Автор: y***************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:29, доклад
Цели урока: ввести понятие «масштаб» и расстояние между двумя точками, показать различные виды масштаба, развивать интерес к математике и показать связь математики с географией, обучить учащихся решать задачи по данной теме.
Интегративный
урок
Цели урока: ввести понятие «масштаб» и расстояние между двумя точками, показать различные виды масштаба, развивать интерес к математике и показать связь математики с географией, обучить учащихся решать задачи по данной теме.
Оборудование: фото-выставка
озера Зюраткуль, карты Челябинской области,
карта озера Зюраткуль, нить, линейка.
Оргмомент ( 1 минута).
Учитель называет тему и задачи урока.
Учитель математики:
Ребята! Вы
часто задаете вопрос: а зачем
нужно учиться делить и
В частности, с
географией: при изучении нашей планеты
возникает много вопросов, ответы на которые
можно получить при помощи математики.
Сегодня-урок-урок математики и географии.
Учитель географии:
Мы с вами уже знаем, как люди изучали и исследовали Землю. Какие методы изучения природы существуют? ( наблюдение, эксперимент, измерение). Как вы думаете, какой из этих методов наиболее тесно связан с математикой? ( измерение). Где можно увидеть применение этого метода?
Географическая
карта - один из важнейших документов
человеческой культуры. Большие территории,
например государства или части света,
изображаются на географических картах.
Каждая линия на карте, каждый штрих-результат
огромного многолетнего труда землепроходцев,
отважных путешественников и исследователей.
На карте участки земной поверхности изображаются
в уменьшенном виде.
Учитель математики:
Например, расстояние в 1 км на карте - это отрезок в 1 см. Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности?
Ответ: _1см = 1 см = 1 раз.
1км
100.000 100.000
Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. Эта величина наз. масштабом.
На доске заранее
приготовлена запись:
На карте | 1 см |
На местности | 1 км=100.000 см |
Масштаб | 1:100.000 |
Ребята, обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1 100.000 наз. численным.
(учитель вывешивает
на доску табличку : численный
масштаб).
Задача: Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.
Решение. Обозначим длину отрезка на местности ( в сантиметрах) буквой Х и найдем отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности: 3:Х,которое и будет равно масштабу карты.
Значит, 3:Х=1:1 000 000. Решив уравнение, получим Х= 3* 1 000 000=3 000 000.Но 3 000 000 см=30 000 м = 30 км.
Ответ: длина
отрезка на местности 30 км.
Самостоятельная
работа: ( у каждого ученика есть карточка
с общим заданием)
На карте | 9 см |
На местности | Х см |
Масштаб | 1: 100 000 |
Решение: 9:Х=1:100 000
Х= 9 * 100 000 = 900 000 см = 9 км
Ответ: 9 км
Обязательно проверить
решение задачи!
Ребята, 18 сентября
мы с вами побывали на территории национального
эко-парка Зюраткуль. Узнали его
историю легенды , увидели самое высокогорное
озеро Челябинской области озеро Зюраткуль.
Давайте еще раз насладимся его красотой.
Учитель показывает презентацию об озере
Зюраткуль.
Учитель географии: Национальный парк « Зюраткуль» находится в южной части Саткинского района Челябинской области, в 200 км к западу от областного центра – г. Челябинка и в 30 км от ближайших городов Сатки и Бакала. Территория парка расположена в наиболее высокогорной части Южного Урала, простираясь с севера на юг на 49 км, с запада на восток на 28 км. Среди уникальных объектов парка « Зюраткуль» следует отметить озеро Зюраткуль, хребет Зюраткуль ( максимальная высота 1175 м ), хребет Нургуш ( самый высокий хребет Челябинской области – 1406 м).
Ребята, что вы можете сказать о природе национального парка? Какие вы видели в основном леса? Может что-то вам показалось необычным по сравнению с нашим районом, где мы с вами проживаем? А были ли слышны голоса птиц?
Действительно,
природа национального парка
уникальна. Здесь сохранились реликтовые
ельники и лиственничники, первые послеледниковые
леса наших гор. Большой интерес представляют
чистые по составу лиственничные леса,
протянувшиеся длинной более 15 км.
( про
камни!)
Учитель математики:
Я очень рада за нас с вами, что мы посетили национальный парк « Зюраткуль» в осеннее время, когда природа играет всеми красками. Я думаю, что через год или два нам захочется подняться на хребет « Зюраткуль» или даже на хребет Нургуш. Чтобы знать точное расстояние, какое нам пришлось преодолеть, чтобы добраться до национального парка « Зюраткуль» мы сейчас проделаем практическую работу: по карте Челябинской области вы должны сказать точное расстояние от Челябинска до национального парка
« Зюраткуль».
Инструктаж:
На карте вы должны
найти город Челябинск, далее прикладываем
нитку по по дороге, которой мы следовали
( вспомните какие города мы с вами проезжали?).
Затем нитку прикладываем к линейке и
замеряем длину отрезка. Помните: чем точнее
вы измерите ниткой длину маршрута, тем
точнее будет ваш результат! Не забудьте
определить масштаб карты!
Во время практической
работы учитель включает запись с
голосами птиц!
Время на практическую работу 4 минуты.
Учитель
математики проверяет выполнение работы
(результат должен быть около 200 км)
Учитель
географии: Ребята ,если на карте масштаб
указан в виде: в 1 см_ 6 км, то такой масштаб
наз. именованный (учитель вывешивает
на доску табличку : именованный
масштаб).
Топограф.карта!!
Учитель математики: На уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте. Как вы думаете, в каких областях нашей повседневной жизни можно увидеть применение масштаба? ( в архитектуре, машиностроении ).
Домашнее задание: 1) по карте Челябинской и Свердловской областей определить расстояние от Челябинска до города Сысерть (по- скольку мы с вами уезжаем в этот город 30 октября, мы должны знать длину маршрута).
2) прочитать
в учебнике стр. 164165 и выполнить
упражнения № 603, 604.
Учитель географии: На уроке мы познакомились с различными видами масштаба. Давайте еще раз назовем их ( численный, именованный масштаб, линейный масштаб ).
Услышали рассказ
об уникальном уголке Урала- национальном
парке « Зюраткуль».Далее учитель задает
домашнее задание.