Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 08:39, практическая работа
В моем исследовании была использована апробированная в психологии методика «Я, добро, зло».Уч-ся не просто отвечали на вопросы, а раскрывали свое отношение с помощью различных символов, в качестве которых :цвет, форма, величина фигур, а также их расположение на листе. Предложены им были чистые листы, клей, набор из 12 фигур( большие и маленькие круги, квадраты красного, черного и белого цветов).Уч-ся должны были представить, что лист –это окружающий мир.
Тема:
«Исследование по методике: «Я, Добро, Зло» с уч-ся 9 класса.»
В моем исследовании была использована апробированная в психологии методика «Я, добро, зло».Уч-ся не просто отвечали на вопросы, а раскрывали свое отношение с помощью различных символов, в качестве которых :цвет, форма, величина фигур, а также их расположение на листе. Предложены им были чистые листы, клей, набор из 12 фигур( большие и маленькие круги, квадраты красного, черного и белого цветов).Уч-ся должны были представить, что лист –это окружающий мир. Из предложенных фигур выбрать три, одна из которых обозначала бы его самого, вторая –добро, третья –зло. Затем надо было расположить фигуры на листе, наклеить их. Согласно своему отношению к заданным понятиям. В процессе выполнения они давали пояснения, как они строят эту композицию. Квадрат при анализе ассоциируется с интеллектуальным началом, с потребностью новых знаний. Круг символизирует преобладание эмоционального начала, значительную зависимость отдельных поступков и поведения в целом от непосредственной реакции на конкретную ситуацию.
Всего выбрано было 18 фигур. Из них 10 –круги(56%) и 8 (44%)- квадраты. Это показывает, что в своем взаимодействии с окружающим миром уч-ся 9 класса( с интеллектуальной недостаточностью) значительно в большей степени ориентируются на эмоциональный импульс, чем на логику. Мы и в методической литературе всегда этому найдем подтверждение: у умственно –отсталых школьников влияние эмоций оказывается более выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников. Следовательно, наиболее рациональный путь –воздействие на их эмоциональную сферу.
При помощи круга 4 ученика обозначили понятие «Я», 2 –«Добро» и 3-х – «Зло».Из 6 человек 2 ученика использовали только круг.
У 2 уч-ся с квадратом ассоциируется понятие «Я», у 3-х «Добро» и у 3-х –«Зло». При этом в одной работе заданные понятия не обозначаются только одними квадратами. Объяснить, почему выбрали именно квадрат или круг они не смогли. Однако их ответы показывают, что выбор совершался не на основе рассуждений, а с опорой на эмоциональное отношение: «Мне так больше нравится», «Это нормально», «Я так хочу».
В то же время надо отметить, что 5 человек обозначили понятия «Я» и «Добро» одинаковыми фигурами, в то время как «Зло» было представлено другой фигурой. Это наглядное проявление нормального стремления человека находиться как можно ближе к добру и дальше от зла. В 3-х работах, наоборот, одинаковыми фигурами обозначены понятия «Я» и «Зло». Это значит, у них преобладает негативное в личности, отклонения в направлении эмоциональной активности.
В настоящее время мы часто в литературе встречаем, что красный цвет как биологически наиболее активный символизирует азарт, стремление к успеху, иногда агрессию. Черный –цвет отрицания. Его связывают с негативными переживаниями. Белый соотносят с жизнеутверждающей энергией, оптимизмом.
Из 18 выбранных фигур 7 фигур –красного цвета, 3 фигур –белые и 4 фигуры черного цвета. Для обозначения понятия «Я» 2 человека использовали красные фигуры. Выбор данного цвета связан с желанием привлекать внимание, быть в центре. У 3 человек «Я» белого цвета. Они хотят видеть себя спокойными, аккуратными. Для обозначения «Я» выбрана одна фигура черного цвета. Понятие «Добро»связано у 4 уч-ся с красным цветом( тепло ,стремление побеждать зло), у 1 –с белым ( уравновешенность, терпение).И 1 человек обозначили «Добро» черной фигурой.
Свое отношение к понятию «Зло» по цветовому выражению они так обозначили: у 5 человек «Зло» белое (холод, смерть) и у 1-черное (темнота, опасность, страх, враждебность).
По величине: все учащиеся использовали в своих работах большие фигуры. Это подтверждает, что умственно- отсталым уч-ся доступно понимание основных для человеческого сознания понятий. Никто не изобразил маленькими «Я», «Добро».Значит, серьезных отклонений в эмоциональной сфере не наблюдается.
При анализе я обратила внимание на то, как расположили они фигуры на листе. При этом значение имеет не только то, как близко от фигуры «Я» они помещали «Добро» и «Зло». По методике считается, что правая сторона и верх листа связаны с периодом будущего и реальной действительностью. А левая сторона и низ листа связаны с периодом прошлого и миром выдуманных фантазий. Они также связаны с негативными переживаниями, с неуверенностью, пассивностью. Считается, что очень важно, где расположено «Я».Это показывает отношение к самому себе, самооценку. Если «Я» расположено в центре- более или менее адекватная самооценка.
Если «Я» расположено вверху –это завышенная самооценка. Соответственно внизу листа –заниженная самооценка. В моем исследовании 1 человек расположил «Я» посередине листа, что говорит о средней самооценке. А все остальные расположили «Я» вверху листа, показывая нормальную для умственно-отсталых уч-ся высокую самооценку. Нет работ, где бы «Я» находилось внизу листа, значит, нет низкой самооценки. Расположение на листе фигур в какой-то мере отражает склонность уч-ся к совершению хороших или плохих поступков, их готовность к выполнению или нарушению норм и правил. Например, в одной работе фигура добра находится внизу фигуры зла, зло как бы нависает над добром. В данном случае можно сделать вывод об отклонении в эмоциональной активности. Значение, конечно, имеет и время исследования. Чем дольше они думают, как расположить фигуры, тем более значимой для них является эта проблема.
Рассмотрим примеры работ.
Алена Г.
В данной работе использованы только большие круги- это говорит о значимости для неё всех трех понятий, а также о преобладании у неё эмоционального начала. Алена имеет склонность к импульсивному поведению, не задумывается частенько о том, какие последствия будут у её поступков. Для обозначения понятия «Я» выбрала красный цвет, который не задумываясь, поместила в верхней части листа. Это указывает на достаточно высокую самооценку, на выраженную склонность к ярким впечатлениям, на желание быть не просто «не хуже», но и лучше других. «Добро» представлено белым кругом и помещено рядом с фигурой «Я» немного правее. Значит, Алена в своем поведении все- таки ориентируется на позитивные моменты. Поскольку верхняя часть листа –зона будущего, можно предположить. Что развивается Алена в правильном направлении. Черный круг, обозначающий «Зло», расположен в левом нижнем углу. Видимо, она хочет, чтобы все неприятные переживания остались в прошлом. Эта фигура удалена от символа «Я» и находится немного ниже, что отражает адекватное отношение Алены к добру и злу. В данном случае надо вести работу по преодолению имеющейся склонности к бездумным поступкам и на этом месте формировать какой -то значимый для дальнейшей самостоятельной жизни интерес.
Алена Юр.
Выбрала также только большие фигуры и использовала два цвета. Для обозначения понятий «Я» и «Добро» она взяла квадраты, которые показывают, что она ценит интеллектуальное начало, считает себя способной принимать решения важные для неё. Фигура «Зло» обозначено белым цветом( круг), причем она долго думала, куда его поместить, несколько раз меняла положение и все-таки приклеила в зону активного действия . Если учесть, что фигура «Я» красного цвета( азарт, склонность к риску, агрессия),то , вероятно, переживания, связанные со злом, имеют для неё что-то ценное и она не хочет их избегать. Большой квадрат красного цвета говорит о том, что самооценка её завышена, ей нравится внимание окружающих. Она в какой-то мере осознает, что её достижения не так уж и высоки, но на этом и успокаивается. Фигуру «Добро» она приклеила близко к фигуре «Я». На вопрос: -почему так расположила? Ответ: -Не знаю, так красиво, а как по-другому-то? Можно сделать вывод, что опираться в своей работе следует на скрытый , но желаемый высокий результат, который она для себя имеет в виду, надеется на лучшее, но и плохое в её жизни тоже играет роль.
Егор.
Себя он разместил по центру в красном квадрате, что указывает на его адекватную самооценку. «Добро» находится рядом с квадратом фигуры «Я» , но черного цвета. Можно предположить, что добрых моментов в его жизни совсем немного, квадраты находятся рядом, он возможно и тянется к добру, но что-то черное присутствует в этой сфере, или само это понятие для него до сих пор непостижимо. Фигуру «Зло» Егор расположил выше, чем «Добро», а верх листа у нас связан с настоящим периодом и предвидением будущего. Поэтому стоит больших затруднений в формировании у Егора положительной мотивации не только к учебе, но и к самой жизни. Почему так приклеил, отвечать не стал, только плечами пожал.
Лена и Лиля.
Все свои действия выполняли совершенно одинаково, почему, объяснить не могли: «Да пусть также будет, как у неё».
Фигуру
«Я» сделали белым цветом (круг)
и поместили в самом верху,
что говорит нам о завышенной
самооценке сестёр, и вместе с тем
жизнеутверждающим началом. «Добро»
расположили внизу листа
Миша.
Для выражения своего отношения к окружающей его действительности Миша выбрал также только большие фигуры. Понятие «Я» он расположил в верхней части листа черным кругом. Это говорит о завышенной самооценке, но он не склонен быть ярким, на виду у остальных, скорее всего ему удобнее в тени находиться. «Добро» у Миши (красный круг) находится далеко от символа «Я», точно также, как и «Зло»(белый круг). Это говорит об активном и жизнеутверждающем моменте, но не в настоящее время. Он поместил их в зону прошлого, что отражает его желание как можно реже проявлять себя. Можно сделать вывод, что пока все и хорошее, и плохое он оставил в прошлом.
Таким
образом мы видим, что методика «Я, добро,
зло» дает некоторую возможность проникновения
в эмоциональный мир умственно-отсталых
уч-ся, показывая особенности отношения
их к окружающей действительности и к
себе. В то же время эти данные могут считаться
объективными только в том случае, если
подтверждаться будут постоянными наблюдениями
и совершенно другими методиками. Исследование
показало, что понятия «добро» и «зло»
доступны пониманию уч-ся. Они достаточно
осознают свое отношение к этим понятиям.
Однако раскрыть свое отношение они затруднялись
все без исключения.