Использование возможностей виртуальных машин

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В архитектуре современных компьютеров операционная система и программное обеспечение являются наиболее гибким компонентом, обеспечивающим функционирование аппаратных средств и пользовательского интерфейса. Поэтому знакомство с программным обеспечением должно являться основополагающим этапом в обучении дисциплине «Информатика и информационные технологии». В целях безопасности ученикам предоставляется доступ к компьютеру из-под учетной записи с ограниченными правами и возможностями. Значительную помощь учителям и ученикам при изучении темы «Операционные системы, среды и оболочки » могут оказать так называемые виртуальные машины. Под виртуальной машиной понимается программная среда, позволяющая запускать на компьютере одновременно несколько разных операционных систем и переключаться из одной ОС в другую без перезапуска компьютера.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 281.00 Кб (Скачать)
ify">      пользователь  может решать без перезагрузки системы  и без опасения нанести ей какой-либо ущерб или полностью вывести ее из строя.

      Вот только некоторые примеры таких  задач:

  • освоение новой ОС;
  • запуск приложений, предназначенных для работы в среде конкретной ОС;
  • тестирование одного приложения под управлением различных ОС;
  • установка и удаление оценочных или демонстрационных версий программ;
  • тестирование потенциально опасных приложений, относительно которых имеется подозрение на вирусное заражение;
  • управление правами доступа пользователей к данным и программам в пределах виртуальной машины.

 

      3. Разработка элективного курса «Операционные системы, среды и оболочки» с использованием виртуальных машин

     Пояснительная записка

     Курс  по выбору «Операционные системы, сети и оболочки» рекомендуется учащимся 11 классов. Программа курса рассчитана на 28 часов (1 час в неделю). По усмотрению учителя сроки изучения данного курса могут быть передвинуты.

      Основой для изучения являются ОС семейства Windows. Теоретические вопросы «файловая  система», «защищенный режим работы ОС» необходимо дополнять практическими  навыками работы по диагностике и профилактике функционирования ОС (установка и загрузка ОС, очистка диска, проверка на логические и физические ошибки диска, дефрагментация диска). В качестве альтернативы желательно показывать ОС семейства UNIX.

      Необходимо  также рассмотреть сервисные программы (антивирусы, архиваторы, тестирующие программы, программы обслуживания жестких дисков и т.д.), которые помогут пользователю настроить и эффективно использовать все возможности современного компьютера.

      Для применения данной программы предлагается использование виртуальной машины VMware Workstation. Технология виртуальных машин позволяет запускать на одном компьютере несколько различных операционных систем одновременно. Либо, по крайней мере, оперативно переходить от работы в среде одной системы к работе с другой без перезапуска компьютера. И при этом возможно выполнять в такой системе различные малоизученные или потенциально опасные для нее операции, совершенно не беспокоясь о последствиях.

      В виду того, что курс «Операционные  системы, среды и оболочки» предусматривает получение учащимися навыков установки различных операционных систем, программного обеспечения и т.д., использование виртуальной машины VMware Workstation обеспечит эффективную реализацию данного курса. 

    Цели  и задачи курса

      Цель  преподавания дисциплины "Операционные системы, среды и оболочки" –  дать целостное представление о  концепциях построения операционных систем, их роли и задачах, выполняемых в рамках функционирования современных информационных систем.

      Задачи  дисциплины:

  1. Формирование предпрофессиональной информационной культуры;
  2. Формирование устойчивых умений и навыков инструментального использования системных программных средств.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

      В результате изучения дисциплины учащийся должен

    Знать:

    • назначение, состав и функционирование  операционных систем (ОС);
  • принципы организации вычислительного процесса в среде операционной системы;
  • особенности установки ОС семейства Windows и Linux и ПО различного назначения.

        Уметь:

    • устанавливать и настраивать операционные системы;
    • работать в среде MS-DOS, WINDOWS 98, 2000, LINUX;
    • оптимизировать работу в Windows XP;
  • устанавливать программное обеспечение любого назначения и обслуживать его.

      Методы  преподавания (включая  формы организации  учебных занятий)

      Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса  организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом:

    1. Повторение основных понятий и методов работы с ними.
  1. Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.
  1. Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
    1. Упражнения для самостоятельного выполнения.

      Теоретическую и прикладную часть курса (на усмотрение преподавателя) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. 

      Тематический  план

Тема Общее количество часов Распределение часов
теория практика
1 Введение. Классификация, структура и назначение ОС. 2 2  
2 Основные функции  операционной системы. 2 1 1
3 Архитектура операционных систем. Сравнительная характеристика архитектур Windows 98, Windows ХР, Windows NT, Linux/ 4 1 3
4 Особенности установки  операционных систем. 2   2
5 Файловые системы. 3 1 2
6 Этапы загрузки компьютера. Способы и порядок инсталляции операционных систем. 2   2
7 Реестр Windows. 3   3
8 Сетевые операционные системы. 3 1 2
9 Средства защиты информации. 3 1 2
10 Установка и  настройка программного обеспечения. 4   4
  Всего: 28 7 21
 

      Содержание  курса

  1. Введение. Классификация, структура и назначение ОС.

      Эволюция  ОС. Назначение и функции ОС. Компоненты ОС. Классификация и обзор современных ОС и операционных оболочек. ОС универсальные и специального назначения. Основные режимы работы ОС.

  1. Основные функции операционной системы.

      Оболочки  операционных систем. Их назначение, свойства и основные виды.

  1. Архитектура операционных систем. Сравнительная характеристика архитектур Windows 98, Windows ХР, Windows NT, Linux.
  2. Особенности установки операционных систем.

      Работа  с виртуальной машиной VMware Workstation. Установка операционной системы (Приложение 1,2).

  1. Файловые системы.

      Файловая  система FAT. Управляющие области дисковой памяти. Кластеры. Файловая система NTFS. Структура тома NTFS. Системные файлы NTFS (файлы метаданных). Главная таблица файлов. Структура и атрибуты файлов  NTFS. Размещение файлов NTFS в зависимости от их размера. Каталоги NTFS. Имена файлов NTFS. Квотирование дисков. Сжатие файлов и папок. Шифрование файлов.

  1. Этапы загрузки компьютера. Способы и порядок инсталляции операционных систем.

      Способы и порядок инсталляции операционных систем. CMOS-память. Программа CMOS Setup. Содержимое основных разделов CMOS Setup и их предназначение. Критерии выбор операционной системы для данного компьютера. Порядок инсталляции операционной системы. Основные директивы файлов CONFIG.SYS и AUTOEXEC.BAT для ОС DOS/Win*.

  1. Реестр Windows.

      Данные  в реестре и их использование. Структура реестра Windows. Основные поддеревья, значимые элементы и типы данных. Ульи и файлы реестра Windows.

  1. Сетевые операционные системы.

      Структура и типы сетевых операционных систем. Компоненты сервера и клиентской рабочей станции. Выделенные и специализированные серверы. Драйвер сетевого адаптера. Сетевые протоколы. Пространство имен в сети. Распределенная файловая система DFS. Сетевая файловая система NFS.

  1. Средства защиты информации.

      Резервирование  данных. Защита данных от внутренних и  внешних ошибок. Основные виды вирусных программ и методы защиты информации от них. 

  1. Установка и настройка программного обеспечения.

      Служебные программы (ScanDisk, AIDSTest, DrWeb и др.). Прикладное ПО (MS Office и др.). 

     Рекомендуемая литература

  1. Бэкон Д., Харрис Г. Операционные системы. – СПб.:Питер, Киев: BHV, 2004. – 800с.
  2. Иртегов Д.А. Введение в операционные системы.: СПб: БХВ-Петербург. -2002. -624 с.
  3. Попов И.И., Партыка Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки.: Уч. пособие. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005. – 400с.

 

      Заключение  

      В результате проведения элективного  курса «Операционные системы, среды и оболочки» учащиеся получат более полное представление об операционных системах, приобретут практические навыки работы с ними. Знания, полученные в результате углубленного изучения темы «Операционные системы среды и оболочки» помогут учащимся поступлению в высшие учебные заведения.

      Использование виртуальных машин в данном элективном курсе обеспечит более эффективный результат обучения теме, ввиду того, что их применение обуславливает практическую основу знаний и умений учащихся.

 

      Список литературы

  1. Гультяев А.К. Виртуальные машины: несколько компьютеров в одном. СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
  2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория / под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2005. – 368 с.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. - 2002. - № 6. - С. 11-40.
  4. Межпредметный портал «География. Планета Земля», http://RGO.ru
  5. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 382 с.
  6. Российское образование. Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
  7. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 176 с.
  8. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.
  9. Усманов Ш.Н. Виртуальные машины в преподавании информатики. ИНФО №6 2007. http://www.rusedu.info

Информация о работе Использование возможностей виртуальных машин