Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:22, доклад
Работа посвящена одной из актуальных проблем современного дошкольного образования – проблеме внедрения идеи интеграции в практику дошкольного учреждения. В ней освещаются теоретические позиции и методологические подходы, касающиеся реализации идеи интеграции. В работе рассказывается о роли интегрированных занятий в области экологического образования. Работа может помочь воспитателям дошкольного образования при составлении плана интегрированного занятия по экологии.
Интегрированный подход
в экологическом образовании
детей старшего дошкольного возраста
Работа посвящена
одной из актуальных проблем современного
дошкольного образования –
Настоящее время
характеризуется наиболее развитой
идеей комплексного обучения начала
века – идеей интеграции, а также
активным внедрением интегративных
процессов в практику дошкольного
образования. Основным направлением такого
внедрения является интеграция содержания
образовательного цикла, протекающая
на уровне разработки стратегии дошкольного
образования и практической ее реализации.
Внедрение интеграции
в практику дошкольного образовательного
учреждения предполагает разработку таких
занятий, которые строятся на соединении
различных видов деятельности и
задач на интересном для детей
содержании и концентрацию на этом
содержании.
Образовательный процесс
в ДОУ характеризуется
Интегрированные занятия
соответствуют одному из основных требований
дошкольной дидактики: образование
должно быть небольшим по объему, но
емким.
Такие занятия в
рамках одной темы решают разные задачи
развития детей и строятся на разных
видах деятельности.
Наиболее распространенным
видом интегрированных занятий
являются занятия, основанные на комплексности.
Комплекс (лат.-связь, сочетание) понимается
как совокупность, сочетание предметов,
действий, явлений или свойств, составляющих
одно целое.
Комплексное (интегрированное)
занятие представляет собой занятие,
на котором на одну тему могут быть
объединены различные задачи по развитию
детей и разные виды деятельности.
На таких занятиях чаще всего закрепляются
и систематизируются имеющиеся
знания детей, применяются знания ,
умения и навыки в практических видах
деятельности.
Интегрированные занятия
позволяют ребенку реализовать
свои творческие способности, в интересной,
игровой форме обогащать
В области экологического
образования интегрированные
С.Н.Николаева в
своих исследованиях показала, что
«задача совершенствования
Проблема экологического
образования является относительно
новой для дошкольной педагогики,
тем не менее, с конца 80-х гг. усиленно
развиваются тенденции
Параллельно проводится
работа по совершенствованию содержания
экологического образования дошкольников:
по определению познавательных, ценностных,
нравственно–эстетических и деятельных
элементов содержания и их роли в
развитии экологической культуры личности;
по выявлению принципов отбора и
конструирования содержания экологического
образования.
Итак, интегративные
тенденции получили свое новое развитие
в экологическом образовании, поскольку
характер экологических знаний обуславливает
не только разнообразные формы
Интеграция в реальной
практике экологического образования
ведет к необходимости синтеза,
поиску новых форм подготовки, к
появлению в контексте
Также важную нишу в
структуре экологического образования
занимает достаточно большое количество
исследований по формированию у детей
бережного и заботливого
В работах показано,
что чувства деятельной любви
к природе и соответствующей
ей поведения развиваются
Наиболее ярко интегративные
тенденции прослеживаются в программе
«Планета – наш дом» И.Т. Белавиной
и Н.Г. Найденской. По мнению авторов,
природная среда является источником
формирования у детей ярких художественных
и музыкальных образов. Основной целью
этой программы является формирования
у детей чувства красоты природы, ее разнообразия
и уникальности, хрупкости и долговечности.
В программе заложено межпредметная модель
обучения. Авторы считают, что воспитатель
является почти идеальным ее проводником,
так как способен и имеет возможность
определять функции каждого предмета
в системе формирования экологической
культуры, устанавливая естественные
связи между изобразительным искусством
и физическим воспитанием, музыкой и наблюдениями
за природой. Программа направлена на
формирование у дошкольников бережного
отношения к природе как необходимого
личностного качества, развития которого
предполагает учет следующих факторов
– интересы к природе; наличие знаний
о природных компонентах и взаимосвязям
между ними, о влиянии человека на природу;
стимулирование нравственных и эстетических
чувств по отношению к природе, организации
посильной деятельности по оказанию природе
помощи; учета мотивов, определяющих действия
дошкольников в природе. Внимание педагогов
обращено на то, что все эти факторы формируются
в единстве и взаимосвязи только тогда,
когда продуманы, учтены и целесообразно
подобраны все составные части процесса
экологического образования: цели, принципы,
задачи, содержания, формы и методы работы,
условия и предполагаемые результаты.
Например, программа
«Мы» предполагает традиционные виды
детской деятельности – наблюдения,
моделирование, труд в природе, игру,
изобразительная деятельность, конструирование.
С различными видами деятельности их содержанием
и результатом связываются проявления
у детей экологической и общечеловеческой
культуры.
Таким образом, в
последних разработках
Говоря об интеграции
в экологическом образовании, следует
отметить мероприятия, которые использует
дошкольный педагог в своей работе.
Прежде всего, это комплексные занятия.
Это занятия, которые в рамках
одной темы решают разные задачи развития
детей и строятся на разных видах
деятельности. Их можно проводить
во всех возрастных группах, но особенно
они полезны для старших
Итак, экологические
знания необходимо давать ребенку именно
в дошкольном возрасте. Знания должны
быть доступны детям.
Следует не забывать
о конструктивном подходе в обучении.
В процессе экологического воспитания
ребенка большую роль играет совместная
деятельность педагога и дошкольника,
т.к. педагог является носителем
экологической культуры, владеет
методикой экологического воспитания,
способствует формированию практических
навыков. За последнее время создано
много программ по экологическому воспитанию.
И педагог сам решает, по какой
программе он будет работать. Мы
должны стремиться к экоголизации всего
образовательного процесса.
Исходя из этого
интегрированный подход в системе
экологического образования, другими
словами, синтез предметов необходим,
ибо наше будущее и будущее
наших детей требует
Рекомендации для
воспитателей.
На основе проведенной работы
можно сформулировать ряд
Ознакомление с
объектами и явлениями
2. Необходимо
систематически использовать в
педагогической практике
Работа по экологическому
образованию дошкольников не должна
проходить изолированно от той воспитательно-
Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.