Инфекция гигиена

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:50, лекция

Описание работы

Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи инфекции у детей, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида.
Существуют три фазы перехода возбудителя из одного организма в другой:
1)выделение микробного агента из организма в окружающую среду;
2)нахождение возбудителя в окружающей среде;
3)проникновение инфекции в совершенно новый организм.

Работа содержит 1 файл

инфекции гигиена.docx

— 33.12 Кб (Скачать)

источник  инфекции   - зараженный человек (или животное), организм которого является естественной средой обитания патогенных микроорганизмов, откуда они могут тем или иным путем заражать восприимчивого человека (или животное).

Пути  передачи инфекции у  детей

Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи инфекции у детей, который сформировался  в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как  вида.

Существуют три  фазы перехода возбудителя из одного организма в другой:

1)выделение микробного  агента из организма в окружающую  среду;

2)нахождение  возбудителя в окружающей среде;

3)проникновение  инфекции в совершенно новый  организм.

Механизм передачи инфекционных агентов осуществляется через эти три фазы, но может  иметь свои особенности в зависимости  от первичной локализации возбудителя. К примеру, при нахождении возбудителя  в клетках слизистой верхних  дыхательных путей его выделение  осуществляется с выдыхаемым воздухом, в котором и находятся микробные агенты в составе аэрозолей (грипп, ОРВИ, ветряная оспа, коклюш, скарлатина). При локализации инфекции в клетках желудочно–кишечного тракта ее выделение возможно с испражнениями и рвотными массами (дизентерия, холера, сальмонеллез).

При нахождении возбудителя в кровеносном русле  механизмом его передачи будут кровососущие насекомые (чума, туляремия, энцефалит). Контактный механизм – за счет локализации  микробов на кожных покровах.

В зависимости  от первичного нахождения возбудителя  в организме человека различают  четыре пути передачи инфекции у детей:

1)воздушно–капельный;

2)фекально–оральный  (пищевой);

3)трансмиссионный;

4)контактно–бытовой.

Воздушно–капельный(пылевой, ингаляционный)– один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей. Большое количество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чиханьи, разговоре, плаче, крике. Степень мощности этого пути передачи зависит от характеристик (наиболее важен размер частиц) аэрозолей. Крупные аэрозоли рассеиваются на расстояние 2–3м и быстро оседают, мелкие же преодолевают расстояние не более 1м при выдохе, но могут длительное время оставаться во взвешенном состоянии и перемещаться на значительные расстояния благодаря электрическому заряду и броуновскому движению. Инфицирование человека возникает в результате вдыхания воздуха с содержащимися в нем капельками слизи, в которых и находится возбудитель. При таком способе передачи максимальная концентрация возбудителей будет вблизи источника инфекции (больной или бактерионоситель). По мере удаления от источника инфекции концентрация микробов значительно снижается, но иногда этого бывает достаточно для развития заболевания, особенно если ребенок ослаблен, а возбудитель обладает высокой степенью патогенности. Описаны случаи, при которых передача вирусов гриппа, кори, ветряной оспы происходила на значительные расстояния, через вентиляцию, лестничные клетки, коридоры. Воздушно–капельный путь передачи зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Большое количество микроорганизмов быстро погибает при подсыхании аэрозолей (вирусы гриппа, ветряной оспы, кори), другие же достаточно стойкие и сохраняют свою жизнедеятельность и свойства длительное время в составе пыли (до нескольких суток). Поэтому заражение ребенка может иметь место при уборке помещения, игре запыленными игрушками и т.д., такой «пылевой» механизм передачи эффективен при дифтерии, сальмонеллезе, туберкулезе, скарлатине, эшерихиозе и других заболеваниях.

Фекально–оральный(пищевой) путь передачи реализуется при передаче кишечных инфекций, вызываемых как вирусами, так и бактериями. Факторами передачи при этом являются пищевые продукты, грязные руки, зараженная вода, мухи, разные бытовые предметы. Чаще все же заражение происходит через зараженные пищевые продукты. Так, возможно развитие дизентерии, сальмонеллеза, стафилококкового энтероколита и кишечных инфекций, вызываемых условно–патогенными микроорганизмами (которые вызывают заболевания при неблагоприятных условиях),– протей, клебсиелла, синегнойная палочка. Реже фекально–оральным путем передаются полиомиелит, бруцеллез, ящур, скарлатина, дифтерия, иерсиниоз, гепатит А и др. Развитие заболеваний может быть при употреблении человеком мяса и молока больных животных, которые не были подвергнуты хорошей термической обработке (сальмонеллез, ящур, сибирская язва, туляремия), однако наиболее часто заражение людей происходит при употреблении пищевых продуктов, в которых находится возбудитель. Загрязнение продуктов наблюдается на разных этапах их обработки, приготовления и дальнейшей реализации, что чаще связано с нарушениями технологического процесса и санитарных норм: через руки работников пищевой промышленности, посуду, оборудование, при контакте с содержимым желудочно–кишечного тракта забитых животных – носителей инфекции, через грызунов и т.д.

Дети заражаются через молоко и молочные продукты (сливки, мороженое, сметана, творог, крем). Молочные вспышки заболеваемости характерны для детских коллективов, отличаются массивностью, быстрым нарастанием  заболеваемости. Важную роль как фактор передачи многих инфекций играет вода: брюшной тиф, лептоспироз, гепатит  А, холера и т.д. В воду инфекция попадает выделениями больных людей и животных, со сточными водами, при смывании нечистот с поверхности земли дождем и т.д. Большинство возбудителей сохраняет не только свои свойства в водной среде, но и способность размножаться. С точки зрения эпидемиологии (наука о распространении инфекционных заболеваний), большую опасность представляют закрытые водоемы. Для водных эпидемий характерен быстрый рост заболеваемости среди населения, использующего воду из одного водоема.

Контактно–бытовоймеханизм передачи осуществляется либо при непосредственном контакте (прямой), либо через зараженные предметы окружающей обстановки (непрямой контакт). В результате прямого контакта передаются возбудители дифтерии, туберкулеза, скарлатины, герпеса, чесотки, гельминты, бруцеллеза. При непрямом контакте через зараженные предметы, белье, игрушки, посуду осуществляется развитие шигеллеза, гельминтоза, брюшного тифа, в редких случаях – дифтерии, туберкулеза, скарлатины. Наиболее часто дети заражаются через загрязненные руки. При этом больной или бактерионоситель может загрязнять предметы обихода – посуду, игрушки, дверные ручки, перила и т.д. Здоровый ребенок, используя зараженные предметы, легко загрязняет свои руки и заносит инфекцию в рот.

Как фактор передачи почва имеет самостоятельное  значение при передаче анаэробных раневых  инфекций (столбняк, газовая гангрена). Возбудители этих заболеваний попадают в землю с выделениями больных животных и людей, где образуют споры, сохраняя свою жизнедеятельность в течение нескольких лет.

Почва России на 100% заражена столбняком. Развитие болезни  происходит при попадании спор на раневую поверхность (газовая гангрена, столбняк) или в продукты питания (ботулизм). Важное значение в передаче инфекционных болезней почва имеет  еще и потому, что является местом жизнедеятельности мух, грызунов и  созревания яиц гельминтов.

Трансмиссивныйпуть передачи осуществляется при участии живого переносчика, зараженного возбудителем инфекционной болезни.

Среди живых  выделяют специфических и неспецифических  переносчиков. Специфические – это  кровососущие насекомые (вши, блохи, комары, клещи, москиты и др.). Они передают строго определенные инфекции. Возбудители  в организме осуществляют свой жизненный  цикл, размножаются. Заражение человека происходит при укусе или втирании содержимого раздавленного насекомого в поврежденную кожу. Так, вши осуществляют передачу сыпного тифа, блохи –  чумы, комары – малярии, клещи –  энцефалитов, возвратного тифа.

Механические (неспецифические) переносчики передают инфекцию в  том же виде, в каком и получили ее. Например, у мух на лапках и  теле присутствуют возбудители кишечных инфекций, вирус гепатита А, палочки  брюшного тифа. Роль механического  пути передачи в распространении  заболеваний относительно невелика.

Внутриутробный (трансмиссионный) путь – такой, при  котором происходит передача возбудителей от матери плоду через плаценту. Инфекция у беременной может протекать  либо в явной форме, либо по типу здорового бактерионосительства. Наиболее актуальна передача вирусных инфекций через плаценту. Возможен переход  от матери к плоду: вирусов краснухи, кори, цитомегаловирусов, ветряной оспы, вируса гепатита В, эпидемического паротита, энтеровиорусов. Также могут передаваться и бактериальные инфекции: эшерихиоз, лептоспироз, стрептококковые и  стафилококковые инфекции, протозойные  заболевания: токсоплазмоз, малярия, лейшманиоз. От сроков заражения беременной женщины  зависит исход плода (если женщина  заболела в первые три месяца беременности, то чаще плод умирает или рождается  с пороками развития (эмбрионопатия)). Если заражение происходит после  трех месяцев, то также возможны смерть плода или рождение с признаками врожденной инфекции. Внутриутробная инфекция имеет важное значение в  связи с тяжелым течением, частыми  смертельными исходами и риском распространения  возбудителей в родильном доме или отделении для недоношенных.

2. Характерные признаки инфекционных заболеваний и динамика развития инфекционного процесса

Характерными  признаками инфекционных заболеваний  являются:

  1. контагиозность – заразительность
  2. эпидемичность – тенденция к распространению
  3. специфичность локализации возбудителя в определённых органах и тканях
  4. передача посредством специфического механизма
  5. неповторяемость болезни – устойчивость к повторному заболеванию или реинфекции

Инфекционные  заболевания протекают циклически:

Формы инфекционного процесса:

По локализации  различают региональные (очаговые) и генерализованные инфекции, возникающие в результате проникновения возбудителей из локализованного очага в лимфу или кровоток. При этом различают: а) бактериемию – микроорганизмы периодически поступают в кровь из определённых органов; б) вирусемию – циркуляция вирусов в крови; в) септицемию (сепсис) – сопровождается размножением микроорганизмов в кровотоке; г) септикопиемию – септицемия, сопровождающаяся гнойным воспалением в органах и тканях; д) токсинемию – интоксикация, связанная с поступлением в кровь экзо – и эндотоксинов.

Особый вид  инфекции – персистенция – это длительное нахождение микроорганизмов в организме человека без клинических проявлений и без выделения микроорганизмов во внешнюю среду. Своеобразная форма инфекции – микробоносительство – носительство возбудителя инфекционных заболеваний без клинических проявлений, но с выделением возбудителя в окружающую среду. Кроме того, различают:

моноинфекция – вызывается одним возбудителем.

смешанная – вызывается несколькими возбудителями

вторичная – к первоначальной, основной инфекции присоединяется другая вызываемая новым возбудителем (грипп + бактериальная пневмония)

реинфекция – это повторное развитие ранее перенесённого заболевания в результате нового заражения тем же возбудителем (гонорея, дизентерия)

суперинфекция – возобновление заболевания при заражении тем же возбудителем до выздоровления (сифилис)

рецидив – проявление болезни, возникающее после выздоровления за счет оставшихся в организме возбудителей без повторного заражения (брюшной тиф, сыпные тифы)

По характеру  возникновения выделяют:

экзогенные  инфекции – инфекции, возникающие за счет поступления микроорганизмов в макроорганизм  из внешней среды (от больного, носителя, реконвалесцента)

эндогенные  инфекции – инфекции, возникающие за счет условно-патогенных микроорганизмов, находящихся в собственном организме и вызывающих заболевания при ослаблении защитных сил организма человека

По  источнику (резервуару) все инфекционные заболевания делят  на:

  1. антропонозные – заболевания, возбудители которых паразитируют в организме человека (корь, холера)
  2. зооантропонозные – заболевания, возбудители которых циркулируют среди животных, но поражают так же людей (бруцеллез, чума, туляремия)
  3. сапронозные (гнилой) – заболевания, вызываемые свободноживущими в окружающей среде или на теле человека и животных сапрофитами (эшерихии, пеницилловые и аспергилловые грибы)

По тяжести  проявления различают тяжелые, средние, легкие заболевания, по течению –  острые, внезапно начинающиеся и сравнительно быстро разрешающиеся, хронические, приобретающие  затяжное течение (месяцы, годы) и  рецидивирующие (возвращающиеся) – характеризующиеся приступообразным, повторным развитием инфекционного процесса после его затихания.

Формы проявления инфекции:

  1. типичные – клиническая картина характерна для данного заболевания
  2. атипичные (стертые, амбулаторные) – ряд признаков заболеваний выражен слабо или отсутствует (диагноз поставить трудно)
  3. бессимптомные (скрытые) формы – отсутствует внешние проявления признаков заболевания, но в органах и тканях есть патологические изменения.
  4. латентные (дремлющие) формы – микроорганизм длительно находится в организме больного не проявляя себя, но при снижении защитных сил заболевание может переходить в типичное теч

3. Профилактика инфекционных  заболеваний у  детей.

. В первую  очередь обращайте внимание на  такие факторы: 

- гигиена. Тщательно  следите за гигиеной ребенка,  как можно чаще надо мыть  с мылом руки, особенно после  чихания и кашля. 

- режим дня,  здоровый сон, хорошее питание.  Голодный, не выспавшийся ребенок,  наиболее уязвим для инфекций.

Информация о работе Инфекция гигиена