Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:58, реферат
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие». Изучить краткую историю возникновения игрушки. Определить виды и назначение игрушек. Изучить особенности отбора игрушек мальчиков и девочек в детском учреждении.
Введение 1-2 с.
Раздел I. Краткая история возникновения игрушки 3-6 с.
Раздел II Виды и назначения игрушек для детей
от рождения до 4-х лет 6-26 с.
Раздел III Особенности отбора игрушек для мальчиков
и девочек в дошкольном учреждении 27-30 с.
Выводы 31-32 с.
Литература 33-34 с.
Примерно 25 % детей (и
мальчиков, и девочек) демонстрируют
яркую игровую фабулу. Важно отметить,
что для дошкольника игра –
ведущий вид деятельности, развитость
которого отражает его внутренний мир,
обогащенности и
Существует мнение,
что технические игрушки
Говоря о моторных
играх, не следует разделять на «девчачьи»
и «мальчишечьи». И мальчики и
девочки должны научиться попадать
в цель мячом, играть в кегли, городки
и т. д., набрасывать кольца на стержень,
играть в бадминтон, лазать, прыгать,
удерживать равновесие при езде на
велосипеде, самокате. В играх со
спортивными элементами движения детей
приобретают точность, силу, ловкость,
легкость, грацию, изящество.
Девочки любят играть
в «мамы и дочки», подражать
домашнему труду взрослых.
В разных играх используют
кукол различного размера. Например,
для игр с настольным строительным
материалом нужны небольшие куклы,
которые устойчиво стоят и
которых можно передвигать с
места на место.
Таким образом, среди
разнообразных типов игрушки
кукла занимает и будет занимать
особое место как динамический живой
образ человека.
Ученые, проводившие
исследовательскую работу с двухлетними
детьми, отличили следующую закономерность:
чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее
должна быть кукла. Известно, что после
полутора лет кукла выступает
для ребенка в функции
Так в жизнь ребенка приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует развернутость ситуации, игра более насыщена и приближенна к жизни. В игре преобладают бытовые мотивы. И это самое главное – ребенок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму.
выводы
На основе психолого-педагогических
исследований мы пришли к выводу, что
игрушка является важным фактором в
психическом развитии ребенка. Мы установили,
что игрушки должны быть свободными
от всех свойств, которые каким-нибудь
образом могут нанести вред здоровью.
Они должны удовлетворять и развивать
эстетический вкус, зачатки которого
так рано проявляются у ребенка.
И потому, они должны возбуждать
и поощрять стремление ребенка к
коллективным усилиям.
Самые разнообразные
задатки ребенка ищут своего проявления
и упражнения и находят их в
играх, если в распоряжение ребенка
дан материал, который может служить
в одно время и стимулом, возбуждающим
ту или иную деятельность, и орудием,
при помощи которого эта деятельность
осуществляется и совершенствуется.
Несомненно все
игрушки должны удовлетворять требованиям
гигиены. Особое внимание должно быть
обращено на качество окраски игрушек.
Потому что ребенок в ранние годы
склонен все брать в рот. Краски
не должны никоим образом линять и
пачкать рук. Следует во всяком случае
избегать зеленых красок, в состав
которых часто входят ядовитые вещества.
Игрушки требуют, как
на этом настаивал Локк, известной
дозировки, как в качественном, так
и в количественном отношении. До
года следует одновременно давать ребенку
не более одной игрушки, от года до
2 лет ребенок может располагать
одновременно 2 игрушками, затем, по мере
того как увеличивается объем
его внимания, способность к сосредоточению
и определяются индивидуальные влечения,
число игрушек может быть увеличено.
Однако и в 4 года не следует помещать
в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.
Характер игрушек
должен меняться не только в зависимости
от возраста, он должен меняться и в
течение дня в зависимости
от состояния ребенка и
В процессе изучения
педагогической литературы по данному
вопросу было установлено, что ни
педагог ни родители не должны педантически
регламентировать занятия детей
с игрушками, не должны навязывать ему
своих интересов и постоянно
указывать, как следует обращаться
с каждым предметом и какого его
назначение.
Л. Г. Оршанский, отдавший
так много любви и энергии
изучению игрушки, вполне справедливо
протестует против деспотичного стремления
взрослых внести в фабрикацию игрушки,
как и в игры, свои интересы, искусственную
поучительность, оправдывающую их узко
утилитарный взгляд на роль игрушки
и игры. Можно сделать вывод, что
и по отношению к игрушкам, как
и по отношению к играм, ребенку должен
быть предоставлен максимум свободы при
постоянном, по возможности для него неощущаемости
контроля.
Игрушки, как и
игры, служат не только средствами воспитания
и самовоспитания, усвоения новых
форм поведения, но и своего рода проявителями
детской индивидуальности.
Таким образом, совершенно
очевидным представляется, что никакое,
даже самое подробное исследование
ребенка при помощи «точных» методов
и самых удачных тестов на может
дать нам верного представления
о ребенке, о его личности в
целом и об отдельных чертах, если
исследователь не наблюдал ребенка
в его естественной стихии – в
игре и среди игрушек.
Игрушка является регулятором
психического и физиологического развития
ребенка. В нашей работе мы установили,
что игрушка пережила много веков.
Ведь еще в древности человек
заметил, что игрушка способствует
успешному развитию ребенка.
Я считаю, что ребенок
всегда будет играть с игрушками.
Благодаря им ребенок усваивает
социальные нормы поведения, развивает
себя как личность. Ведь в будущем
он должен войти в наше общество
психически и физиологически здоровым
человеком.
Литература
Аркин Е. А. Ребенок
в дошкольные годы / под ред. Запорожца
А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение,
1967. – 221-235 с.
Аркин Е. А. Из истории
игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №
3. – 8-15 с.
Батурина Е. Игрушки
в семье // Дошкольное воспитание, 1974,
№ 9. – 82 –85 с.
Бениаминова М. В. Воспитание
детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.
Використання іграшки
у вихованні дітей раннього віку
/ під ред. Бартнічук Е. П., Мін Освіти
УРСР, 1973. – 48 с.
Воспитание детей
в игре / под ред. Менджерицкой Д.
В. – М.: Просвещение, 1979. – 27-36 с.
Горностаева Л. Игрушки
в детском саду // Дошкольное воспитание,
1973, № 2. – 20-24 с.
Дошкольная педагогика
/ под ред. Логиновой В. И., Саморуковой
П. Г. – М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157
с.
Зворыгина Е. В. Первые
сюжетные игры малышей: Пособие для
воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,
1988. – 50-69 с.
Игрушки и пособия
для детского сада / под ред. Изгаршевой
В. М. – М.: Просвещение, 1987. – 6-13 с.
Игрушка в жизни
ребенка / под ред. Коссаковской Е. А.
– М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
Линькова Н. П. Игры,
игрушки и воспитание способностей.
– М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с.
Локуциевская Г. Техническая
игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №
5. – 18-23 с.
Локшин А. Игрушки
древнего мира // Дошкольное воспитание,
1976, № 3. – 15-18 с.
Менджерицкая Д. В.
Воспитателю о детской игре: Пособие
для воспитателя детского сада /
под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение,
1982. – 18-25- с.
Менджерицкая Д. В.
Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное
воспитание, 1969, № 3. – 15-24.
Мухина В. С. Игрушка
как средство психического развития
ребенка // Вопросы психологии, 1988, №
2. – 123-128 с.
Новоселова С., Локуциевская
Г., Кожухова Н. Для самых маленьких
// Дошкольное воспитание, 1978, № 6. – 90-99
с.
Павлова Л. Какие
игрушки предпочитают малыши // Дошкольное
воспитание, 1997, № 12. – 86-89 с.
Урунтаева Г. А. Роль
игрушки в психическом развитии
ребенка. Дошкольная психология: Учебное
пособие для учащихся средних
педагогических учебных заведений.
– 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81-85 с.
Эльконин Д. Б. Психология
игры. – М., 1978. – 304 с.
1 См.: Крупская Н.
К. Об игрушках для дошколят.
– Пед. соч., т. 6.
2 См. Аркин Е. А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.
Информация о работе Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет