Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:57, статья
Современное общество характеризуется высоким уровнем производства и потребления информации и информационных услуг, что создает предпосылки к широкому внедрению в учебный процесс информационных технологий (ИТ) в целях его интенсификации. Однако, на сегодняшний день констатируется недостаточная эффективность ИТ в обучении, одной из причин такого положения является неразработанность методического аспекта применения ИТ в обучении.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
I. Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется высоким уровнем производства и потребления информации и информационных услуг, что создает предпосылки к широкому внедрению в учебный процесс информационных технологий (ИТ) в целях его интенсификации. Однако, на сегодняшний день констатируется недостаточная эффективность ИТ в обучении, одной из причин такого положения является неразработанность методического аспекта применения ИТ в обучении.
Таким образом, можно выделить проблему повышения эффективности использования ИТ в обучении, в частности, обучении математике, решение которой мы видим в разработке комплекса ИТ и выявлении дидактических условий его эффективного использования.
Степень разработанности темы. Проблема информатизации в системе образования разрабатывается в настоящее время в общем плане довольно широко: описание новых ИТ в системе образования (М. Кларин, Е. Полат, Г. Селевко, и др.), программы информатизации школьного образовательного пространства (Л. Жилина, И. Таресенко и др.). Имеются публикации по применению отдельных видов ИТ: мультимедийных проекторов (М. Максимовская, Т.Леонова и др.), электронных пособий (С.Анохин, Г.Сапрыкин и др.), интерактивной доски (М. Кочконян, Е. Рыбьякова и др.). Однако, методика комплексного использования различных ИТ в процессе обучения, в частности, обучения математике, разработана недостаточно.
В связи с этим определилась цель нашей исследовательской работы: создание комплекса ИТ в обучении математике и выявление дидактических условий его эффективного использования для интенсификации учебного процесса (критерии интенсификации – темп и качество обучения).
Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования современных ИТ в образовательной сфере и их эффективного сочетания.
2. Провести констатирующее исследование по изучению состояния использования ИТ в процессе обучения математике в средних общеобразовательных учреждениях.
3. Разработать комплекс ИТ в обучении школьной математике и выявить дидактические условия эффективного использования этого комплекса для интенсификации учебного процесса.
4. Провести формирующий эксперимент по выявлению эффективности разработанной системы использования ИТ в обучении математике.
Методологическую основу исследования составляют системно-деятельностный и инофрмационно-технологическией подходы.
Категориальный аппарат составляют понятия: «интенсификация», «ИТ», «электронное пособие», «обучающая программа», «математический пакет», «презентация», «интерактивная доска» и др.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что а) создан комплекс ИТ для обучения математике, состоящий из электронных пособий («Алгебраические волны», «Фамильная геометрия» и др.), обучающих программ (в том числе, «Живая геометрия»), приложения MS Excel (для составления тестов), презентаций MS PowerPoint, позволяющих достичь необходимой наглядности с минимальными временными затратами, математического пакета MathCad и интерактивной доски SMART BOARD, состоящего из сенсорного экрана, проектора и специального программного обеспечения, позволяющего работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами; б) выявлены дидактические условия наиболее эффективного использования разработанного комплекса:
1. Электронные учебные пособия и обучающие программы использовать как в ходе объяснения учебного материала на уроках, так и в системе организации самостоятельной и индивидуальной работы учеников.
2. Приложение MS Excel использовать при создании простейших тестирующих программ (см. рис. 1), а также при построении графиков, позволяющих по заданным значениям аргумента находить и видеть соответствующие значения функции.
Рис. 1. Фрагмент теста, созданного в MS Excel.
3. Использовать приложение MS PowerPoint как средство наглядности (см. рис. 2) и как способ привлечения учащихся к созданию презентаций, что позволяет последним более детально глубоко вникнуть в содержание ма- Рис. 2. Фрагмент презентации в Power Point
тематического материала и расширить свою информационную культуру.
3. Математический пакет Mathcad использовать а) при изучении вопросов, связанных с построением графиков различных функций, что предоставляет возможность быстро и в цвете проиллюстрировать построение нескольких графиков в одной системе координат; находить области определения и множества значений функций и др.; б) при решении уравнений, в том числе, дифференциальных; в) при вычислении производных и интегралов.
4. Интерактивую доску SMARTBOARD использовать для визуализации различных чертежей и образов, перемещения любого объекта, расположенного на доске с одного места , на другое с помощью опции "drag and drop" (см. рис 3), а также для протоколирования всех проводимых действий.
Рис. 3. Работа с интерактивной доской
Практическое значение работы состоит в том, что разработанный комплекс ИТ может быть использован учителями математики в школьной практике и студентами в системе их методической подготовки.
Апробация работы проходила в виде выступлений на научно-методическом семинаре кафедры теории и методики обучения математики, конференции СНО СГПА (2007 г.), в ходе педагогической практики на базе башкирского лицея-интерната №3 г. Стерлитамак.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
II. Основное содержание работы.
Введение (в нем обосновывается актуальность, выделяется цель, задачи, методы исследования, практическое значение и структуры работы).
Глава I. Теоретические основы использования ИТ в системе обучения школьников. В ней раскрывается сущность понятий «технология» как новой педагогической категории, вводится понятие ИТ, описываются ее основные виды. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности использования комплекса ИТ в обучении математике. В данной главе описывается ход и результаты формирующего эксперимента.
В заключении приводятся выводы по работе.
4
Информация о работе Использование информационных технологий в обучении школьников