Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:38, реферат
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) является весьма распространенным нарушением детского возраста и представляет собой сложную и весьма актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, она проявляется в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка и реализуется в школьной и социальной адаптации формирующейся личности.
Условия игры. Детям дается инструкция: “Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех).
Примечание.
Игру можно усложнить, дав задание детям
сосчитать звуки вне комнаты, в другом
классе, на улице.
Золушка
Цель: развитие распределения внимания.
Условия
игры. В игре участвует 2 человека.
На столе стоит ведерко с фасолью (белой,
коричневой и цветной). Нужно по команде
разобрать и разложить фасоль на 3 кучки
по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился
с задачей.
Фасоль или горох?
Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.
Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.
Примечание. В
дальнейшем игру можно усложнить, завязав
игрокам глаза.
Самый внимательный
Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
Условия
игры. Участники игры встают перед
ведущим в разных позах (можно по тематике:
“Животные в зоопарке”, “Дети на прогулке”,
“Профессии” и т.д.). Ведущий должен запомнить
порядок и позы игроков. Затем ведущий
отворачивается. В это время игроки меняются
местами и изменяют позы. Ведущий должен
сказать, кто как стоял.
Снежный ком
Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.
Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.
Примечание. Аналогичны
образом можно придумывать “Детектив”,
по одному слову складывая сюжет. Например:
“Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”, “удар”
и т.д. можно разрешить детям подсказывать
друг другу, но только используя жесты.
Скучно так сидеть
Цель: развитие внимания.
Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает.
Все повторяется до
тех пор, пока победитель не займет
последний оставшийся стул.
Не пропусти мяч
Цель: развитие внимания
Условия
игры. Участники игры становятся в
круг и кладут руки друг другу на плечи.
Водящий стоит в середине круга, у его
ног мяч. Задача водящего – ногой выбить
мяч из круга. Задача игроков – не выпустить
мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит
над руками или головой игроков, удар не
засчитывается. А вот когда мяч пролетит
между ног, водящий выигрывает, становится
игроком, а на его место встает тот, кто
пропустил мяч.
Сиамские близнецы
Цель: контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Условия игры. Детям дается инструкция: “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.”
Примечания.
Чтобы “третья” нога действовала дружно,
ее можно скрепить либо веревочкой, либо
резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись”
не только ногами, но спинами, головами
и т.д.
Мишки и шишки
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.
Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.
“Говори” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: контроль импульсивности.
Условия
игры. Детям дается инструкция: “Ребята,
я буду задавать вам простые и сложные
вопросы. Но отвечать на них можно будет
только тогда, когда я дам команду – “Говори”!
Давайте потренируемся: “Какое сейчас
время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”.
“Какого цвета у нас в классе потолок?”.
“Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”.
“Говори!”. “Какой сегодня день недели?”.
“Говори!”. И.т.д
Толкни – поймай
Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.
Условия
игры. Дети делятся по парам, у каждой
пары мяч. Один сидит, другой стоит на расстоянии
2-3 метра. Сидящий отталкивает мяч партнеру,
быстро встает и ловит брошенный ему мяч.
После нескольких повторений игроки меняются
местами.
Передай мяч
Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена.
Варианты передачи мяча:
Примечание. Все
это может проделываться под энергичную
музыку.
Аисты – лягушки
Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Примечание. Можно
придумать другие позы, можно использовать
гораздо большее количество поз – так
игра усложняется. Пусть дети сами придумывают
новые позы.
Испорченный телефон
Цель: развитие слухового внимания.
Условия
игры. В игре участвует не менее трех
игроков. Словесное сообщение, состоящее
от одного до нескольких слов передается
игроками друг другу по кругу (шепотом,
на ушко) пока не вернется к первому игроку.
Повторять соседу передаваемое слово
или предложение, если он его не расслышал,
нельзя. Затем сверяется полученное сообщение
с исходным и находится игрок, который
исказил его.
Поиграем с предметами
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.
Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.
Примечание. Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.