Игра в развитии познавательных процессов ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определить какую роль играет игра в развитии познавательных процессов ребенка.

Объект исследования: группа детей дошкольного возраста (дети 5-ти, 6-ти лет).

Предмет исследования: игра детей.

Гипотеза исследования: данное исследование проводиться с целью определения роли игры в развитии познавательных процессов и повышения уровня развития познавательных процессов у исследуемых детей с помощью игры.

Задачи работы:

- определить сущность понятия «игра»;

- выделить особенности развития игры в раннем детстве;

- выявить роль игры в развитии мышления;

- выявить роль игры в развитии восприятия;

- выявить роль игры в развитии словесно - логической памяти;

- выявить роль игры в развитии двигательной памяти;

- провести исследование;

- определить уровень развития познавательных процессов у детей с помощью игры;

- сделать определенные выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ Е АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ 6

1.1 Возрастные особенности игровой деятельности 6

1.1.1 Определение игры 6

1.1.2 Развитие игры в младенчестве и раннем детстве 7

1.2 Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте 11

1.2.1 Роль игры в развитии мышления 11

1.2.2 Роль игры в развитии воображения 13

1.2.3 Роль игры в развитии словесно - логической памяти 15

1.2.4 Роль игры в развитии двигательной памяти 16

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ 19

2.1 Изучение исследования уровней развития познавательных процессов у детей………………………………………………………………………………19

2.2 Формирующий эксперимент 20

ВЫВОДЫ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Рефлексия дошкольника1.rtf

— 282.50 Кб (Скачать)

     Двигательная память представляет собой достаточно сложное и неоднородное явление. В ее структуре можно выделить запоминание, сохранение и воспроизведение следующих параметров движения:

     - направления (в какую сторону, в какой точке оно совершается);

     - расстояния (на какую длину оно совершается);

     - угла поворота сустава (как и насколько смещаются относительно друг друга элементы сочленения).

     Другими параметрами движения, фиксируемыми двигательной памятью, выступают скорость, ускорение и величина усилия.

     Основными показателями двигательной памяти, применяемыми для характеристики любого из перечисленных параметров движения, выступают ее точность (воспроизведение заданного параметра без отклонений), объем (количество движений, заданных параметрами, которые человек способен воспроизвести), устойчивость (ухудшается или нет их сохранение под влиянием интерференции со стороны других, «сбивающихся» движений в промежутке между запоминанием и воспроизведением) и прочность (как долго движение или движения помнятся) [11, с.21].

     Предлагаемые упражнения просты в исполнении, для их проведения нужно иметь под рукой только лист бумаги и цветные карандаши (в приложении эти игры приведены). Первые занятия проводятся обязательно психологом, воспитателем или учителем, затем по мере усвоения основных требований заданий и нюансов их выполнения учащиеся могут действовать и самостоятельно [13, с.43]. Все занятия лучше проводить с группой из двух--четырех учащихся, чем достигается соревновательный эффект и неформальная, дружелюбная атмосфера. При выполнении заданий у ребят должны быть закрыты глаза, а на этапе проверки заданий для получения обратной связи о результатах глаза открывают.

 

      2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

     2.1 Изучение исследования уровней развития познавательных процессов у детей

     При написании данной работы был проведен эксперимент (констатирующий) с группой детей дошкольного возраста. В данном эксперименте использовался комплекс игр с детьми дошкольного возраста (дети 5-ти, 6-ти лет) для того, чтобы определить какую роль играет игра для развития познавательных процессов. С помощью проведенного эксперимента (констатирующего) можно выделить такие уровни развития познавательных процессов у детей:

     - высокий уровень, к нему можно отнести ту группу детей, у которых высокий уровень сформированности мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного. У этих детей хорошо развито воображение, память (словесно-логическая, двигательная), они могут запоминать, сохранять и воспроизводить параметры движения (направления, расстояния). Дети могут проявлять творчество в своей работе.

     - средний уровень, к нему можно отнести ту группу детей, у которых средний уровень сформированности мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного. У этих детей развита память и воображение, но некоторые ситуации они могут представить себе только с помощью подсказки. Эти дети могут запоминать, сохранять и с помощью взрослых воспроизводить параметры движения (направления, расстояния).

     - низкий уровень, к нему можно отнести ту группу детей, у которых низкий уровень сформированности мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного. У этих детей плохо развита память и воображение. Эти дети не могут самостоятельно запоминать, сохранять и воспроизводить параметры движения (направления, расстояния). В их самостоятельной работе нет проявлений творчества.

     В данном эксперименте использовались такие методы: наблюдение, беседа, использовался комплекс игр для развития познавательных процессов. В группе дошкольников из 20 человек, за которыми и происходило наблюдение было выявлено, что: у 4-х дошкольников высокий уровень развития познавательных процессов, у 10-ти дошкольников средний уровень развития познавательных процессов и у 6-ти дошкольников низкий уровень развития познавательных процессов.

     2.2 Формирующий эксперимент

 

     При проведении формирующего эксперимента использовались комплексы игр направленные на развитие познавательных процессов у детей. Комплексы игр представлены в приложении.

     После констатирующего эксперимента было выяснено, что в группе есть дети, которых можно отнести к низкому уровню развития познавательных процессов, поэтому формирующий эксперимент и был направлен на то, чтобы помочь детям преодолеть те трудности, которые у них возникают при развитии познавательных процессов. В этой группе один раз в неделю в течение 2 месяцев проводились занятия, на которых использовались разные игры, направленные на формирование познавательных процессов. Эксперимент длился два месяца, в результате получили такие данные: 6 детей можно отнести к высокому уровню развития познавательных процессов, 11 детей - к среднему уровню развития познавательных процессов и 3-х детей - к низкому уровню развития познавательных процессов. Как видим из полученных результатов, можно сделать вывод, что игра играет очень важное значение в развитии познавательных процессов. Эти результаты можно представить в следующей таблице (табл. 2.1.).

     Таблица 2.1. Результаты исследования

     
Уровни Констатирующий эксперимент Контрольный рост
І (высокий) 20 % 30 %
ІІ (средний) 50 % 55 %
ІІІ (низкий) 30 % 15 %

 

      ВЫВОДЫ

 

     Итак, можно сделать такие выводы:

  • Игра -- своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра -- средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду.
  • В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы.
  • В сюжетно-ролевой игре ребенок осуществляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переименовании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрослого при воспроизведении смысла человеческой деятельности посредством обобщенных и сокращенных действий, приобретающих характер изобразительных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.
  • Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
  • Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
  • Игра играет очень важное значение в развитии личности ребенка. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
  • Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Поэтому игры играют важную роль для формирования внимания.
  • Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение,1989. - 370 с.

2. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50.

3. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. - 2002. - № 7. - С. 29 - 43.

4. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. - М.: Мысль, 1989. - 420 с.

5. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М.: Радуга, 1988. - 410с.

6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психолог, произведения: В 2-х т. - М.: Радуга, 1983. - Т.1. - 323 с.

7. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Правда, 1986. - 448 с.

8. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 15; № 4.- С. 18-23.

9. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 370 с.

10. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с.

11. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Поддъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. - М.: Просвещение, 1987. - 390 с.

12. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, А.П.Усовой. - М.: Мысль, 1986. - 430 с.

13. Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения. //Дошкольное воспитание. - 1994. - №2. - С. 43-46.

14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1985. - Т.10. - 510 с.

15. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1988. - 345 с.

 

      ПРИЛОЖЕНИЯ

     Комплекс игр для развития мышления

     Составление предложений

     Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например: «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать в дополнение другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил карандаш в озеро»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

     Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

     Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился.

     Поиск общего

     Берутся наугад два слова, также мало связанных, например: «тарелка», «лодка». Следует найти как можно больше общих признаков, характерных для этих предметов. Ответы могут быть стандартными («изделия рук человека», «имеют глубину»). И, конечно, полезно попытаться найти побольше таких признаков, но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть в данном случае тарелку и лодку в совершенно новом свете; их оказывается не так уж мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Можно ввести и качественные критерии: начислять дополнительные баллы за оригинальность.

     Предлагаемая игра учит в разрозненном, несвязном материале находить множество общих моментов, «состыковок» и дает четкое представление о степени существенности признаков.

     Исключение лишнего слова

     Берутся любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те из них, которые имеют в чем-то сходные признаки, а одно «лишнее» слово, не обладающее этой общей особенностью, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить слово «собака», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

     Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но и легко, не «зацикливаясь», переходить от одних связей к другим. Она учит также удерживать в «поле мышления» одновременно несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что при этом формируется установка на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним - единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Информация о работе Игра в развитии познавательных процессов ребенка