Инновационные методы обучения технологии в профессиональном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:57, статья

Описание работы

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 

          С.М. Сакович, асс. кафедры прикладной социологии ИПССО Московского государственного педагогического университета 

   Образование – это индустрия, 

   направленная  в будущее.

   С.П. Капица 

       Использования инновационных методов особую значимость приобретает при подготовке студентов  квалификации «Социолог. Преподаватель  социологии» в связи с тем, что выпускники в своей будущей  деятельности должны будут обращаться к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности социолога и к поиску новых дидактических методик и приемов в процессе педагогической деятельности [4, с.120-123]. Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [5, с.120-125]. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов. Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые возможности будущего социолога. На практических занятиях по «Методике преподавания социологии» студенты распределяют социально-статусные роли, получают навыки проведения лекций, семинаров, а также основы управленческих навыков в условиях «студенческая группа-преподаватель». При проведении занятий в виде организации «мозгового штурма», решается двойственная задача: с одной стороны как метод, применяемый в профессиональной деятельности социолога, с другой – преподавателя, т.к. экспертные группы с помощью рабочих гипотез рассматривают самые разнообразные идеи, доказывают важность решения придуманной или взятой из реальной действительной ситуации получают опыт организации и проведения

инновационного  занятия. Используя такую организационную  форму как учебное моделирование  научного исследования (при изучении предмета «Социальное проектирование и прогнозирование») студенты применяют  полученные ими ранее знания по методике сбора данных, осваивают исследовательские процедуры. При этом достигается важная цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания социальной действительности специалистом социологом и он получает навыки в использовании нового метода в педагогической деятельности. Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой социальный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя. Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий. По мнению студентов, они ощущают себя на таких занятиях участниками социальных действий.

           На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов [1, с 240].

        В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становление общего образовательного пространства высокое качество образования прочно ассоциируется с целями Болонского процесса: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, инвариативные технологии обучения и управления знаниями.

       Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда [2, с.382].

   Традиционная  подготовка специалистов, ориентированная  на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера. 

   Изменяющаяся  социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

   Концепцией  модернизации образования до 2010 г. и  Программой среднего профессионального  образования предусмотрены такие  приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.

   Реализации  этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

   В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться  различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

   За  рубежом, прежде всего в США, интерес  к образовательным технологиям  возник в середине XX в., когда появились  первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.

   Педагогика  давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы [6, с.539]. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приёмы или методы – и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны.

   Очевидно, что оптимизация педагогического  процесса путём совершенствования  методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.

   Технологизация - совокупность действий для достижения какого-либо результата.

   Технология  в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные  законы данной предметной сферы и  поэтому  обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов деятельности предварительно поставленным целям.

   В «Глоссарии современного образования» рассматривают три подхода к  определению понятия «образовательная технология» [3] :

   1.Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

    2. Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

   3.Выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов.

      Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

      Характерные черты:

    ·   диагностическая формулировка целей;

    ·  ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

    ·   оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

    ·   воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.

     С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели МГПУ применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, кредитно-модульная система оценки, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, дистанционное обучение.

   Преимущества  применения образовательных технологий - меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

   Образовательные технологии дают широкие возможности  дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

   Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит  от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов.

   Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат  образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов:

    ·   имеющих фундаментальные и прикладные знания;

    ·  способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;

    ·   обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства. 

   Список  литературы

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.

3. Глоссарий  современного образования (терминологический  словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

4. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2.

5. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.

6. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 

Информация о работе Инновационные методы обучения технологии в профессиональном образовании