Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, статья
В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с трехлетнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь.
В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с трехлетнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь.
А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".
В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр. Эти эффекты были проверены для разных возрастов, как на испытуемых, не имеющих проблем развития, так и на испытуемых с ДЦП и с минимальными мозговыми дисфункциями. В этих экспериментах использовались простые игры на реакцию и головоломки, эффекты же современных развлекательных игр определить здесь значительно сложнее из-за большого их разброса, как по содержанию, так и по действиям играющего.
Но в то же время А.Г.Шмелев указывает и на опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: "...условность мира игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, вплоть до полного исключения в отдельных случаях. Пока не сформировался Образ Реального Мира, как интегративная основа элементарного здравого смысла, воздействие условных игр может оказаться в случае впечатлительного ребенка до определенной степени "шизофренизирующим"..." А.Г.Шмелев так же отмечает возможность аутизации, вызванной увлечением компьютерной игрой у ребенка.
Наша задача - не только научить ребенка грамотно обращаться с компьютером, видеть в нем помощника в исследовании окружающего мира, но и помочь родителям и педагогам разобраться в многообразии компьютерных игр, появившихся на компьютерном рынке и дать рекомендации по использованию компьютерных игр в домашних условиях и на занятиях для коррекции нарушенных функций.
В процессе работы с использованием компьютерных игр в индивидуальных занятиях и начав вводить мультимедийные проекты в интегрированные и индивидуальные занятия с детьми, мы пришли к выводу о том, что применение компьютерных программ позволяет:
Повысить эффективность коррекционного обучения
Ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи
Снизить риск социальной дезадаптации дошкольников и младших школьников
Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях было повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития аномальных детей.
Применяя компьютерные технологии на логопедических занятиях, мы решали следующие задачи:
Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия мы учитывали следующие правила:
Данные правила были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп.2.12.10. (Приложение 1)
Таким образом, логопедическое занятие с использованием компьютера носит комплексный характер и имеет следующую структуру:
Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих видах работы:
В своей работе мы используем презентации MICROSOFT POWERPOINT для проведения подгрупповых занятий с детьми с ОНР ("Дикие животные", "Кто на ферме живет", "Времена года", "Посуда" , "Бытовые приборы" и др.)
На интегрированных занятиях используются презентации в соответствии с темой и планом занятия. ("Космос", "Защитники Отечества", "Федорино горе", "Поможем птицам"). (Приложение 2, Приложение 4)
На индивидуальных логопедических занятиях мы используем следующие обучающие игровые программы:
|
При работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата во время занятий необходимо соблюдать двигательную активность. Занятия с использованием компьютера подчиняются тем же самым правилам. Развитие двигательной активности включает в себя:
Физ. минутки, физкультурные паузы, упражнения для глаз, упражнения для развития мелкой моторики. (Приложение 3)
Особое внимание необходимо уделить подбору компьютерных игр для занятий. Не секрет, что современный рынок компьютерных игр наполнен продукцией разного качества. Есть очень полезные, интересные развивающие игры, а есть, так называемые, "бродилки" и "стрелялки", прививающие детям жестокость. Мы остановили свой выбор на обучающих играх. Это программы, преподносящие в игровой форме конкретный учебный материал.
При подборе игр мы учитывали требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
Компьютерные технологии можно использовать в разных видах работы с детьми, при проведении не только логопедических, но и других видов занятий разными педагогами (воспитателями, психологами, дефектологами).
Используемая литература.
Статья Использование компьютерных презентаций в коррекционно – логопедической работе ДОУ опубликована 27 Май 2010 в рубрике «звукопроизношение, презентации»
Пособие
посвящено актуальной в настоящее
время проблеме использования компьютерных
технологий в коррекционно-логопедической
работе с детьми дошкольного возраста
в условиях образовательного учреждения.
В книге раскрываются основные преимущества
использования на логопедических занятиях
мультимедийных презентаций, отражаются
базовые педагогические
требования к содержанию презентаций
, четкости их оформления и проведения.
В качестве наглядного приложения предлагается
презентация для подготовительного этапа
при коррекции звукопроизношения «Артикуляционная
гимнастика. Утро кота Мурзика».
Автор: Габдрахманова
Р., Ширшова С.
Название: Использование компьютерных
презентаций в коррекционно – логопедической
работе ДОУ
Издательство: Самара
Год: 2009
Информация о работе Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях