Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие». Изучить краткую историю возникновения игрушки. Определить виды и назначение игрушек. Изучить особенности отбора игрушек мальчиков и девочек в детском учреждении.

Содержание

Введение 1-2 с.
Раздел I. Краткая история возникновения игрушки 3-6 с.
Раздел II Виды и назначения игрушек для детей
от рождения до 4-х лет 6-26 с.
Раздел III Особенности отбора игрушек для мальчиков
и девочек в дошкольном учреждении 27-30 с.
Выводы 31-32 с.
Литература 33-34 с.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

Примерно 25 % детей (и  мальчиков, и девочек) демонстрируют  яркую игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра –  ведущий вид деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенности и эмоциональность, насыщенность и информативность  жизни. 

Существует мнение, что технические игрушки интересны  лишь мальчишкам. Наша задача – дать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Многое здесь зависит  и от темы игрушки, того интереса, который  она может вызвать своим действием, неожиданным результатом. Скажем, стиральная машина, швейная машина, ткацкий  и вязальный станок, пылесос и  другая бытовая техника интересны  и мальчикам. 

Говоря о моторных играх, не следует разделять на «девчачьи» и «мальчишечьи». И мальчики и  девочки должны научиться попадать в цель мячом, играть в кегли, городки  и т. д., набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на велосипеде, самокате. В играх со спортивными элементами движения детей  приобретают точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество. 

Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать  домашнему труду взрослых. 

В разных играх используют кукол различного размера. Например, для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво стоят и  которых можно передвигать с  места на место. 

Таким образом, среди  разнообразных типов игрушки  кукла занимает и будет занимать особое место как динамический живой  образ человека. 

Ученые, проводившие  исследовательскую работу с двухлетними  детьми, отличили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Известно, что после  полутора лет кукла выступает  для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе  взрослого малыш кормит, катает и  баюкает куклу. Ребенку полутора-двух лет нужны куклы с образом  сверстника – девочки, мальчика. Величина куклы может быть в переделах 40 см. Желательно подобрать куклу  из мягких материалов. Нужны куклы  шарнированые, т. е. с вращающимися ручками  и ножками. Двухлетнему ребенку  нравятся озвученные куклы. Кукла с  закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни  ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т.п./ 19., 87 c./ 

Так в жизнь ребенка  приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует  развернутость ситуации, игра более  насыщена и приближенна к жизни. В игре преобладают бытовые мотивы. И это самое главное – ребенок  отражает в игре действия близких  людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму.

выводы 

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что  игрушка является важным фактором в  психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать  эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к  коллективным усилиям. 

Самые разнообразные  задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в  играх, если в распоряжение ребенка  дан материал, который может служить  в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется. 

Несомненно все  игрушки должны удовлетворять требованиям  гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и  пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества. 

Игрушки требуют, как  на этом настаивал Локк, известной  дозировки, как в качественном, так  и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку  не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать  одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем  его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек. 

Характер игрушек  должен меняться не только в зависимости  от возраста, он должен меняться и в  течение дня в зависимости  от состояния ребенка и предшествовавшего  времяпрепровождения. 

В процессе изучения педагогической литературы по данному  вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей  с игрушками, не должны навязывать ему  своих интересов и постоянно  указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его  назначение. 

Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии  изучению игрушки, вполне справедливо  протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную  поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки  и игры. Можно сделать вывод, что  и по отношению к игрушкам, как  и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля. 

Игрушки, как и  игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых  форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности. 

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов  и самых удачных тестов на может  дать нам верного представления  о ребенке, о его личности в  целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка  в его естественной стихии – в  игре и среди игрушек. 

Игрушка является регулятором  психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек  заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. 

Я считаю, что ребенок  всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает  социальные нормы поведения, развивает  себя как личность. Ведь в будущем  он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. 

Литература 

Аркин Е. А. Ребенок  в дошкольные годы / под ред. Запорожца  А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с. 

Аркин Е. А. Из истории  игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 8-15 с. 

Батурина Е. Игрушки  в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. – 82 –85 с. 

Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с. 

Використання іграшки  у вихованні дітей раннього віку / під ред. Бартнічук Е. П., Мін Освіти УРСР, 1973. – 48 с. 

Воспитание детей  в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 1979. – 27-36 с. 

Горностаева Л. Игрушки  в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. – 20-24 с. 

Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой  П. Г. – М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157 с. 

Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для  воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50-69 с. 

Игрушки и пособия  для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М.: Просвещение, 1987. – 6-13 с. 

Игрушка в жизни  ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с. 

Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с. 

Локуциевская Г. Техническая  игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. – 18-23 с. 

Локшин А. Игрушки  древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. – 15-18 с. 

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие  для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25- с. 

Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. – 15-24. 

Мухина В. С. Игрушка  как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с. 

Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, № 6. – 90-99 с. 

Павлова Л. Какие  игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. – 86-89 с. 

Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное  пособие для учащихся средних  педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81-85 с. 

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с. 
 

1 См.: Крупская Н.  К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6. 

2 См. Аркин Е. А.  Из истории игрушки. // Дошкольное  воспитание, 1995, № 3.

Информация о работе Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет