Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:31, статья
Человек, безусловно, - абсолютная ценность общества, а его здоровье – гарантия гармоничного развития социума. Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят задачу сохранения и укрепления здоровья школьников. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Выбор оптимальных для школы оздоровительных технологий способен создать благодатную основу для сохранения и развития здоровья школьников.
УДК
Семака С.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Самарская область, г.Тольятти,
МОУ гимназия
№ 35
Человек, безусловно, - абсолютная
ценность общества, а его здоровье
– гарантия гармоничного
Цель здоровьесберегающего обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Эта система, которая включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленна на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Эти технологии, основанные на возрастных особенностях, познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения. Если же технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии. Очень часто использование здоровьесберегающих технологий в школе сводится к использованию различных физмунуток на уроках, к Дням здоровья, валеопаузам. Но здоровье школьника можно сберегать и укреплять и на уроке.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, т.е. необходимо создать не только здоровьесберегающий, но и здоровьеразвивающий образовательный процесс. Здоровьеразвивающий образовательный процесс – это процесс, обеспечивающий развитие всех жизненных функций организма (развитие здоровья) средствами учебного предмета. Поставленные задачи помогает решать модель компететностно-ориентированная образовательного процесса, где ученик не подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Поэтому для снятия всех этих трудностей необходимо другое построение урока. Решение данной задачи возможно только в рамках блочно-модульного подхода, когда изучаемый материал рассматривается целостно. На уроке при изучении различных явлений необходимо обращать внимание на то главное, что лежит в основе частных проявлений этого явления. В качестве такой основы можно рассматривать структуру изучаемого материала, содержащую определения понятий, обобщенные алгоритмы действий, ключевые задачи, примеры комбинирования методов решения ключевых задач в более сложных случаях. При изучении структуры изучаемого явления должны быть рассмотрены основные способы его применения, проанализированы различные связи как внутри изучаемого явления, так и с ранее изученными структурами. Такую структуру можно рассматривать в качестве образца, открывающего учащемуся возможность ориентироваться в изучаемом явлении.
На первом этапе введения нового материала происходит восприятие структуры изучаемого явления. Учитель дает весь новый изучаемый материал целиком, ученики включаются в деятельность по восприятию темы. В совместной деятельности с учителем они решают возникающие вопросы. Например, на уроке английского языка в начале каждого модуля учитель сообщает название модуля, цели и задачи на весь блок, вводит новые лексические единицы. Они отрабатываются и закрепляются детьми в устной и письменной форме, при аудировании. В результате работы обеспечивается ситуация успеха за счет ощущения от собственного понимания, происходит включенность в совместную деятельность, т.е. поддерживаются положительные эмоции, у ребенка отсутствует страх перед изучением нового трудного явления. В течении урока при диалоге с учителем или с партнером ребенок меняет динамические позы, что способствует снятию напряжения с мышц и позвоночника.
На втором этапе урока вводится новый грамматический материал и происходит осознание структуры изучаемого явления. Грамматический материал вводится целым блоком, ученики совместно с учителем выводят алгоритм образования нового явления, учитывая его особенности. Так, при изучении образования употребления в английском языке простого настоящего времени, учитель объясняет образование утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений, сопровождает объяснение примерами, выводит совместно с учениками алгоритм данного времени. Используя созданный алгоритм, изученные лексические единицы, ученики выполняют упражнения по закреплению грамматического материала. Они выполняют действия во внешней речи, обращаясь к структуре изучаемого явления, доказывая себе или собеседнику необходимость того или иного шага в выполнении упражнений. Ученики делают упражнения разного уровня сложности и по мере осознания механизма действия нового явления переходят на самостоятельную деятельность. В ходе тренировки употребления грамматического времени, в упражнения включаются и изученные лексические единицы, таким образом, происходит закрепление и лексических единиц и грамматического явления одновременно. На данном этапе регулировка трудности для учеников обеспечивается за счет многократной тренировки явления, накопления информации, позволяющей впоследствии осуществлять процессы вспоминания, а также рефлексии цели, которая помогает на данном этапе каждому ученику осознать сущность явления с оптимальным временем и скоростью. Ученики работают в диалоговом режиме, соответствующему индивидуальному темпу, что помогает избежать стрессовых ситуаций и физического перенапряжения на уроке.
Главная цель обучения
В рамках изучения модуля необходимо
также провести рефлексию достижений
учеников. Учитель проводит лексико-грамматический
тренинг по изученному материалу, организует
работу над ошибками, проводит итоговый
тренинг, а также проводится лексико-коммуникативный
тренинг. Диагностика данного этапа компететностно-
Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка