Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:22, доклад

Описание работы

Работа посвящена одной из актуальных проблем современного дошкольного образования – проблеме внедрения идеи интеграции в практику дошкольного учреждения. В ней освещаются теоретические позиции и методологические подходы, касающиеся реализации идеи интеграции. В работе рассказывается о роли интегрированных занятий в области экологического образования. Работа может помочь воспитателям дошкольного образования при составлении плана интегрированного занятия по экологии.

Работа содержит 1 файл

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.docx

— 17.32 Кб (Скачать)

Интегрированный подход в экологическом образовании  детей старшего дошкольного возраста 

                                                                                      Тихова Ирина Валентиновна,                                                                                                                               воспитатель, МДОУ № 105 «ЯКОРЕК» 

Работа посвящена  одной из актуальных проблем современного дошкольного образования – проблеме внедрения идеи интеграции в практику дошкольного учреждения. В ней  освещаются теоретические позиции  и методологические подходы, касающиеся реализации идеи интеграции. В работе  рассказывается о роли интегрированных  занятий в области экологического образования. Работа может помочь воспитателям дошкольного образования при  составлении плана интегрированного занятия по экологии. 

Настоящее время  характеризуется наиболее развитой идеей комплексного обучения начала века – идеей интеграции, а также  активным внедрением интегративных  процессов в практику дошкольного  образования. Основным направлением такого внедрения является интеграция содержания образовательного цикла, протекающая  на уровне разработки стратегии дошкольного  образования и практической ее реализации.  

Внедрение интеграции в практику дошкольного образовательного учреждения предполагает разработку таких  занятий, которые строятся на соединении различных видов деятельности и  задач на интересном для детей  содержании и концентрацию на этом содержании.  

Образовательный процесс  в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно  приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического  и эмоционального развития. Возникает  необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать  различные виды деятельности в единый образовательный процесс. 

Интегрированные занятия  соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование  должно быть небольшим по объему, но емким. 

Такие занятия в  рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. 

Наиболее распространенным видом интегрированных занятий  являются занятия, основанные на комплексности. Комплекс (лат.-связь, сочетание) понимается как совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое. 

Комплексное (интегрированное) занятие представляет собой занятие, на котором на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности. На таких занятиях чаще всего закрепляются и систематизируются имеющиеся  знания детей, применяются знания , умения и навыки в практических видах деятельности.  

Интегрированные занятия  позволяют ребенку реализовать  свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. 

В области экологического образования интегрированные занятия  играют не менее важную роль: воспитатель  развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность  чувствовать и перенимать ее красоту; формирует экологические представления  об окружающем мире. 

С.Н.Николаева в  своих исследованиях показала, что  «задача совершенствования дошкольного  обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в  программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов  его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между  предметами и явлениями окружающего  мира». 

Проблема экологического образования является относительно новой для дошкольной педагогики, тем не менее, с конца 80-х гг. усиленно развиваются тенденции системно-целостного подхода к экологическому образованию. Комплексный подход в экологическом  образовании дошкольников рассматриваются  с разных точек зрения:  необходимости  слияния экологического обучения с  различными видами детской деятельности; принципов непрерывности и универсальности. 

Параллельно проводится работа по совершенствованию содержания экологического образования дошкольников: по определению познавательных, ценностных, нравственно–эстетических и деятельных элементов содержания и их роли в  развитии экологической культуры личности; по выявлению принципов отбора и  конструирования содержания экологического образования. 

Итак, интегративные  тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку  характер экологических знаний обуславливает  не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников. 

Интеграция в реальной практике экологического образования  ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм подготовки, к  появлению в контексте теоретических  работ категорий значительно  более общих, чем экологические  знания и умения, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая  деятельность, экологическая культура. В связи с этим в практике экологического образования дошкольников необходимо существенное усиление деятельного  и личностного подходов. 

Также важную нишу в  структуре экологического образования  занимает достаточно большое количество исследований по формированию у детей  бережного и заботливого отношения  к природе. К частности, вопросами  усвоения дошкольниками некоторых  форм поведения в природе, связанных  с экологической культуры ребенка, занимались Н.Ф.Виноградова, В.Г.Грецова, С.Н.Николаева, А.М.Федотова. Их исследования убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях. 

В работах показано, что чувства деятельной любви  к природе и соответствующей  ей поведения развиваются постепенно от положительно-эмоцианального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности. Основой формирования положительного отношения детей к природе, по мнению В.Н.Грецовой, является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоцианально-положительного отношения к ней, знаний полезной деятельности у детей. Рассматривая формирования бережного и заботливого отношения к природе с позиции комплексного подхода, предполагается возможность развития у детей разнообразных чувств, усвоения ими знаний о взаимосвязях в природе и обучения их элементарным навыкам создания условий для жизни живых существ. 

Наиболее ярко интегративные  тенденции прослеживаются в программе  «Планета – наш дом» И.Т. Белавиной  и Н.Г. Найденской. По мнению авторов, природная среда является источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов. Основной целью этой программы является формирования у детей чувства красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе заложено межпредметная модель обучения. Авторы считают, что воспитатель является почти идеальным ее проводником, так как способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и наблюдениями за природой. Программа направлена на формирование у дошкольников бережного отношения к природе  как необходимого личностного качества, развития которого предполагает учет следующих факторов – интересы к природе; наличие знаний о природных компонентах и взаимосвязям между ними, о влиянии человека на природу; стимулирование нравственных и эстетических чувств по отношению к природе, организации посильной деятельности по оказанию природе помощи; учета мотивов, определяющих действия дошкольников в природе. Внимание педагогов обращено на то, что все эти факторы формируются в единстве и взаимосвязи только тогда, когда продуманы, учтены и целесообразно подобраны все составные части процесса экологического образования: цели, принципы, задачи, содержания, формы и методы работы, условия и предполагаемые результаты. 

Например, программа  «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдения, моделирование, труд в природе, игру, изобразительная деятельность, конструирование. С различными видами деятельности их содержанием и результатом связываются проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры. 

Таким образом, в  последних разработках практических материалов по экологическому образованию  явно прослеживается акцент на интеграцию разных видов в рамках экологического подхода. Посредством интегративных  комплексных мероприятий решается не одна, а сразу несколько задач  обучения, воспитания детей – дошкольников, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога. 

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует  отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах  деятельности. Их можно проводить  во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников. 

Итак, экологические  знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. 

Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем  экологической культуры, владеет  методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано  много программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой  программе он будет работать. Мы должны стремиться к экоголизации всего образовательного процесса. 

Исходя из этого  интегрированный подход в системе  экологического образования, другими  словами, синтез предметов необходим, ибо наше будущее и  будущее  наших детей требует определенных знаний о природе. В веке информационного  общества человеку уже необходимо не логическое мышление, а синтезирующее  в основе которого лежит интеграция разных знаний. В настоящее время  система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного  периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи. 

Рекомендации для  воспитателей. 

           На основе проведенной работы  можно сформулировать ряд рекомендаций  воспитателям:

Ознакомление с  объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность  детей, хвалить за уверенность и  инициативу. 

2.      Необходимо  систематически использовать в  педагогической практике интегрированные  занятия, в результате которых  будет достигаться положительный  эффект развития всех сторон  познавательной деятельности ребенка- дошкольника.

Работа по экологическому образованию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной  работы, которую осуществляет ДОУ

Мероприятия интегрированного характера должны планироваться  систематически, целенаправленно и  охватывать все виды деятельности дошкольников.

Информация о работе Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста