Информационная среда как основа формирования информационной культуры учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:02, статья

Описание работы

Информационная культура современного общества требует от каждого человека владение всей полнотой знаний и умений по проблеме информатизации, особого - информационного стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию в обществе.

Работа содержит 1 файл

111.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

     ИНФОРМАЦИОННАЯ  СРЕДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

     Информационная  культура современного общества требует  от  каждого  человека владение всей полнотой знаний и умений по проблеме информатизации, особого - информационного  стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию в обществе.

     Сегодня уже является аксиомой, что создаваемый в процессе информатизации общества его информационно-технический потенциал определяется не только и даже не столько уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий. Многое зависит от уровня информационной культуры как всего социума, так и каждой отдельно взятой личности. Ключевым условием успешности и социальной эффективности информатизации является именно человеческий фактор.

     В проведенном исследовании Ю.С. Брановского  подчеркивается, что  человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений:

    • во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.;
    • во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
    • в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем;
    • в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;
  • в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог [1].

       Автор особо отмечает, что в начале XXI века информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.

       Внимания  заслуживает уточнение определения информационной культуры личности, ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития общества.

       Термин  «информационная культура» сейчас широко используется в литературе. Данное понятие многозначное, существует целый ряд его определений в различных источниках.

       Краткая формулировка этого понятия может  выглядеть таким образом: информационная культура личности - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать [3].

       Традиционно информационную культуру связывают  либо с обучением информатике  и овладением компьютерными навыками, либо с библиотечно-библиографической  грамотностью и культурой чтения. Данные понятия (библиотечно-библиографическая грамотность, культура чтения, компьютерная грамотность) являются основными составляющими информационной культуры личности.

       Хотя  в настоящее время необходимость  внедрения новых информационных технологий в учебный процесс  не вызывает сомнений, прогнозирование будущих результатов такого внедрения вызывает удивление своими восторженными, а порой и невежественными оценками. Идет смешение понятий «информация» и «знания».

       Возможность активного использования информационного  ресурса в качестве общественного продукта и обеспечение доступа к информации, без каких-либо существенных ограничений часто преподносится как усвоение самой информации. Но передача информации, вообще говоря, не тождественна знаниям, «…важно подчеркнуть, что информация как превращенная форма знания не совпадает с самим знанием. Информация существует как хранящиеся и передаваемые в обществе тексты (в обобщающем понимании этого слова), а знания существуют как личное достояние знающих…» [4]. Из этого следует, что информация – фактор общественно-социальный, а знание – личностный. Таким образом «…задача обучения состоит в том, чтобы информацию превратить « в личное достояние» обучаемых, т.е. знание!» [2].

       Обучаемый при помощи средств телекоммуникации должен самостоятельно интерпретировать полученную им информацию, и для  ее адекватного восприятия необходима информационная культура, как фактор общечеловеческой культуры. Наиболее полное воспитание и становление информационной культуры возможно в условиях информационной среды, внутри которой возможно с большей полнотой раскрыть содержание передаваемой учебной информации по другим дисциплинам. Формировать информационную среду информатики необходимо и до начала систематического обучения информатике и в процессе обучения.

       Исследователь предлагает следующую структуру  формирования информационной среды:

  1. Предмет информатика в играх и задачах, который введен в начальных классах и служит задачам общего развития обучаемых, т.к. в современной системе обучения именно идея развития становится преобладающей. Преподавание компьютерных дисциплин в начальной школе с соответствующим программным обеспечением достаточно дорогое удовольствие, кроме того, ограничено время работы с компьютером либо медицинскими соображениями, либо занятостью компьютерного класса. Информатика в играх и задачах обеспечивает обучающий и развивающий эффект.
  2. Использование компьютеров на некомпьютерных дисциплинах (обучающие программы, тесты, диагностика).
  3. При подготовке докладов и рефератов по любой из школьных дисциплин задания на компьютерное оформление работ. В процессе выполнения практических заданий учащиеся получают сведения о видах программ, о стандартном пользовательском интерфейсе, а также об устройстве компьютера.

       При такой организации очень высока мотивация учеников к изучению, например, текстового редактора, который осваивается  в несколько раз быстрее, чем  на традиционном уроке информатики.

       Ученики уже заранее имеют возможность  видеть, над чем им предстоит трудиться, что они должны знать и уметь  в перспективе.

       При таком всепроникающем «допредметном» влиянии информатики учащиеся имеют  возможность использовать компьютер  для решения своих практических задач, ориентироваться в программных средствах и понимать ограничения того или иного программного продукта до появления урока информатики в расписании.

  1. На уроках информатики в старших классах, кроме базового курса ученики получают задание на подготовку доклада или реферата по любой из школьных дисциплин, материал для которых получен с применением средств телекоммуникаций [1].

       Для того чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры.

       Информационная  среда является важным условием формирования культуры работы с информацией и  в конечном итоге способствует повышению  качества обучаемости не только по информационным дисциплинам.

       Не  передача «суммы знаний» обучаемым в процессе обучения, а обучение методам приобретения знаний – это те умения, которые формирует информационная среда. 

       Список  литературы

  1. Брановский Ю.С. Работа в информационной среде / Ю.С. Брановский, А.Н. Беляева // Высшее образование в России.– 2002. – № 1.
  2. Мозолин, В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения / В.П. Мозолин // Информатика и образование. – 2000. – № 2.
  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001.
  4. Шрейдер, Ю.А. Проблемы развития инфосферы и интеллект специалиста / Ю.А. Шрейдер // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука,1998.

Информация о работе Информационная среда как основа формирования информационной культуры учащихся