Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
Изучить краткую историю возникновения игрушки.
Определить виды и назначение игрушек.
Изучить особенности отбора игрушек мальчиков и девочек в детском учреждении.

Содержание

Введение 1-2 с.

Раздел I. Краткая история возникновения игрушки 3-6 с.

Раздел II Виды и назначения игрушек для детей
от рождения до 4-х лет 6-26 с.

Раздел III Особенности отбора игрушек для мальчиков
и девочек в дошкольном учреждении 27-30 с.

Выводы 31-32 с.

Литература 33-34 с.

Работа содержит 1 файл

игрушка как средство воспитания.docx

— 57.06 Кб (Скачать)

    Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Павлова Л. утверждает, что уже в 2,5 – 3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5 – 3 лет значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки  интерес к кукле проявляют  в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда  и т.п.), то у мальчиков игра с  куклой разворачивается в связи  со строительными ситуациями, транспортными  «услугами». Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах  кукол и их имущество.

    Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка убирает в кукольном  уголке, лечит больного мишку, уговаривает  дочку быть умницей.

    При выборе игрушек сказывается половая  принадлежность детей. Мальчик чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а девочка – куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек  хорошо демонстрирует, как идет половая  идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть в чем дело. Если он подражает  любимой старшей сестре, то следует  заинтересовать его игрушками для  мальчиков. Так же следует поступить  и с девочкой, которая любя старшего брата, освоила лук и стрелы и  научилась кидать кумушки получше  иного мальчишки.

    Однако  по последним результатам исследования, проведенного американским психологом Майклом Бейли, доказано, что сексуальная  ориентация мужчины в значительной степени обусловлена генетически, или, к примеру, является результатом  воспитания, и потому может проявляться  уже в очень раннем возрасте.

    Какое же заключение напрашивается из анализа  научной информации? В раннем детстве  необходимо делать вывод об игре малышей  по «мальчишечьему» или «девичьему»  типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает  в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная окружающая среда, впечатления  малыша и характер общения со взрослыми - родителями в семье, воспитателями  в детском саду.

    Примерно 25 % детей (и мальчиков, и девочек) демонстрируют яркую игровую  фабулу. Важно отметить, что для  дошкольника игра – ведущий вид  деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенности  и эмоциональность, насыщенность и  информативность жизни.

    Существует  мнение, что технические игрушки  интересны лишь мальчишкам. Наша задача – дать знания о технике как  мальчикам, так и девочкам. Многое здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который она может  вызвать своим действием, неожиданным  результатом. Скажем, стиральная машина, швейная машина, ткацкий и вязальный  станок, пылесос и другая бытовая  техника интересны и мальчикам.

    Говоря  о моторных играх, не следует разделять  на «девчачьи» и «мальчишечьи». И  мальчики и девочки должны научиться  попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т. д., набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при  езде на велосипеде, самокате. В играх  со спортивными элементами движения детей приобретают точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество.

    Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых.

    В разных играх используют кукол различного размера. Например, для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие  куклы, которые устойчиво стоят  и которых можно передвигать  с места на место.

    Таким образом, среди разнообразных типов  игрушки кукла занимает и будет  занимать особое место как динамический живой образ человека.

    Ученые, проводившие исследовательскую  работу с двухлетними детьми, отличили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка  в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш  кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку  полутора-двух лет нужны куклы  с образом сверстника – девочки, мальчика. Величина куклы может быть в переделах 40 см. Желательно подобрать куклу из мягких материалов. Нужны куклы шарнированые, т. е. с вращающимися ручками и ножками. Двухлетнему ребенку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т.п./ 19., 87 c./

    Так в жизнь ребенка приходит ролевая  игра. Малыш демонстрирует развернутость  ситуации, игра более насыщена и  приближенна к жизни. В игре преобладают  бытовые мотивы. И это самое  главное – ребенок отражает в  игре действия близких людей. Это  значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму.

    выводы

    На  основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка  является важным фактором в психическом  развитии ребенка. Мы установили, что  игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать  эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к  коллективным усилиям.

    Самые разнообразные задатки ребенка  ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в  распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

    Несомненно  все игрушки должны удовлетворять  требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски  игрушек. Потому что ребенок в  ранние годы склонен все брать  в рот. Краски не должны никоим образом  линять и пачкать рук. Следует  во всяком случае избегать зеленых  красок, в состав которых часто  входят ядовитые вещества.

    Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может  располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается  объем его внимания, способность  к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек  может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.

    Характер  игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в  зависимости от состояния ребенка  и предшествовавшего времяпрепровождения.

    В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия  детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно  указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его  назначение.

    Л. Г. Оршанский, отдавший так много  любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в  игры, свои интересы, искусственную  поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки  и игры. Можно сделать вывод, что  и по отношению к игрушкам, как  и по отношению к играм, ребенку  должен быть предоставлен максимум свободы  при постоянном, по возможности для  него неощущаемости контроля.

    Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

    Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное  исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных  тестов на может дать нам верного  представления о ребенке, о его  личности в целом и об отдельных  чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

    Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что  игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному  развитию ребенка.

    Я считаю, что ребенок всегда будет  играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы  поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти  в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. 

 

    

    Литература

  1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под  ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
  2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 8-15 с.
  3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. – 82 –85 с.
  4. Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.
  5. Використання іграшки у вихованні дітей раннього віку / під ред. Бартнічук Е. П., Мін Освіти УРСР, 1973. – 48 с.
  6. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 1979. – 27-36 с.
  7. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. – 20-24 с.
  8. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. – М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157 с.
  9. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50-69 с.
  10. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М.: Просвещение, 1987. – 6-13 с.
  11. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.:  Просвещение, 1980. – 64 с.
  12. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с.
  13. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. – 18-23 с.
  14. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. – 15-18 с.
  15. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25- с.
  16. Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. – 15-24.
  17. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.
  18. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, № 6. – 90-99 с.
  19. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. – 86-89 с.
  20. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81-85 с.
  21. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с.

Информация о работе Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет