Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:49, доклад
Понятие «инновация» сегодня широко внедряется в систему народного образования и правомерно ассоциируется с чем-то новым.
Однако не всякое новое в обучении можно назвать инновационным, поскольку инновация предполагает создание и внедрение такого новшества, которое вносит значительные, существенные изменения в любую социальную практику, в том числе, и в систему обучения.
Инновационные технологии в обучении грамоте
Понятие «инновация» сегодня
широко внедряется в систему народного
образования и правомерно ассоциируется
с чем-то новым.
Однако не всякое новое в обучении можно
назвать инновационным, поскольку инновация
предполагает создание и внедрение такого
новшества, которое вносит значительные,
существенные изменения в любую социальную
практику, в том числе, и в систему обучения.
Кажется, что любое новое в обучении младших
школьников можно рассматривать, как благо,
но, как показывает практика, школа часто
отвергает это новое. Новое только тогда
активно входит в школьную жизнь, когда
оно опирается на действительные потребности
общества и школы, соотносится с достижениями
науки в соответствующих областях знаний
и имеет такие технологические проработки,
которые позволили бы любому учителю реализовать
новые идеи на практике.
Наиболее существенные изменения в обучение
грамоте, как известно, были внесены К.Д.
Ушинским: он изменил содержание, методы
обучения и ценностные ориентации.
Его «звуковая метода», экономившая время
и силы ребенка, пришла на смену догматическому
буквослагательному методу обучения грамоте,
мучительному и долгому. Обучение грамоте
по аналитико-синтетическому звуковому
методу, созданному К.Д. Ушинским, опиралось
на живую речь ребенка, носило сознательный
и развивающий характер.
Свой метод «письма-чтения» К.Д. Ушинский
назвал историческим, т.к. он был основан
«на способе, которым, как можно предположить,
был изобретен письменный язык. Заслуга
новой звуковой методы обучения грамоте,
— писал К.Д. Ушинский, — именно в том и
состоит, что она оторвалась от прежней
искусственной, схоластической методы
и обратилась прямо к изучению звуков
как элементов изустного слова и их начертаний».
Своим методом « письма—чтения» К.Д. Ушинский
доказывал тесную взаимосвязь письма
и чтения. Он считал, что письмо, опирающееся
на звуковой анализ, должно идти впереди
чтения.
«Звуковая метода» в том или ином виде
просуществовала достаточно долго. Однако
в процессе совершенствования системы
обучения грамоте историческая основа
метода К.Д. Ушинского была утрачена. Письмо,
которое фактически выполняло роль звукового
анализа (запись буквами последовательности
звуков в слове, как при изобретении письменности),
утратило историческую связь с чтением
и стало проводиться после чтения. Сразу
же возникли трудности в обучении детей
чтению, трудности слияния звуков в читаемом
слоге, а на практике переход от звука
и буквы к слогу часто напоминал буквослагательный
метод.
Устранить подобные трудности в обучении
помог, с нашей точки зрения, другой инновационный
подход, связанный с усовершенствованием
звукового анализа слов и введением звуковых
схем до знакомства с буквами. Новая система
обучения, связанная с именами Д.Б. Эльконина,
В.Г. Горецкого, В. Кирюшкина и др., способствовала
развитию у детей фонематического слуха,
пониманию особенностей каждого звуков
в составе слога и освоению принципа позиционного
чтения слога.
Разработанная система обучения грамоте
вошла во все последующие буквари и азбуки,
оказала значительное влияние на повышение
качества обучения и развитие интереса
детей к чтению. Звуковой анализ и звуковые
схемы слова сделались главным объектом
внимания детей при обучении грамоте.
Однако звуковая сторона слова рассматривалась
вне связи её со значением. Значение слова,
смысл речи только подразумевался, но
не был предметом изучения. Более того,
звуковая схема, помещенная под картинкой
с изображением предмета, создавала у
детей впечатление, что слово — всего
лишь звукокомплекс, а чтение — это воссоздание
звуковой структуры слова. В подобной
ситуации сформировать у детей представление
о слове как единстве звучания и значения,
как двусторонней единице языка очень
сложно. Односторонность в изучении слова
может негативно сказаться на понимании
образности слова в художественном тексте.
Традиционное изучение слова лишь со звуковой
стороны связаны не только со спецификой
обучения грамоте. Оно базируется также
на теоретическом положении некоторых
лингвистов, которые считали звук и значение
слова разделенными, никак между собой
не связанными, и поэтому они могут совершенствоваться
и развиваться изолированно друг от друга.
Однако еще Л.С. Выготский в исследованиях
процессов речи и мышления убедительно
показал, что слово, лишенное значения,
уже не относится более к царству речи:
слово без значения есть не слово, а звук
пустой.
Слово — это структурно-семантическая
единица языка, которая служит для наименования
предметов, процессов, действий и свойств.
Слово — это единство звучания и значения
слова, а образ предмета содержится в лексическом
значении слова, без чего невозможно развивать
смысловую сторону речи. Поэтому слово
как двусторонняя единица языка должна
быть представления детям даже в период
обучения грамоте, иначе о развитии речевого
мышления говорить сложно, т.к. наше мышление
связано со значением слов.
Кроме того, исследования по фоносемантике
(кибернетической лингвистке) и специальный
фоносемантический анализ слов поэтической
речи указывают не только на содержательность
звуковой формы слова, но и констатируют
наличие определенной взаимосвязи между
содержанием и звуковой формой слова,
между звучанием и значением слова. Это
легко заметить при сравнении слов, которые
не имеют какого-либо лексического значения:
звучание слов «мамлыня» и «жаворуга»
создают в воображении читателя разные
по характеру образы.
Семиотика (наука о знаковых системах)
также дает нам важные представления о
слове как языковом знаке, который является
заместителем (представителем) того или
иного предмета, или его свойства и действия.
К языковым знакам могут быть отнесены
не буквы, как часто полагают, а только
двусторонние единицы языка: слова, морфемы,
предложения. Только такие языковые знаки,
имеющие план содержания и план выражения,
могут выполнять свою функцию, быть «заместителем»
предмета, его признака или действия.
Новые данные из области лингвистики,
семиотики и других наук ставят вопрос
о создании современных инновационных
технологий в обучении грамоте и родному
языку, т.к. именно здесь закладываются
основы понимания языка, формируется отношение
к родному языку и речи.
Более того, сегодня внимание к слову и
его значению, к смысловой стороне речи
возрастает, поскольку информационное
общество предъявляет новые требования
к личности каждого человека, который
должен уметь обрабатывать информацию,
обобщать ее, понимать смысловой контекст,
обладать навыками общения, быть коммуникабельной
и нравственно ответственной личностью.
Поэтому слово с первых ступеней обучения
должно рассматриваться не только со стороны
его звуковой структуры, но и со стороны
его значения и смысловых связей (на доступном
детям уровне). В слове закрепляются результаты
познавательной деятельности человека,
и значение слова выступает как обобщенное
отражение объекта. Функция слова различна
в текстах разной стилистики. В художественных
текстах оно является средством создания
художественного образа, а в научных —
оно выступает как понятие, как название
целого класса объектов (береза — это
дерево) или как название отдельного, конкретного
предмета (это береза).
Всестороннее осмысление слова помогает
учащимся лучше понимать текст, а при изучении
грамматики — смысл грамматических категорий,
которые уже имеют дело не с отдельным
словом, а с целой группой, классом слов,
имеющих определенные грамматические
признаки.
Очевидно, что современная букваристика
должна искать рациональные пути внедрения
в школьную практику более богатого и
разностороннего представления о слове,
чем это делается в современных учебниках.
Для построения новой системы обучения
грамоте, учитывающей требования общества
и результаты современного уровня развития
лингвистики и семиотики, необходимо,
с нашей тоски зрения, вернуться к исследованиям
К.Д. Ушинского и Л.С. Выготского и рассмотреть
их под современным углом зрения.
Исторический метод в обучении детей грамоте
К.Д. Ушинского и культурно-исторической
теории Л.С. Выготского, который рассматривал
процесс формирования письма и чтения
у детей во взаимосвязи с историей развития
письменности, убедительно показали тесную
взаимосвязь исторического и культурного
развития ребенка при формировании у них
письменной речи. Именно эти взаимосвязи
и параллели дают надежную основу для
построения инновационной системы обучения
грамоте, которая была бы способна правильно
решать вопросы обучения детей коммуникации,
формировать у них познавательную деятельность,
изучать слово не только как звуковую
структуру, а как двустороннюю единицу
речи.
В основу новой системы обучения грамоте,
разработанной нами и реализованной в
азбуке, положен культурно-исторический
принцип, который учитывает предшествующий
положительный опыт обучения детей чтению
и письму.
Поскольку история возникновения письменного
языка формировалась не как навык, а как
полноценная письменная речь, как средство
общения и познания, а письменные знаки
служили для обозначения смысла, значения
окружающих предметов, то и новая система
обучения грамоте, соответствующая возрастным
особенностям ребенка, должна воспроизводить
основные вехи этого исторического пути.
В связи с этим новая система обучения
грамоте строится как коммуникативно-познавательная
деятельность ребенка, осваивающего письменную
речь. Новая азбука для младших школьников
«АБВГДейка» (Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.
Азбука «АБВГДейка». М., «Просвещение»,
2004 г.) начинается с вводного мини-курса
«Мир общения». Общение на примере коммуникативно-речевых
или литературно-художественных ситуаций
выступает, как предмет обучения, а слово
как средство общения. Несмотря на то,
что мы говорим фразами, но понимаем и
знаем свой язык прежде всего через слово,
т.к. слово служит средством закрепления
в памяти и передачи в речи всех знаний
и опыта людей. Вводный курс азбуки через
игры и наглядный иллюстративно-художественный
материал показывает учащимся основные
этапы «предыстории письменной речи»
(рисунки, пиктограммы, жесты и др.) и создает
условия для осмысленного усвоения звукобуквенного
письма. Разнообразные коммуникативно-речевые
ситуации, вовлекающие детей в активную
познавательную деятельность, готовят
их к усвоению письма и чтения как полноценной
письменной речи и пониманию значения
слова (языка) как важнейшего средства
общения. Дети, еще не зная букв, с помощью
рисунков и пиктограмм учатся составлять
и читать предложения и небольшие тексты,
развивая при этом свою речь и мышление.
В новой системе обучения грамоте меняется
логика расположения основных единиц
усвоения. Обычно в обучении грамоте основные
единицы языка выстраиваются от предложения
к слову, а в новой системе это делается
иначе: от слова к предложению. Подобная
переориентация основана на исследованиях
детской речи, проведенных Л.С. Выготским.
Они показали, что речь ребенка развивается
от части к целому, от слова к предложению,
а мышление — от целого к части. Поэтому
в новой системе дети изучают язык, начиная
со слова, с его номинативной (назывной)
функции, а для развития мышления используются
рисунки, коммуникативные ситуации и предложения,
записанные с помощью знаков-символов.
Слово, которое понимается учащимися как
имя (человека, вещи и т.д.), включено в различные
коммуникативно-речевые или познавательные
ситуации, создающие условия для активного
развития речи и мышления детей, формируют
словарь.
Слово в новой системе впервые предстает
перед детьми как двусторонняя единица
языка, как единство звучания и значения.
Доступность такого понимания слова обеспечивают
простейшие звуко-семантические модели
слова, которые позволяют работать и над
звуковым составом слова и над его значением.
Использование подобных моделей, позволяющих
ребенку держать в поле внимания звучание
слова и его значение, повышает осознанность
обучения, активизирует развитие речевого
мышления, поскольку слово — это единство
речи и мышления, единство «обобщения
и общения, коммуникации и мышления» (
Л.С. Выготский) .
Звуковой анализ слов в новой системе
проводится с помощью звуковых схем, но
схематическое обозначение последовательности
звуков в слове мотивировано: оно связано
с особенностями артикуляции гласных
и согласных (твердых и мягких) звуков.
Готовит детей к звуковому анализу слов
так называемый акрофонический, игровой
способ записи и чтения слов, когда каждый
звук записывается с помощью рисунка,
который помогает учащимся удержать в
поле внимание звуковое значение каждого
звука в слове. Этот прием, используемый
в ограниченном объеме, повышает интерес
детей к звуковому анализу слова, активизирует
их внимание в процессе анализа звуковой
структуры слова.
Работа с фонетической стороной слова
построена по звуковому аналитико-синтетическому
методу на основе использования структурно-семантических
моделей, что позволяют детям осмысливать
звуковую сторону слова и ее связь со значением
и графической формой слова.
При овладении письмом у детей формируются
необходимые графические и орфографические
навыки, а в процессе чтения слов, предложений
и текстов различной стилистической направленности,
они овладевают как слоговым чтением,
так и целостными приемами чтения (чтением
целыми словами).
Новая система обучения грамоте нацелена
на активное развитие смысловой (семантической)
стороны языка и речи через изучение слова
и предложения как двухсторонних единиц,
имеющих план содержания и план выражения,
через введение коммуникативно-речевых
и познавательных ситуаций, активно развивающих
не только речь, но и мышление младших
школьников.
Таким образом, инновационная технология
обучения грамоте на коммуникативно-познавательной
основе с использованием культурно-исторического
принципа — залог повышения качества
обучения и осознанного усвоения языка
как важнейшего средства общения, познания
и воздействия.
Информация о работе Инновационные технологии в обучении грамоте