Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:41, реферат
Когда мы думаем о детях, мы вспоминаем детство. Что же это такое, детство? С научной точки зрения, детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; По другому - это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.
I блок. Информация об игрушках
Понятие детства, игры и игрушки
Когда мы думаем о детях, мы вспоминаем детство. Что же это такое, детство? С научной точки зрения, детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; По другому - это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.
Главной отличительной особенностью и основным видом деятельности детства является игра. Игра объективно — первичная стихийная школа, которая предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Это ознакомление гуманно, ибо взрослые проявляют снисходительность к поведению детей в условном мире игры. И, что особенно важно, для ребенка значима не цель игры, а сам процесс игры. Дети всегда играют всерьез. Почему? Потому, что в игре, выявляется потребность ребенка в саморазвитии, самоопределении.
Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.
Как говорила известный психолог Урунтаева Галина Анатольевна, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.
Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.
Виды игрушек
Игрушки можно классифицировать по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию. Мы рассмотрим классификацию, принятую в педагогике. В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),
2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),
3. игровые строительные материалы (конструкторы),
4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),
5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),
6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),
7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),
8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),
9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).
Учитывая многообразные функции игрушек, необходимо выбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Подбор игрушек для разных возрастных групп
Возраст (по Эльконину ) | Ведущая деятельность | Направленность позновательной деятельности | Новообразования возраста и потребность возраста | Категория игрушек |
До 1 года Младенчество Кризис 1 года | Эмоциональное общение | На сознание отношений | Эмоциональные отношения. Потребность в общении | - сюжетные или образные игрушки - звучащие и музыкальные игрушки |
1-3 года Ранний возраст Кризис 3 лет («я - сам») | Предметно – манипулятивная деятельность | На познание предмета | Развитие речи и наглядно – действенное мышление. | - дидактические игрушки - звучащие и музыкальные игрушки - технические - игрушки забавы -игрушки для спортивных и подвижных игр |
3-7 лет Дошкольный возраст Кризис 7 лет (переход в школу) | Ролевая игра | На познание отношений | Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемый деятельности | Все виды игрушек |
7-11 лет Младший школьный возраст |
Учение | На познание начала наук | Внутренний план действий , самоконтроль. рефлексия | -сюжетные и образные игрушки -технические -игровые строй материалы -игрушки для подвижных и спортивных игр -игрушки самоделки |
11-15 лет Подростковый возраст Кризис 13 лет (формирование образа Я, похож на кризис 3 лет) | Общение в процессе обучения | На познание системы отношений в разных ситуациях | Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни | -игрушки для подвижных и спортивных игр -игрушки самоделки |
15-17 лет Ранняя юность Кризис самоопределения | Учебно – профессиональная деятельность |
На познание профессий | Мировоззрение, профессиональные интересы | -игрушки для подвижных и спортивных игр -игрушки самоделки -логические игры |
В кризисные периоды для родителей терапевтически наборы серии «Умница» |
Категории игрушек
категория | Вид | |
| мальчики | девочки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|