Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию учения школьников.
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
1. Немного об истории игры
2. Педагогические возможности игры
2.1 Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры?
2.2 Процесс и цели игры
2.3 Функции игры
2.4 Дидактические игры
2.5 Структура проведения урока – игры
3. Условие эффективности игры
4. Деловые игры
В деловой игре существуют следующие этапы:
- информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний, умений и навыков;
- проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;
- поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе её глубокого теоретического осмысления;
- оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.
Такой целостный, многоступенчатый процесс создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога - руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-едагогической компетентности.
В
деловых играх решается сразу несколько
познавательных и воспитательных задач.
Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических
приёмов воздействует на такое интегральное
качество личности, как её готовность
к конкретной практической деятельности.
В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра - это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций. От игры - развлечения деловая игра отличается тем, что у неё есть «последействия» - то, что является социально-психологическим следствием участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим - «не повезло» - и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю». Сверх задача игры - это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество.
Подведение
итогов игры может быть различным по форме,
но обязательно включает анализ игры и
оценку деятельности её участников.
Заключение
В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.
С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.
С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся - феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни.
Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра
имеет значение и для формирования дружного
детского коллектива, и для формирования
самостоятельности, и для формирования
положительного отношения к труду, и для
исправлений некоторых отклонений в поведение
отдельных детей, и ещё для многого другого.
Если дети в коллективе будут обладать
всеми этими качествами, то процесс обучения
пойдёт интереснее, быстрее, качественнее.
Не нужно будет детей заставлять что-то
делать, учить, им это будет самим интересно,
они станут стремиться к знаниям.
Литература
Приложение
Игры, в которые играют.
Эта часть - прикладная. В ней я приведу различные игры, которые используются в педагогическом процессе. Они служат для разных целей: коммуникативная, интеллектуальная игры и другие требующие внимания, и смекалку учащихся.
Коммуникативная игра.
«Интервью». У каждого участника по очереди все желающие берут интервью. Вопросы могут быть самыми разнообразными, но конечно конкретные. Каждому задаётся 5-7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности.
«разведка». Игра происходит в форме диалога между участниками. В диалоге могут принимать участия сколько угодно пар одновременно. Каждый из участников получает записку - задание, в соответствии с которым каждый должен что-нибудь выяснить у напарника (например, где он был летом). Диалог следует вести так, чтобы напарник не узнал содержание задания. При этом за 5 минут, которые длиться диалог, надо постараться «разведать» что за задание у собеседника. По окончании диалога ведущий задаёт каждой стороне вопрос: «Что стремился выяснить ваш партнёр?». Тот, чьё задание разгадано, считается проигравшим.
Этот тип игр позволяет детям научиться общаться и точно высказывать свои мысли.
Игры - знакомства.
«Снежный ком». Все сидят в круге и называют свои имена, используя принцип «снежного кома» (каждый повторяет по порядку все имена до него, а затем называет своё имя).
«Комплимент». Участники сидят в кругу. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка этого человека ему нравится, и сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, благодарит партнёра.
Интеллектуальные игры.
«Задача в стихах». Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Они эмоциональны, легче запоминаются. Учитель, например, предлагает первоклассникам решить задачу:
Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?
(4 галки и 3 палки.)
Подобные математические стихи развивают смекалку, для этих игр нужны определённые знания.
«Колючая задача».
Лев старше дикобраза
В два с половиной раза,
А год назад в три раза старше был.
(Запомните всё это для полного ответа.
Но я ещё не всё вам сообщил.)
По сведеньям удода,
Тому назад три года
В семь раз лев старше был, чем дикобраз,
Учтите всё и взвесьте.
А сколько лет им вместе,
Позвольте мне теперь спросить у вас.
(льву - 10 лет, дикобразу - 4 года, вместе им - 14 лет.)
«Полёт туда и обратно». Задача на смекалку.
Из точки А в восточном направлении до точки В самолёт долетает за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А - за 1 час 20 минут. Почему?
Пояснение. Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полёта различными причинами, не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же.
«Арифметическая физкультминутка».
Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются на 1 - 10 -й. Каждый должен запомнить своё число. Руководитель называет то или иное число. Вызванный должен встать. Затем руководитель называет двухзначные числа, например, 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). Когда играющие это усвоят, руководитель предлагает встать не тем, кого он назвал, а их соседям слева и справа. После этого можно предложить участникам несложные примеры на сложение, умножение и т. п. далее можно предлагать и более сложные примеры. Нужно так подобрать примеры, чтобы в ответах не было повторяющихся цифр (55,88 и т. д.) и чтобы каждый мог активно участвовать.
Такие арифметические физкультминутки можно время от времени проводить, усложняя задания по мере приобретения детьми новых знаний. Они закрепляют пройденный материал и дают детям возможность отдохнуть с пользой, с интересом.
Существует
множество игр для уроков. Каждая игра
имеет свои цели и задачи. Одни направлены
на отдых детей, другие на закрепления
приобретённых знаний, третье - на проверку
смекалки и воле к победе. Некоторые игры
помогают детям раскрепоститься, почувствовать
свою значимость в коллективе.