Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.
На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся?

Работа содержит 1 файл

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.docx

— 14.56 Кб (Скачать)

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.  

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Кот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.  

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?  

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.  

На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

Весьма важно  знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также  предрасположенность к более  успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные  нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались  их интеллектуальные способности; слабейшим  ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.  

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной  сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее  существенным является знание типологии  характера каждого ученика, которое  поможет учитывать ее при организации  коллективной деятельности, распределении  общественных поручений и преодолении  отрицательных черт и качеств.  

Сложным, но очень  важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения  и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и  изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и  воспитания, их внешкольные увлечения  и контакты, которые оказывают  значительное влияние на их воспитание и развитие.  

Наконец, значительное место занимает знание учителями  таких важных вопросов, которые связаны  с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.  

В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание' особенностей развития каждого школьника  создает условия для успешного  учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.


Информация о работе Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания