Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:31, статья

Описание работы

Человек, безусловно, - абсолютная ценность общества, а его здоровье – гарантия гармоничного развития социума. Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят задачу сохранения и укрепления здоровья школьников. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Выбор оптимальных для школы оздоровительных технологий способен создать благодатную основу для сохранения и развития здоровья школьников.

Работа содержит 1 файл

Здоровьесберегающие технологии на уроке.docx

— 23.37 Кб (Скачать)

УДК

Семака С.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Самарская область, г.Тольятти,

МОУ гимназия № 35 
 

     Человек, безусловно, - абсолютная  ценность общества, а его здоровье  – гарантия гармоничного развития  социума. Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят задачу сохранения и укрепления здоровья школьников. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Выбор оптимальных для школы оздоровительных технологий способен создать благодатную основу для сохранения и развития здоровья школьников.

          Цель здоровьесберегающего обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Эта система, которая включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленна на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Эти технологии, основанные на возрастных особенностях, познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения. Если же технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии. Очень часто использование здоровьесберегающих технологий в школе сводится к использованию различных физмунуток на уроках, к Дням здоровья, валеопаузам. Но здоровье школьника можно сберегать  и укреплять  и на уроке.

 От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, т.е. необходимо создать не только здоровьесберегающий, но и здоровьеразвивающий образовательный процесс. Здоровьеразвивающий образовательный процесс – это процесс, обеспечивающий развитие всех жизненных функций организма (развитие здоровья) средствами учебного предмета. Поставленные задачи помогает решать модель компететностно-ориентированная образовательного процесса, где ученик  не подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.

Современный урок иностранного языка характеризуется  большой интенсивностью и требует  от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Поэтому для снятия всех этих трудностей необходимо  другое построение урока. Решение данной задачи возможно только в рамках блочно-модульного подхода, когда изучаемый материал рассматривается целостно. На уроке при изучении различных явлений необходимо обращать внимание на то  главное, что лежит в основе частных проявлений этого явления. В качестве такой основы можно рассматривать структуру изучаемого материала, содержащую определения понятий, обобщенные алгоритмы действий, ключевые задачи, примеры комбинирования методов решения ключевых задач в более сложных случаях. При изучении структуры изучаемого явления должны быть рассмотрены основные способы его применения, проанализированы различные связи как внутри изучаемого явления, так и с ранее изученными структурами. Такую структуру можно рассматривать в качестве образца, открывающего учащемуся возможность ориентироваться в изучаемом явлении.         

На  первом этапе введения нового материала  происходит восприятие структуры изучаемого явления. Учитель дает весь новый изучаемый материал целиком, ученики включаются в деятельность по восприятию темы. В совместной деятельности с учителем они решают возникающие вопросы. Например, на уроке английского языка в начале каждого модуля  учитель сообщает название модуля, цели и задачи на весь блок, вводит новые лексические единицы. Они отрабатываются  и закрепляются детьми в устной и письменной форме, при аудировании.  В результате работы  обеспечивается ситуация успеха за счет ощущения  от собственного понимания, происходит включенность в совместную деятельность, т.е. поддерживаются положительные эмоции, у ребенка отсутствует страх перед изучением нового трудного явления. В  течении урока при диалоге с учителем или с партнером ребенок меняет  динамические позы, что способствует снятию напряжения с мышц и позвоночника.

       На втором этапе урока вводится новый грамматический материал и происходит осознание структуры изучаемого явления. Грамматический материал вводится целым блоком, ученики совместно с учителем выводят алгоритм образования  нового явления, учитывая его особенности. Так, при изучении образования  употребления в английском языке простого настоящего времени, учитель объясняет образование утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений, сопровождает объяснение примерами, выводит совместно с учениками алгоритм данного времени. Используя созданный алгоритм, изученные лексические единицы,  ученики  выполняют упражнения по закреплению грамматического материала. Они  выполняют действия во внешней речи, обращаясь к структуре изучаемого явления, доказывая себе или собеседнику необходимость того или иного шага в выполнении упражнений. Ученики  делают упражнения разного уровня сложности и по мере осознания механизма действия нового явления переходят на самостоятельную деятельность. В ходе тренировки употребления грамматического времени, в упражнения включаются и изученные лексические единицы, таким образом, происходит закрепление и лексических единиц и грамматического явления одновременно. На данном этапе регулировка трудности для учеников обеспечивается за счет многократной тренировки явления, накопления информации, позволяющей впоследствии осуществлять процессы вспоминания, а также рефлексии цели, которая помогает на данном этапе каждому ученику осознать сущность явления с оптимальным временем и скоростью. Ученики работают в диалоговом режиме, соответствующему индивидуальному темпу, что помогает избежать стрессовых ситуаций и физического перенапряжения на уроке.

           Главная цель обучения иностранному  языку – это умение общаться  на изучаемом языке. Поэтому  на следующих уроках осуществляется  осознание сфер применения изученного  материала. Учитель организует коллективную деятельность учащихся по применению полученных знаний, осуществляет контроль за решением поставленных задач. Ученики самостоятельно работают над выполнением заданий, составляют диалоги и рассказы на иностранном языке, обсуждают ситуации  по изучаемой теме, используя и закрепляя в диалогической и монологической речи новый грамматический и лексический материал. На данном этапе урока происходит  самореализация учеников  через коммуникативную деятельность. Он наиболее ценный и значимый для процесса обучения иностранному языку. Ученики, применяя полученные знания, используя их в речи, осознают практическую значимость изучения английского языка: они могут общаться на нем с учителем и одноклассниками,  понимать и обсуждать просмотренные учебные фильмы, грамматически правильно строить предложения, когда пишут письмо своему зарубежному другу. Коммуникативная деятельность на английском языке помогает создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика, способствует его личностному росту, снятию психологических трудностей при общении с носителем языка, повышает интерес и мотивацию при изучении иностранного языка. Ученик видит цели и задачи изучения  английского языка, он  не испытывает страха перед трудностями изучаемого предмета, что благоприятно сказывается на его психическом и физическом здоровье.

        В рамках изучения модуля  необходимо также провести рефлексию достижений  учеников. Учитель проводит лексико-грамматический тренинг по изученному материалу, организует работу над ошибками, проводит итоговый тренинг, а также проводится лексико-коммуникативный тренинг. Диагностика данного этапа компететностно-ориентированного урока показала, что в результате подачи  материала такими блоками,  ученики не испытывают психологического стресса перед контрольными  и самостоятельными работами, т.е. поддерживаются положительные эмоции, повышается  уровень качества знаний и интерес ученика к изучаемому предмету. Ученик видит конкретный результат своей деятельности, понимает причины неудач, не боится их, а совместно с учителем ищет пути их преодоления. Это обеспечивает создание здоровьесберегающей и здоровьеразвивающий среды на уроке и позволяет говорить о том, что и урок может являться не стрессовой ситуацией для ученика, а средой развития и укрепления его физического и психического здоровья. Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии в должной мере усваивать образовательную программу и в будущем способны осуществлять прогрессивное развитие страны.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка