Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, статья

Описание работы

В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с трехлетнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь.

Работа содержит 1 файл

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

МДОУ  «Детский сад №37 «Ласточка»

Консультация  для педагогов

«Использование  компьютерных технологий на логопедических занятиях»

Учитель-логопед:

Меморская Н.Л.

г. Новочебоксарск 2011

В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с трехлетнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь.

А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".

В исследованиях  Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие  о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр. Эти эффекты были проверены для разных возрастов, как на испытуемых, не имеющих проблем развития, так и на испытуемых с ДЦП и с минимальными мозговыми дисфункциями. В этих экспериментах использовались простые игры на реакцию и головоломки, эффекты же современных развлекательных игр определить здесь значительно сложнее из-за большого их разброса, как по содержанию, так и по действиям играющего. 

Но в то же время А.Г.Шмелев указывает и на опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: "...условность мира игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, вплоть до полного исключения в отдельных случаях. Пока не сформировался Образ Реального Мира, как интегративная основа элементарного здравого смысла, воздействие условных игр может оказаться в случае впечатлительного ребенка до определенной степени "шизофренизирующим"..." А.Г.Шмелев так же отмечает возможность аутизации, вызванной увлечением компьютерной игрой у ребенка. 

Наша задача - не только научить ребенка грамотно обращаться с компьютером, видеть в  нем помощника в исследовании окружающего мира, но и помочь родителям  и педагогам разобраться в многообразии компьютерных игр, появившихся на компьютерном рынке и дать рекомендации по использованию компьютерных игр в домашних условиях и на занятиях для коррекции нарушенных функций.

В процессе работы с использованием компьютерных игр  в индивидуальных занятиях и начав вводить мультимедийные проекты в интегрированные и индивидуальные занятия с детьми, мы пришли к выводу о том, что применение компьютерных программ позволяет:

Повысить эффективность  коррекционного обучения

Ускорить процесс  подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи

Снизить риск социальной дезадаптации дошкольников и младших  школьников

Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях было повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития аномальных детей.

Применяя компьютерные технологии на логопедических занятиях, мы решали следующие задачи:

  • Формирование психологической готовности к обучению в школе
  • Формирование способности принимать решения
  • Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности
  • Формирование мотивационной готовности к деятельности
  • Развитие волевых качеств
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук

Логопедическое  занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия мы учитывали следующие  правила:

  • Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут
  • Игра может быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе)
  • Периодичность - 2 раза в неделю
  • Индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях
  • Противопоказания - эпилепсия
  • Особое условие - согласие родителей на индивидуальные занятия.

Данные правила  были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп.2.12.10. (Приложение 1)

Таким образом, логопедическое занятие с использованием компьютера носит комплексный характер и имеет следующую структуру:

Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих  видах работы:

  • Индивидуальные логопедические занятия
  • Подгрупповые занятия (в качестве наглядности)
  • Интегрированные занятия (мультимедийные проекты)

В своей работе мы используем презентации MICROSOFT POWERPOINT для проведения подгрупповых занятий с детьми с ОНР ("Дикие животные", "Кто на ферме живет", "Времена года", "Посуда" , "Бытовые приборы" и др.)

На интегрированных  занятиях используются презентации в соответствии с темой и планом занятия. ("Космос", "Защитники Отечества", "Федорино горе", "Поможем птицам"). (Приложение 2, Приложение 4)

На индивидуальных логопедических занятиях мы используем следующие обучающие игровые  программы:

Название  программы Этап занятия Цель 
"Игры  для Тигры" II, III Развитие речевого дыхания.

Коррекция и  развитие фонематических процессов.

Развитие основных речевых навыков.

Формирование  словаря.

Коррекция грамматического  строя речи.

"Читаем  сами" II Развитие речи детей раннего возраста с задержкой  речевого развития.

Обучение глобальному  чтению

"Баба  Яга учится читать" II, III Развитие слухового восприятия.

Формирование  навыков звукового анализа и  синтеза.

Знакомство с  алфавитом.

Профилактика  оптической дисграфии.

Формирование  образа буквы.

"Пойди  туда, не знаю куда" III Развитие мышления, памяти, зрительного и слухового  восприятия.
"Незнайкина  грамота" II Формирование  словаря по теме "Одежда".

Развитие зрительного  восприятия.

Развитие мелкой моторики.

Формирование  быстроты реакции.

Формирование  навыка владения мышью.

"Учимся  запоминать" II, III Формирование  представлений о целостности предметов.

Развитие зрительного  восприятия.

Развитие слухового  восприятия.

Формирование  словаря по темам: "Домашние животные и птицы", "Животные жарких стран"

"Игры  с Кикуруллю" II Развитие слухового  восприятия при знакомстве с коми музыкальными инструментами.

Формирование  целостного восприятия предметов.

Развитие зрительного  и слухового восприятия при знакомстве с коми сказками.

Формирование  словаря по теме "Одежда" при  знакомстве с коми национальным костюмом.

"Круглая  компания" III Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия.
"Забавные  картинки" III Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного  восприятия.
"В  городском дворе" II Формирование  словаря по темам цикла "Времена  года".

Развитие связной  речи при составлении рассказа по картинке.

При работе с  детьми с нарушением опорно-двигательного  аппарата во время занятий необходимо соблюдать двигательную активность. Занятия с использованием компьютера подчиняются тем же самым правилам. Развитие двигательной активности включает в себя:

Физ. минутки, физкультурные  паузы, упражнения для глаз, упражнения для развития мелкой моторики. (Приложение 3)

Особое внимание необходимо уделить подбору компьютерных игр для занятий. Не секрет, что современный рынок компьютерных игр наполнен продукцией разного качества. Есть очень полезные, интересные развивающие игры, а есть, так называемые, "бродилки" и "стрелялки", прививающие детям жестокость. Мы остановили свой выбор на обучающих играх. Это программы, преподносящие в игровой форме конкретный учебный материал.

При подборе  игр мы учитывали требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

  • Программа должна иметь указание на возраст ребенка
  • Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
  • Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными малышу
  • Программа должна быть на русском языке
  • Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
  • Задания - интересные, понятные малышу, простые для выполнения
  • Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
  • Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно
  • Программа должна развивать малыша, давать ему знания , обучать навыкам в незатейливой игровой форме

Компьютерные  технологии можно использовать в  разных видах работы с детьми, при  проведении не только логопедических, но и других видов занятий разными  педагогами (воспитателями, психологами, дефектологами).

Используемая литература.

  1. Л.А. Леонова, Л.В.Макарова "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004
  2. Л.Р.Лизунова "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005
  3. М. Никитина "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006

Использование компьютерных презентаций  в коррекционно –  логопедической работе ДОУ

Статья Использование  компьютерных презентаций в коррекционно – логопедической работе ДОУ опубликована 27 Май 2010 в рубрике «звукопроизношение, презентации»

Пособие посвящено актуальной в настоящее  время проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения. В книге раскрываются основные преимущества использования на логопедических занятиях мультимедийных презентаций, отражаются базовые педагогические 
требования к содержанию презентаций , четкости их оформления и проведения. В качестве наглядного приложения предлагается презентация для подготовительного этапа при коррекции звукопроизношения «Артикуляционная гимнастика. Утро кота Мурзика».

Автор: Габдрахманова Р., Ширшова С. 
Название: Использование компьютерных презентаций в коррекционно – логопедической работе ДОУ 
Издательство: Самара 
Год: 2009

Информация о работе Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях