме урока. Идет проверочная работа, где проверятся умение детей обобщать, анализировать, делать правильные выводы. Для ответа на вопрос: «Что объединяет растения луга?» детям необходимо разгадать кроссворд - помощник. Для более глубокого усвоения знаний дети в группах работают с гербариями, что наглядно позволяет уловить необходимую информацию. После этого идет беседа о животных луга. Дети сами называют животных, отгадав загадки. Задается проблемный вопрос: «Что случится, если человек начнет уничтожать живых существ, обитающих на лугу?» Детям предлагается, на основе изученного, составить схему цепи питания, характерную для луга. В конце занятия учитель просит детей найти дополнительный материал по растениям и животным луга, а также найти и рассказать о растениях и животных луга, занесенных в Красную книгу и сделать сравнительный анализ.

Занятие 5. «Растениеводство в нашем крае». Занятие начинается с разгадывания анаграмм, в которых зашифрованы названия растений нашего края. Изучение темы происходит при просмотре презентации «Растениеводство», где показаны основные отрасли: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Затем дети выполняют упражнение: «Найди лишнее слово». Даются четыре набора слов, классифицированных по общему признаку, необходимо в каждом наборе найти лишнее слово. Такое упражнение способствует развитию умения обобщать, анализировать. На закреплении материала предлагается игра «Узнай растение», где нужно угадать растение и назвать отрасль растениеводства, которое его выращивает. Домашнее задание носит исследовательский характер. Нужно подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.

Занятие 6. «Мир древности: далекий и близкий». Ученикам предлагается разгадать кроссворд, чтобы узнать куда поведет «дорога истории». В результате дети узнают, что речь пойдет о мире древности. Тема урока раскрывается через рассказ учителя о Древнем Египте, Риме, Греции. Дети работают с картой, самостоятельно ищут Египет, столицы Греции, Италии. На закреплении материала используется групповая работа, в ходе которой учащиеся самостоятельно проверяют друг друга, используя составленные вопросы. Учитель дополняет вопросы, направляет учеников в нужную сторону. На развитие исследовательской деятельности детям нужно найти описание и сделать доклад о египетских пирамидах, используя дополнительную литературу, а также найти интересную информацию о Древнем Риме[2, с.206].

Занятие 7. «Средние века: время рыцарей и замков». Перед учениками ставится проблемный вопрос: «Какого человека сегодня можно назвать рыцарем?», «Какие, на ваш взгляд, были раньше рыцари?». Тема урока раскрывается с помощью презентации «Средневековье». Материал представляется наглядно, что способствует более успешному пониманию темы. Кроме рассказа о рыцарях, ученикам дается материал о верах, возникших в Средневековье. Ведется беседа о значении, особенности замков. Учитель проводит фронтальный опрос с целью закрепления изученного. В конце занятия ученикам предлагается придумать и нарисовать свой замок и рыцаря, живущего в нем. Дома необходимо составить доклад на тему: «Как выглядели и жили рыцари, какие были замки?».

Занятие 8. «Новейшее время: история продолжается сегодня».Дети продолжают путь по дороге истории, для того чтобы узнать в какую эпоху они заглянут на уроке, им необходимо разгадать кроссворд. Тема раскрывается через беседу, в ходе которой дети узнают ученых 20 века, их открытия, сравнивают достижения разных времен. Ученики создают таблицы, в которых записаны названия эпох, время существования и описание каждой эпохи. Как домашнее задание, используя дополнительную литературу, ученикам предлагается сделать сравнительный анализ разных времен.

Занятие 9. «Жизнь древних славян». На первом этапе зачитывается стихотворение, с целью заинтересовать учащихся и настроить на дальнейшую работу. Для того чтобы узнать, какая тема урока детям необходимо разгадать анаграммы, которые способствуют развитию мышления ребенка. После этого один из учеников рассказывает, подготовленный заранее, доклад на тему: «Древние славяне». Учитель дополняет рассказ ребенка еще не известной информацией. Далее дети самостоятельно читают материал, данный в учебнике, затем работают ТПО. На закрепление материала дети работают с картой (показывают места расселения славян). Как исследовательское задание предлагается найти интересный материал о жизни славян. Например: «В каких богов верили древние славяне».

Занятие 10. «Страна городов». Чтобы узнать, в какие города «отправятся» дети, им нужно разгадать кроссворды. Ключевыми словами будут являться города, о которых и пойдет речь на уроке. Один из учеников рассказывает о том, для чего возводились крепости и как они образовались в города. Проводится работа по карте, необходимо найти города Киев и Новгород, дать описание их местонахождения. Далее дети изучают материал учебника, составляют вопросы, которые задают друг другу, что помогает понять, как дети усвоили материал. Продолжением является работа в ТПО[15, с.113].

Занятие 11. «Михаил Васильевич Ломоносов». В ходе просмотра презентации, посвященной М. В. Ломоносову, учитель рассказывает жизнь и деятельность ученого. После чего идет беседа, где выясняется, что показалось интересным из жизни ученого, какой материал недостаточно раскрыт и требует дальнейшего рассмотрения. В результате ученики фиксируют и выбирают для себя, о чем необходимо найти дополнительный материал. Самостоятельный поиск информации несет в себе развивающий характер, что благоприятно влияет на развитие познавательных процессов.

Занятие 12. «Страницы истории 20-30-х годов». На первом этапе нескольким ученикам раздаются карточки с вопросом, нам который они должны дать развернутый ответ. Например, «Что такое гражданская война?»; «Кто такие большевики?». Пока ребята готовятся, учитель проводит с остальными детьми блиц – опрос. Затем проверяется индивидуальная работа по карточкам. Идет обсуждение ответов ребят. В изучении новой темы помогают слайды, рисунки с изображением СССР 20-30-х годов. Для того, чтобы определить какие республики входили в состав СССР необходимо разгадать слова. Это задание дети выполняют самостоятельно, но с проверкой учителя. Далее предлагается сравнить жизнь страны 19 и 20 веков, что способствует развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Занятие 13. «Страна, открывшая путь в космос». Дети должны отгадать загадку и подумать о чем пойдет речь на уроке. В раскрытие темы помогает наглядный материал (портрет Ю. А. Гагарина, рисунки, слайды первого спутника). Для активизации мыслительной деятельности используется упражнение «Найди лишнее слово». Даны наборы слов, обобщенных по общему признаку, необходимо найти лишнее и объяснить почему.

Занятие 14. «Дети имеют право на особую заботу и помощь». Занятие начинается с разгадывания кроссворда, где вспоминается изученный материал по предыдущему уроку. Продолжением является беседа о правах ребенка. Дети рассказывают, заранее приготовленные статьи, взятые из конвенции о правах ребенка. Затем идет обсуждение. Можно предложить ребятам сделать сообщение о других законах, которые они найдут.

Занятие 15. «Мы – граждане РК». Слушаются доклады детей, затем коллективно обсуждаются. В процессе изучения темы формируется представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, на собрании. Тема раскрывается через беседу учителя с учениками. После чего дети самостоятельно изучают материал, данный в учебнике. На основе этого составляют вопросы, задают друг другу, затем работают в ТПО. Как творческое задание предлагается написать небольшое сочинение на тему: «Мои законы». Здесь ученики представляют себя в роли президента, издают свои законы, объясняя при этом, зачем и почему. Таким образом, данная система уроков, включающая в свое содержание различные задания и упражнения, будет способствовать развитию исследовательских умений, развитию мыслительных процессов младших школьников[10, с.199].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Становление и совершенствование мышления зависят от развитости у ребёнка воображения. Главные линии развития мышления в школьном детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.

Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребенка способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.

Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился из животного мира и достиг высокого уровня[11, с.177].

Информация о работе Исследовательская деятельность в мышлении младших школьников