Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 10:46, доклад
В последние годы личностно - ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Использование
личностно - ориентированного
подхода в обучении
и воспитании школьников
В последние
годы личностно - ориентированный подход
стремительно завоевывает образовательное
пространство. Большинство педагогических
коллективов страны осваивают теоретические
основы и технологию использования
данного подхода в учебно-
Во-первых, динамичное развитие российского
общества требует формирования в человеке
не столько типичного, сколько ярко индивидуального,
позволяющего ребенку стать и оставаться
самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним
школьникам свойственны прагматичность
мыслей и действий, раскрепощенность,
а это, в свою очередь, требует от педагогов
применения новых подходов и методов во
взаимодействии с учащимися. В третьих,
современная школа остро нуждается в гуманизации
отношений детей и взрослых, в демократизации
ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна
необходимость построения личностно ориентированных
систем обучения и воспитания школьников.
Для этого необходимо систематизировать
уже накопленные исследователями и практиками
знания о данном подходе. Значит, настало
время ответить на следующие вопросы:
— Что такое личностно ориентированный
подход?
— Чем он отличается от традиционных подходов?
— Из каких компонентов он складывается?
Правильно ответить даже на первый вопрос
нелегко, хотя частично ответ содержится
в самом вопросе. Как ни покажется банальным,
личностно ориентированный подход — это
прежде всего подход. Он стоит в одном
ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным,
коммуникативным, системным и другими
подходами. Тогда следует определить,
что такое подход вообще. Изучение педагогической
литературы не позволило в полной мере
выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи
понимают под подходом, какой смысл вкладывается
при использовании этого понятия. Это
обстоятельство заставило обратиться
к философии, где родились многие научные
подходы, которые впоследствии стали использоваться
педагогической наукой и практикой.
Философы склонны понимать под подходом
ориентацию человека в познавательной
или преобразовательной деятельности.
К примеру, применение системного подхода
они увязывают с такой ориентацией человека,
при которой преобразования рассматриваются
как система. В большинстве случаев человеческая
деятельность строится на основе не одной,
а нескольких ориентации, которые должны
быть не взаимоисключающими, а дополняющими
друг друга. Необходимо подчеркнуть, что
из всего диапазона подходов, применяемых
в деятельности, одна ориентация всегда
является приоритетной, благодаря которой
формируется качественное своеобразие
почерка деятельности человека.
Большинство исследователей считают,
что подход включает в свой состав три
основных компонента.
1. Основные понятия, используемые в процессе
познания или преобразования.
2. Принципы как исходные положения или
главные правила осуществляемой деятельности.
3. Приемы и методы построения процесса
познания или преобразования.
Опираясь на воззрения философов, дадим
определение личностно ориентированного
подхода. Личностно ориентированный подход
— это методологическая ориентация в
педагогической деятельности, позволяющая
посредством опоры на систему взаимосвязанных
понятий, идей и способов действий обеспечить
и поддержать процессы самопознания, самостроительства
и самореализации личности ребенка, развитие
его неповторимой индивидуальности.
В сформулированном определении мы попытались
отразить сущность личностно ориентированного
подхода и выделить наиболее важные его
аспекты, такие, как:
— личностно ориентированный подход является
прежде всего ориентацией в педагогической
деятельности;
— он представляет собой комплексное
образование, состоящее из понятий, принципов
и способов педагогических действий;
— данный подход связан с устремлениями
педагога содействовать развитию индивидуальности
учащегося.
Определение понятия и сущностных характеристик
личностно ориентированного подхода позволяет
ответить на второй вопрос: чем он отличается
от традиционных подходов? Покажем главное
его отличие от такого традиционного подхода,
как индивидуальный. Использование в педагогической
деятельности и того и другого подходов
предполагает учет индивидуальных особенностей
ребенка. Однако при применении личностно
ориентированного подхода это делается
с целью развития индивидуальности ученика,
а при использовании индивидуального
подхода реализуется другая целевая установка
— освоение учащимися социального опыта,
т.е. знаний, умений и навыков, определенных
в типовых программах обучения и воспитания
и обязательных для каждого воспитанника.
Избрание первого подхода связано с желанием
содействовать проявлению и развитию
в ребенке ярко индивидуального, а выбор
второго — с направленностью педагогического
процесса на формирование социально типичного,
что тоже крайне сложно осуществить без
учета информации об индивидуальных особенностях
школьников. В этом заключается принципиально
важное отличие двух названных подходов.
Теперь ответим на третий вопрос: из каких
компонентов складывается личностно ориентированный
подход? С этой целью охарактеризуем три
составляющие данного подхода.
Первая составляющая — основные понятия,
которые при осуществлении педагогических
действий являются главным инструментом
мыследеятельности.
К основным понятиям личностно ориентированного
подхода можно отнести следующие:
— индивидуальность — неповторимое своеобразие
человека или группы, уникальное сочетание
в них единичных, особенных и общих черт,
отличающее их от других индивидов и человеческих
общностей;
— личность — постоянно изменяющееся
системное качество, проявляющееся как
устойчивая совокупность свойств индивида
и характеризующее социальную сущность
человека;
— самоактуализированная личность —
человек осознанно и активно реализующий
стремление стать самим собой, наиболее
полно раскрыть свои возможности и способности;
— самовыражение — процесс и результат
развития, и проявление индивидом присущих
ему качеств и способностей;
— субъект — индивид или группа, обладающие
осознанной и творческой активностью
и свободой в познании и преобразовании
себя и окружающей действительности;
— субъектность — качество отдельного
человека или группы, отражающее способность
быть индивидуальным или групповым субъектами
обладающие активностью и свободой в выборе
и осуществлении деятельности;
— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая
человеком система представлений о самом
себе, на основе которой он строит свою
жизнедеятельность, взаимодействие с
другими людьми, отношения к себе и окружающим;
— выбор — осуществление человеком или
группой возможности избрать из некоторой
совокупности наиболее предпочтительный
вариант для проявления своей активности;
— педагогическая поддержка — деятельность
педагогов по оказанию превентивной и
оперативной помощи детям в решении их
индивидуальных проблем, связанных с физическим
и психическим здоровьем, общением, успешным
продвижением в учебе, жизненным и профессиональным
продвижением (О.С.Газман, Т.В.Фролова).
Вторая составляющая — исходные положения
и основные правила построения процесса
обучения и воспитания учащихся.
Назовем принципы личностно ориентированного
подхода.
Принцип самоактуализаци. В каждом ребенке
существует потребность в актуализации
своих интеллектуальных, коммуникативных,
художественных и физических способностей.
Важно побудить и поддержать стремление
учащихся к проявлению и развитию своих
природных и социально приобретенных
возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий
для формирования индивидуальности личности
учащегося и педагога — это главная задача
образовательного учреждения. Необходимо
не только учитывать индивидуальные особенности
ребенка или взрослого, но и всячески содействовать
их дальнейшему развитию.
Принцип субъектности. Индивидуальность
присуща лишь тому человеку, который реально
обладает субъектными качествами и полномочиями
и умело использует их в построении деятельности,
общения и отношений. Следует помочь ребенку
стать подлинным объектом жизнедеятельности
в классе и школе, способствовать обогащению
его субъектного опыта.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно,
чтобы ученик жил, учился и воспитывался
в условиях постоянного выбора, обладал
субъектными полномочиями в выборе цели,
содержания, форм и способов организации
учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности
в классе и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная
и коллективная творческая деятельность
позволяет определять и развивать индивидуальные
особенности учащегося и уникальность
учебной группы. Достижение успеха в том
или ином виде деятельности способствует
формированию позитивной Я-концепции
личности школьника.
Принцип доверия и поддержки. Решительный
отказ от идеологии и практики социоцентрического
по направленности и авторитарного по
характеру учебно-воспитательного процесса.
Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка
его устремлений к самореализации и самоутверждению
должны прийти на смену излишней требовательности
и чрезмерному контролю.
Третья составляющая — технологическая.
Она включает в себя наиболее соответствующие
данной ориентации способы педагогической
деятельности. Технологический арсенал
личностно ориентированного подхода,
по мнению профессора Е.В.Бондаревской,
составляют методы и приемы, соответствующие
таким требованиям, как:
— диалогичность;
— деятельностно - творческий характер;
— направленность на поддержку индивидуального
развития ребенка;
— представление учащемуся необходимого
пространства, свободы для принятия самостоятельных
решений, творчества, выбора содержания
и способов учения и поведения.
Большинство педагогов включают в данный
арсенал диалог, игровые и рефлексивные
методы и приемы, а также способы педагогической
поддержки личности ребенка в процессе
его саморазвития и самореализации. Использование
личностно ориентированного подхода в
обучении и воспитании школьников, как
полагает Т.В.Фролова, невозможно без применения
методов диагностики и самодиагоностики.
Задачей педагога, работающего с ребенком
методами педагогической поддержки, является
нахождение такого типа отношений, при
котором ребенок, с одной стороны, остается
в ответственной позиции по отношению
к своим проблемам, а с другой - может получить
поддержку педагога, когда собственных
усилий уже недостаточно. Причем поддержка
осуществляется не как одолжение взрослого,
а как заинтересованное взаимодействие
партнеров - взрослого и ребенка, добровольно
и заинтересованно объединивших свои
усилия. Опыт показывает, что такой тип
отношений может быть выстроен через договор.
Практика свидетельствует, что ребенок
уходит от решения проблемы в нескольких
случаях:
► если от ее разрешения ничего в жизни
ребенка не меняется (что толку поднимать
руку и слушать учителя, если он все равно
меня ненавидит?);
► если его собственных сил не хватает
для разрешения проблемы (что ни делай-
ничего не выйдет);
► если его лишили возможности самостоятельно
действовать, а следовательно, сняли с
него ответственность.
Ничего подобного невозможно сделать
в договоре, поскольку договор строится
на соотнесении личных интересов субъектов,
и они объединяются вместе именно для
того, чтобы реализовать собственный интерес.
Субъекты дополняют друг друга, поэтому
«недостаточность» одного восполняется
возможностями другого.
Договор строится на соотнесении взаимных
обязательств и ответственностей.
Договор - это открытое проявление доверия
партнеров друг к другу, готовности к открытому
обсуждению возникающих проблем и поиску
совместного, обоюдно устраивающего решения.
Освоение педагогами договора как типа
отношений, выстроенного на добровольности,
паритетности, взаимном уважении и ответственности,
позволит взрослому более глубоко освоить
договорную этику и показать ребенку образец
разрешения противоречий на гуманистической
основе, исключающей насилие и манипуляцию
личностью. Договор становится естественным
и эффективным средством педагогической
поддержки, поскольку эта деятельность
напрямую сопряжена с разрешением проблемных
ситуаций и конфликтов. Для освоения данного
средства одновременно важны соответствующая
установка педагога на ребенка и взаимодействие
с ним, стремление самосовершенствоваться
в развитии гуманистических отношений
и овладение специальными знаниями и технологиями,
позволяющими выстраивать профессиональную
деятельность адекватно заявляемым целям.
Личностно - ориентированный подход —
это методологическая ориентация в педагогической
деятельности, позволяющая посредством
опоры на систему взаимосвязанных понятий,
идей и способов действий обеспечить и
поддержать процессы самопознания, самостроительства
и самореализации личности ребенка, развитие
его неповторимой индивидуальности.
Основные понятия:
1. Индивидуальность;
2. Личность;
3. Самоактуализация личности;
4. Самовыражение;
5. Субъект;
6. Субъективность;
7. Я – концепция;
8. Выбор;
9. Педагогическая поддержка.
Принципы:
• Самоактуализации
• Индивидуальности
• Субъективности
• Выбора
• Творчества и успеха
• Доверия и поддержки.
Методы и приемы:
— диалогичность;
— деятельностно - творческий характер;
— направленность на поддержку индивидуального
развития ребенка;
— представление учащемуся необходимого
пространства, свободы для принятия самостоятельных
решений, творчества, выбора содержания
и способов учения и поведения.