Инновационные методы тестового контроля знаний школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:39, доклад

Описание работы

К устным формам контроля относятся: опрос у доски, фронтальный опрос, визуальный контроль(замечания, обсуждения), доклады, взаимный контроль учащихся, зачеты, экзамены. Устная форма проверки знаний в нынешней системе образования является наиболее распространенной формой контроля за успеваемостью. Она проводится почти на каждом уроке в виде краткой проверки усвоения темы предшествующего урока.

Работа содержит 1 файл

Статья Проверка знаний школьников. ЗАЯВКА Андрейчук..doc

— 77.50 Кб (Скачать)

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТОВОГО  КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Андрейчук А.А.,

учитель МОУ СОШ «ЛИДЕР-2» 

       Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. 

        К устным формам контроля относятся: опрос у доски, фронтальный опрос, визуальный контроль(замечания, обсуждения), доклады, взаимный контроль учащихся, зачеты, экзамены.            Устная форма проверки знаний в нынешней системе образования является наиболее распространенной формой контроля за успеваемостью. Она проводится почти на каждом уроке в виде краткой проверки усвоения темы предшествующего урока. Накануне итогового и заключительного контроля устная проверка проводится чаще, приобретая более выраженный индивидуальный характер. Устная форма контроля играет важную роль во всех официальных экзаменах. Тем не менее она является наименее изученной формой контроля, так как до недавнего времени устный ответ не мог быть корректно зафиксирован для его повторного анализа.

       Первые исследования специалистов показали, что устная форма проверки знаний не является ни объективной, ни надежной, ни валидной. Так называемый "эффект контраста", когда сильный учащийся отвечает после слабого или наоборот, дает разброс баллов от 2,95 до 3,84 (в 5-бальной шкале). "Эффект темпа речи" - быстрый, медленный - от 2,51 до 3,38. Более высокий темп речи ассоциируется для учителя с более глубокими знаниями и большими способностями. Преподаватель должен отдавать себе отчет в том, что во время устных опросов с целью повторения материала отдельным ученикам даются вопросы разной степени трудности и, как доказано, эти различия в сложности вопросов неверно воспринимаются учителями. Подобные проверки, имеющие целью повторение пройденного материала, не следует привлекать для проверки успеваемости.

        Однако надо отметить, что устный опрос играет большую роль в обучении учащихся, позволяет педагогу учить детей высказывать свою мысль. Учась грамотно оформлять свою мысль, ученик неизбежно учится мыслить. В связи с этим в постановке вопросов устного контроля необходимо отмечать:  

   1) все ли существенное отражено  в рассказе, ответе;      

   2) что добавлено к учебнику;         

   3) последовательность изложения;        

   4) аргументированность умозаключений;        

   5) правильность вывода;          

   6) речь учащегося.            К письменным формам контроля относятся контрольные работы, диктанты, сочинения, ответы по карточкам, лабораторные работы, рефераты, зачеты, экзамены. Письменные работы являются наиболее часто используемым инструментом проверки в системе образования. Обобщение результатов исследований, доказывающих недостаточную объективность письменных работ показывает, что на оценку содержания письменной работы по всем предметам влияют:       

   1) внешнее оформление письменной  работы,       

   2) последовательность оценивания,        

   3) характер предварительной информации  об испытуемом,     

   4) грамматические ошибки,         

   5) почерк,            

   6) расположенность к ученику,         

   7) соотносительная система оценок  в зависимости от уровня успеваемости  класса.

       Выставляя оценки, преподаватель пользуется не абсолютным масштабом, а своим личным масштабом качества, ориентируясь при этом на уровень успеваемости класса. Оценка, полученная учащимся за знания, менее всего зависит от качества его знаний и более всего от класса, в рамках которого производится оценивание, и от преподавателя, оценивающего ученика.

       В настоящее время в школе все большее применение находит тестирование как эффективный способ проверки знаний. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

        Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.       

       Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.   

       Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.  

       Тестовый контроль - это специально разработанная научно-оптимизированная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать уровень достижения обучающегося. Задача количественного описания качественных признаков в педагогических явлениях решается посредством измерений. Особая наука квалиметрия

( от латинского "qualio" - какой и греческого "metreo"- меряю) - наука об измерениях качества любого объекта, свойства, действия, операции - позволяет объективизировать важнейшие составляющие образовательного процесса, включая аттестацию обучающихся, и ввести образовательные стандарты. Тестовый контроль использует процедуры оценивания, в которых роль человека, осуществляющего его, минимальна. 

        Тестирование — более справедливый метод, т.к. ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.         Следует отметить, что именно тестирование постепенно становится и основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. Перед каждым учителем школы встаёт на сегодняшний день важнейшая задача  – подготовить учащихся к сдаче выпускных экзаменов: за курс основной школы (ГИА), за курс средней школы (ЕГЭ), а в дальнейшем, по-видимому, с введением новых стандартов,  и за курс начальной школы.      

        И реалии таковы, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения, причём как можно раньше.

        Отрадно, что  большинство школьных учебников и учебных пособий  последних поколений уже написаны с использованием этих технологий. У учеников стабильно формируется навык работы с тестовыми заданиями Такие тренировки позволят учащимся при сдаче выпускных экзаменов существенно повысить свой балл.    

      Технология тестирования неотрывно связана с рейтинговой системой, т.е. определением учащимся своего местоположения по качеству  знаний в сравнении с другими учениками. Чаще всего это сравнение происходит на уровне класса,  реже – на уровне  школы, возможно, когда проводится городское тестирование – города. Разумеется, чем выше уровень, тем весомей оценка.

      Поэтому непподельный интерес вызываеют у школьников всех возрастов система игровых конкурсов программы ИПО РАО (Института Продуктивного Обучения   Российской Академии Образования – г.Санкт-Петербург) «Продуктивное обучение для всех». Эти игры позволяют сравнить себя с другими участниками во Всероссийском и даже международном масштабе.    

       В программу «Продуктивное обучение для всех» входит 7 игр-конкурсов. Каждый конкурс разработан по определённому учебному предмету (предметам) и проводится в течение учебного года согласно графику игр в определённый день по всей стране.  

      1. Международная игра-конкурс по русскому языку "Русский медвежонок - языкознание для всех". Проводится в ноябре.       

      2. Всероссийский игровой конкурс по информационным технологиям "КИТ – компьютеры, информатика, технологии".  Проводится также в ноябре.   

      3. Всероссийский конкурс по английскому языку "British Bulldog» («Британский бульдог»). Проводится в декабре.          

      4. Международный игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно». Проводится в феврале.        

      5. Всероссийский конкурс «Конструируй! Исследуй! Оптимизируй!» с использованию программного обеспечения. Проводится в феврале.     

      6. Международный конкурс по математике "Кенгуру - математика для всех".  Проводится в марте.          

       7. Всероссийский конкурс по естествознанию "Человек и природа". Проводится в апреле.

           Идея проведения массовых предметных конкурсов пришла к нам из Европы вместе с конкурсом «Кенгуру». Миллионам ребят во многих странах мира давно уже не надо объяснять, что такое «Кенгуру», – это массовый международный математический конкурс-игра под девизом «Математика для всех».  Конечно же, название конкурса связано с далекой Австралией. Но почему? Ведь массовые математические соревнования проводятся во многих странах уже не одно десятилетие, а Европа, в которой зародилось новое соревнование, так далека от Австралии!        

          Дело в том, что в начале 80-х годов ХХ столетия известный австралийский математик и педагог Питер Холлоран (1931 – 1994) придумал два очень существенных новшества, которые заметно изменили традиционные школьные олимпиады. Он разделил все задачи олимпиады на три категории сложности, причем простые задачи должны были быть доступны буквально каждому школьнику. А кроме того, задания предлагались в форме теста с выбором ответов, ориентированного на компьютерную обработку результатов.

 

         Наличие простых, но занимательных вопросов обеспечило широкий интерес к конкурсу, а компьютерная проверка позволила оперативно обрабатывать большое количество работ. Новая форма соревнования оказалась настолько удачной, что в середине 80-х годов в нем участвовало около 500 тысяч австралийских школьников.       

             В 1991 году группа французских математиков, опираясь на австралийский опыт, провела аналогичное соревнование во Франции. В честь австралийских коллег соревнование получило имя «Кенгуру». Чтобы подчеркнуть занимательность заданий, его стали называть конкурсом-игрой. И еще одно отличие – участие в конкурсе стало платным. Плата очень небольшая, но в результате конкурс перестал зависеть от спонсоров, а значительная часть участников стала получать призы.           

            В первый же год в этой игре приняло участие около 120 тысяч французских школьников, а вскоре число участников выросло до 600 тысяч. С этого началось быстрое распространение конкурса по странам и континентам. Сейчас в нем участвует около 40 стран Европы, Азии и Америки, причем в Европе гораздо проще перечислить страны, которые не участвуют в конкурсе, чем те, где он проходит уже много лет.     

          Главная цель конкурса   –    привлечь     как    можно     больше    ребят  к    решению математических  задач,   показать    каждому    школьнику,    что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным и даже весёлым. 
           Цель эта достигается вполне успешно: например, в 2009 году в конкурсе участвовало более    5,5    миллионов    ребят   из   46    стран.  А количество участников конкурса в России превысило 1,8 миллиона!          «Кенгуру» и другие конкурсы проекта «Продуктивное обучение для всех», проводятся непосредственно в образовательном учреждении. Для участия в конкурсе образовательное учреждение подает заявку в региональный оргкомитет в сроки, установленные графиком проведения конкурса.

          Участие в конкурсах – добровольное. Регистрационный взнос составляет 40 рублей с каждого участника (от оргвзноса    освобождаются     дети–сироты и дети,      оставшиеся без попечения родителей).

   Конкурсы  проводятся для разных возрастных категорий учащихся:   (1-2 классы    –

только  в   конкурсе   «Человек и природа»)   3-4,   5-6,   7-8   и   9-11  классов. 

         Согласно положению устанавливается единый день конкурса по всей стране. Каждый участник в день конкурса получает бланк заданий, бланк ответов и небольшой сувенир с символикой конкурса – Медвежонок в конкурсе по русскому языку, Китёнок – по информатике, Бульдог – по английскому языку, Кенгуру – по математике, Тяни-Толкай (двухголовый жираф) – по компьютерным технологиям, Лисёнок ЧИП – по естествознанию .

        После подведения итогов  каждому участнику вручается сертификат с указанием его результатов. 

        Итоги подводятся среди участников каждой параллели отдельно, проверка осуществляется с помощью компьютера.

       В образовательное учреждение после подведения итогов передается итоговая ведомость, с указанием для каждого участника правильных и неправильных ответов, набранных баллов, места по школе, региону, России. Очень важно, и  ученику и его учителю увидеть результаты своего труда в таких  весомых масштабах.    

         Участие в подобных конкурсах является для учащихся не только средством измерения фактических знаний и творческого потенциала,  но также своеобразной тренировкой по развитию психотехнических навыков саморегулирования и самоконтроля, что очень важно для успешного прохождения итоговых тестирований.

         Несомненно, система игровых конкурсов программы ИПО РАО «Продуктивное обучение для всех», являясь по сути тестовой формой, становится инновационным мето- дом контроля знаний школьников всех возрастов. Следует шире пропагандировать данную систему и привлекать как можно больше участников, объясняя суть данной системы родителям , учтелям и учащимся.

        С появлением в Находке регионального представителя оргкомитета Всероссийских конкурсов участие школьников в данных играх значительно выросло, а это несомненно должно положительно повлиять на мотивацию учащихся к учёбе и на результативность   итоговых тестирований знаний школьников. 

   Список  литературы

1. Аванесов  В.С. Современные методы обучения  и контроля знаний: Учеб. пос. для  препод. вузов, техн., училищ, учит. школ, гимназий и лицеев / В.С. Аванесов. - Владивосток: Дальневост. гос. техн. рыбохоз. ун-т, 1999. - 125 с.            2.Поддубный А.В. Методические основы педагогического тестирования: Учеб. пос./ А.В. Поддубный, И.К. Панина, Л.Я. Ащепкова. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. - 119 с.

 3.Попков В.Н. Тестирование и оценивание: Учеб. пос. для студ./ В.Н. Попков. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. - 76 с. 57.         

4.Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие / М. Б. Челышкова. — М., 2001.

5. http://www.konkurs-chip.ru/contest/letter/

6. http://www.ipo.spb.ru/kio/

7.http://www.schoolplus.ru/bear-cub/

8.http://www.schoolplus.ru/kangaroo/

9.http://www.schoolplus.ru/golden-fleece/

10.http://www.schoolplus.ru/british-bulldog/

11.http://www.schoolplus.ru/kit/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАЯВКА 

на участие  в научно-практической конференции 

«ИННОВАЦИОННЫЕ  МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ  И ПРОИЗВОДСТВЕ

В РАМКАХ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ» 
 
 
 
 
 

Фамилия, имя, отчество автора Андрейчук Анна Алексеевна
Учёная  степень, учёное звание Не имею
Место работы МОУ СОШ «Лидер-2»
Почтовый  адрес с указанием индекса 692921 г.Находка, ул.Арсеньева  д.13 кв.36
Телефон Р.т. (8) (4236) 62-11-24

Д.т. (8) (4236) 62-43-71

e-mail Andreychuk07@mail.ru
Тема доклада Инновационные методы тестового контроля знаний школьников
Необходимые средства для демонстрации

материалов

Выступать с докладом не планирую

Информация о работе Инновационные методы тестового контроля знаний школьников