Информационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Содержание

1. Введение стр. 2
2. Компьютеризация школьного образования стр. 3 - 4
3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях стр. 4 - 5
4. Заключение стр. 6
5. Список использованной литературы стр. 7

Работа содержит 1 файл

Информационные технологии в образовании.doc

— 52.50 Кб (Скачать)
 

План. 

1. Введение                                                                                               стр. 2 

2. Компьютеризация  школьного образования                                      стр. 3 - 4 

3. Глобальная  компьютерная сеть Интернет и  ее использование в образовательных целях                                                                           стр. 4 - 5 

4. Заключение                                                                                          стр. 6 

5. Список использованной литературы                                                стр. 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение.

Современный период развития общества характеризуется сильным  влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За последние 5 лет  число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство  исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Но, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что  компьютерные технологии в школе  не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

В настоящем реферате я попытаюсь раскрыть ценность информационных технологий в вопросах качественного  и доступного образования и изучить  способы воздействия информационных технологий на процесс обучения.

2. Компьютеризация  школьного образования

Компьютеризация школьного  образования относится к числу  крупномасштабных инноваций, пришедших  в российскую школу в последние  десятилетия. В настоящее время  принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:                                                                                                1. Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;                                                                          2. Использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;                                                3. Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;                      4. Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;                                   5. Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;                                                                                             6. Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;                 7. Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;                                               8. Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Проникновение современных  информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей  готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования является постепенным и непрерывным.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход  на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью  создания компьютерных программ. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

3. Глобальная компьютерная  сеть Интернет  и ее использование в образовательных целях.

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно  новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области  мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара.                     До начала 90-х годов в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом.                                                                                                            В последние годы компьютер стал доступным не только для взрослых, но и для большинства детей. Позитивная возможность современных Internet–технологий - использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе, управлять реактором атомной станции и т.д.                                                          Еще одна возможность, которую успешно используют современные учителя и профессора, - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Для реализации намеченных проектов от учащихся, как и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает:

1. Умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользоваться базами данных;                                                                                                             2. Владение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами;                                                                           3. Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;    4. Умение войти в сеть (электронную почту);                                              5. Умение составить и отправить по сети письмо;                                          6. Умение «перекачать» информацию из сети на жесткий диск и наоборот; и т.д.

На базе сетевых  технологий возник совершенно новый  вид учебных материалов: Internet –учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet -учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.                             Internet:-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:                                           -сокращается путь от автора учебника к ученику;                                          -появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;                                                                                                          -сокращаются расходы на изготовление учебника;                                      -решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);                                                        -появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet.

Очень ценно, что доступ к Internet–учебнику возможен с любой  машины, подключенной к сети Internet, что  позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Заключение

Современное общество называют информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники  и связи позволило собирать и  хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения расширяются за счет вовлечения опыта, знаний, а сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в большей - как создание и распространение информационных продуктов и услуг.

В современных социально-экономических  и культурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Здесь возникает важный вопрос – что понимать под качеством образования?

«Управление качеством  образовательного процесса — это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам» (цит. во автореферату диссертации В.П. Панасюка «Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса» на соискание ученой степени докт. пед. наук. — СПб., 1998. — С. 15).

Качество подготовки специалистов- совокупность свойств и характеристик, определяющих готовность специалистов к эффективной профессиональной деятельности, включающей в себя способность к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владение профессиональными умениями и навыками, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач. 
 
 
 
 
 

5. Список использованной литературы

1. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»

2. Информатизация  образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред. С.И. Маслова. — М.: Изд-во МЭИ, 2004.

3. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

4. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989.-303 с.

5. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с. 
 
 
 
 
 


Информация о работе Информационные технологии в образовании