Исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:10, практическая работа

Описание работы

В исследовании участвовало 19 детей младшего школьного возраста (11 девочек, 8 мальчиков);
Для исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста были проведены следующие диагностические методики

Работа содержит 1 файл

этнопедагогика.doc

— 98.00 Кб (Скачать)
 

Исследование  уровня толерантности  у детей младшего школьного 

                                                     возраста.

Описание  методик и процедуры  исследования уровня толерантности у  детей младшего школьного  возраста

В исследовании участвовало 19 детей младшего школьного возраста (11 девочек, 8 мальчиков);

Для исследования уровня толерантности у детей  младшего школьного возраста были проведены  следующие диагностические методики:

  1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» был проведен в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:

     1. Что такое «Я» и как ты  это понимаешь?

     2. У тебя есть друзья, как ты  можешь объяснить понятие «Я  и другие»?

     3. Ты живешь вместе с мамой  и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

     4. Ты не слушаешь взрослых, а  правильно ли такое поведение?

     5. Кто в твоей семье главный?

     6. Как нужно себя вести в школе,  в общественных местах, среди  сверстников?

     7. Кто-то обижает слабого, как  ты думаешь это злой, жестокий человек?

     8. Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь  терпение, терпимость?

     9. В твоем классе ученики разных  национальностей, как ты к ним  относишься, помогаешь им?

     10. К вам в отряд пришел новый  человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

Оценка  знаниям давалась по следующим параметрам:

- полный  ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - высокий уровень;

- достаточно  полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - средний уровень;

- неполный  ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - низкий уровень;

- неумение  дать достаточно полный или  неполный ответ на основные  вопросы - группа риска.

2. Проективная  методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей  и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей  методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Цель  использования данной методики в  нашем исследовании – выявление  тревожности и агрессивности  как показателя уровня сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста.

Материалы для исследования: листы бумаги А4, простой карандаш.

 

     

Анализ  результатов исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста 

1. Определение  уровня знаний по сформированности  понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:

     1. Что такое «Я» и как ты  это понимаешь?

     2. У тебя есть друзья, как ты  можешь объяснить понятие «Я  и другие»?

     3. Ты живешь вместе с мамой  и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

     4. Ты не слушаешь взрослых, а  правильно ли такое поведение?

     5. Кто в твоей семье главный?

     6. Как нужно себя вести в школе,  в общественных местах, среди  сверстников?

     7. кто-то обижает слабого, как  ты думаешь это злой, жестокий человек?

     8. Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь  терпение, терпимость?

     9. В твоем классе ученики разных  национальностей, как ты к ним  относишься, помогаешь им?

     10. К вам в отряд пришел новый  человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку? 

Оценка  знаниям давалась по следующим параметрам:

- полный  ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - высокий уровень;

- достаточно  полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - средний уровень;

- неполный  ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - низкий уровень;

- неумение  дать достаточно полный или  неполный ответ на основные  вопросы - группа риска. 

     Результаты  опроса видны на диаграмме 1: 

     

Диаграмма 1. Уровень знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» 

-Количество  детей, принимавших участие в  опросе - 19;

-количество  детей, давших полный ответ  на группу контрольных вопросов  – 7;

-количество  детей, давших достаточно полный  ответ на группу контрольных  вопросов - 8;

-количество  детей, давших неполный ответ на группу контрольных вопросов – 3;

-количество  детей, не сумевших дать достаточно  полный или неполный ответ  на группу контрольных вопросов  – 1;

     Процентное  соотношение данных опроса следующее:

     100% - количество детей, принявших  участие в опросе;

     37% - количество детей, имеющих высокий  уровень знаний;

     42% - количество детей, имеющих средний  уровень знаний;

     16% - количество детей, имеющих низкий  уровень знаний;

     5% - количество детей, относящихся  к группе риска 

     Графически  это выглядит так: (см. диаграмму 2): 

     

Диаграмма 2. Процентное соотношение детей  по уровню показателя толерантности

Таким образом, мы видим, что уровень знаний, определяющих уровень толерантности  в группе - средний.

Следует также выделить детей, которые относятся к группе риска. Это Бессараб  Артем. Результаты его ответов по контрольным вопросам (анкета):

     1. Не смог дать определение

     Практически не ответил ни на один вопрос.

     Ребенок, не сразу понял, что от него хотят.

     2. Друзья.

     Отвечал неохотно.

     3.-

     4.-

     5.-

     6. Хорошо.

     7. Плохой.

     8. Боюсь.

     9. Помочь.

     10. Да.

При анализе  результатов опроса, выяснилось, что  затруднения вызывают ответы на вопросы  связанные с определением учащимися  таких понятий как «я», «я и  другие», «терпение» и «терпимость», «семья», «зло», «жестокость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями, недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита. 

2. По результатам анализа рисунков детей по проективной методике «Несуществующее животное» следующие показатели:

     Количество  детей, принимавших участие в  опросе - 19;

     -с  высоким уровнем тревожности  – 8;

     -с  высоким уровнем агрессии –  7;

     -доброе  отношение к окружающим, без агрессии  – 4;

     Результаты  видны на диаграмме 3: 

     

Диаграмма 3. Количественное соотношение детей  по уровню сформированности толерантности 

     Графически  это выглядит так: 

     

Диаграмма 4. Процентное соотношение детей  по по уровню сформированности толерантности 

Высокий уровень агрессивности, говорит  о интолерантности, дети обладают низким объемом фактических представлений  о ценностях межличностной толерантности, не умеют отличать границы толерантности  и интолерантности; отсутствуют  выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду; при определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наличие отрицательного отношения к отличиям других.

Высокий уровень тревожности, говорит нам о том, что дети с низким уровнем толерантности, они озабочены, напряжены, раздражительны, равнодушны, недоверчивы, стремятся к лидерству, самоутверждению, обладают низким уровнем коммуникативной компетентности.

Дети  с высоким и средним уровнем толерантности изображали миролюбивых животных, линии рисунка были равномерные, уверенные; дети с низким уровнем (интолерантные) изображали животных с клыками, рогами, человекообразных монстров, таким образом, показывая тенденцию к агрессивному поведению.

Следовательно, проанализировав результаты эмпирического  исследования уровня толерантности  у детей младшего школьного возраста, мы выявили, что толерантность не достаточно развита, затруднения вызвали  вопросы, связанные с определением таких понятий как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями, недостаточно владеют информацией в данном направлении. Также у детей наблюдается высокий уровень агрессивности и тревожности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Битов А. Разновидностей человека нет /А. Битов //Известия. – 2002. – 16 ноября.
  2. Битянова М. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для уч-ся 3-4 классов /М. Битянова, И. Вачков //География. – 2002. – №35. – С.14-18.
  3. Риэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру /Б.Э. Риэрдон. – М.:Бонфи, 2001. – 304 с.
  4. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы: Метод. пособие для детских практ. психологов учреждений образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М. Академия 1999.
  5. Тарусина Г. Конфликты и их толерантное разрешение в обществе /Г. Тарусина //История. – 2001. – №48. – С.13-14.
  6. Толерантность – идеология гражданского мира. – М.: Бонфи, 2001–48 с.

Информация о работе Исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста